ГЛ А В А 13

Строительство в Решме и Нагорном каменных приходских храмов

«Хороши были шатры решемских колоколен – ярославская кладка, стремящиеся к особенной стройности, резные оконца-слухи среди свежей побелки, смелый взлёт креста к облакам, реяние голубиных крыл над перекладинами крестов...» 1.

Р.А. Штильмарк

В СЕРЕДИНЕ XVIII в. в Решме и Нагорном взамен деревянных было возведено четыре каменных храма. Два из них, возведенные в Решме, стали преемниками упоминавшегося выше Рождественского женского монастыря.

Как писалось выше, издавна над Решмой, на высоком нагорном берегу находилась приходская церковь, состоящая из двух храмов – Воскресенского (летнего) и Никольского (зимнего). Ниже по склону, по-видимому, во второй половине XVII в. встали два храма Рождественского женского монастыря.

Точное время упразднения Рождественского монастыря неизвестно.

Последнее упоминание о нем относится к 1743 г. Вероятно, монастырь был упразднен в ходе секуляризационной реформы в 1764 г. и обращен в приходскую церковь слободы Решма. Однако возможно, что упразднение обители произошло еще раньше – во второй половине 40-х или в 50-е годы XVIII в.

Приходские каменные храмы в Решме могли быть построены в 40-60 годы XVIII в., скорее всего, уже после упразднения монастыря.

Что послужило причиной замены деревянных храмов каменными, мы не знаем. Обычными причинами этого служили или ветхость деревянных храмов или их гибель в результате пожара.

В XVIII – первой половине XIX вв. большинство храмов в сельской местности строилось на средства местных помещиков. Однако Решма в XVIII в.

принадлежала лично царю, и, следовательно, храмы в ней могли быть построены только на средства здешних крестьян. То же самое надо сказать и о крестьянах села Нагорного.

Позднее, в 1797 г., дворцовые владения были преобразованы в удельные земли. В «Истории уделов» сказано: «Церкви в удельных имениях строились обычно на средства самих прихожан; решив построить новый храм или исправить уже существующий, крестьяне сами и сбирали необходимую на то сумму» 2. Скорее всего, подобное правило действовало в дворцовых селениях и до 1797 г.

Таким образом, все расходы по строительству в Решме и Нагорном каменных храмов легли на плечи местных прихожан.

Основные затраты на храмовое строительство складываются из расходов на стройматериалы (кирпич, дерево, металл для оконных решеток, связей, кровли и т.д.) и на оплату труда строителей. После завершения каменных работ надо делать иконостасы, расписывать стены стенным письмом. Если деревянный храм погиб при пожаре и иконы из него не успели вынести, то их также нужно было заказывать иконописцам.

Все эти затраты легли на жителей Решмы, Нагорного и окрестных приходских деревень. Конечно, основными жертвователями наверняка выступили местные купцы и богатые крестьяне. Вспомним, что один из престолов Христорождественского храма в Решме был посвящен прп. Иоанну Рыльскому. Выше мы предполагали, что прп. Иоанн Рыльский, возможно, был святым покровителем основателя Рождественского монастыря. Но, может быть, этот болгарский святой не имел никакого отношения к Решемскому монастырю, а был покровителем кого-то из главных жертвователей на строительство каменного Христорождественского храма. За период с 1722 по 1764 г. в Решме числился только один крестьянин, записавшийся в купечество 3. Не был ли его покровителем прп. Иоанн Рыльский? В строительстве храмов, конечно, так или иначе участвовали все прихожане. Кто-то жертвовал деньги, кто-то – строительные материалы, кто-то работал на подсобных работах и т.д.

Сам факт возведения в середине XVIII в. в Решме и Нагорном величественного ансамбля из четырех храмов говорит, во-первых, о зажиточности и предприимчивости местных жителей, а, во-вторых, об их религиозности и силе веры. Строительство каменных храмов, несомненно, явилось их коллективным подвигом.

Вероятно, где-то неподалеку от места строительства был создан кирпичный завод, делавший кирпичи, из которых возводились храмы. В то время это являлось обычной практикой: делать кирпичи на месте было гораздо дешевле, чем покупать их где-то и затем доставлять на стройку (именно так поступила в начале XX в. игумения Досифея, начавшая в Решемском монастыре большое каменное строительство).

Возведение храмов в Нагорном

КОГДА началось возведение храмов в Решме и Нагорном, точно неизвестно.

Из всех четырех храмов мы знаем только дату освящения Воскресенского храма в Нагорном – 1754 г. 4 Следовательно, начало возведения его предположительно можно отнести к началу 50-х годов XVIII в.

Сомнительно, чтобы строительство велось одновременно и в Решме и в Нагорном. Вероятно, вначале оно завершилось в одном месте, а потом уже началось в другом.

В Нагорном взамен деревянных было возведено два храма – Воскресенский и Никольский. Оба они сохранили свои исторические престолы, которые находились в деревянных церквях. Как писалось выше, освящение Воскресенского храма состоялось в 1754 г. Это был «летний» (неотапливаемый)

Село Нагорное. Церковь Воскресения Христова. Вид с северо-запада.

Фото начала XX в.

храм, в котором богослужения совершались в теплое время года. Большой, пятиглавый, с шатровой колокольней храм занял доминирующее положение в пейзаже верхней части Решмы-Нагорного.

Основу Воскресенского храма составлял высокий двусветный четверик, к которому с запада примыкала большая трапезная, а с востока – трехабсидная алтарная часть. Четверик увенчивало традиционное пятиглавие – пять чешуйчатых глав, покоящихся на восьмигранных барабанах.

Церковь Воскресения Христова. Вид с востока.

Фото начала XX в.

К трапезной примыкала колокольня, представлявшая собой «восьмигранное столпообразное сооружение, завершенное высоким шатром, костромского типа. Её основание служило притвором церкви Воскресения» 5.

По воспоминаниям старожилов, в начале XX в. на колокольне висело 5 колоколов – один большой и четыре маленьких 6.

Окна нижнего и верхнего ярусов храмового здания отличаются друг от друга своим декором: «Арочные окошки помещены в неглубокие ниши той же формы, высокая верхняя часть которых отделена полочкой. Наличники второго яруса – гребешковые барочные, изящного рисунка» 7.

Храм был однопрестольный – в нем, как, по-видимому, и в его деревянном предшественнике, имелся только один престол – во славу Воскресения Иисуса Христа 8.

Внутри четверика был установлен большой иконостас, а стены храма расписаны стенными росписями. Какая артель изографов выполнила их, неизвестно. Часть росписей в полуразрушенном церковном здании сохранилась до сих пор.

Как правило, новопостроенные церкви освящает правящий архиерей.

Вероятнее всего, освящение Воскресенского храма в 1754 г. совершил епископ 98 Н. А. Зонтиков. Макариево-Решемский монастырь: вехи истории Суздальский и Юрьевский Порфирий (Крайский)*. Несомненно, что приезд владыки Порфирия из Суздаля и освящение им храма стало большим праздником для всех жителей Решмы-Нагорного и окрестных селений.

Возле Воскресенского храма был построен небольшой Никольский храм.

Он отапливался печами и именовался «зимним»: богослужения в нем совершались в холодное время года.

Основу Никольского храма составлял квадратный в плане четверик, к которому с запада примыкала такая же квадратная трапезная, а с востока – полукруглая абсида. Храм венчала одна глава на высоком граненом барабане.

Никольский храм также являлся однопрестольным: его единственный престол был освящен во имя святителя Николая Чудотворца 10.

Точное время возведения Никольской церкви неизвестно. Обе справочные книги по Костромской епархии 1863 г. и 1912 гг. говорят о ней одинаково: «...когда и кем построена, о том сведений не сохранилось» 11; «когда построена и на какие средства, неизвестно» 12.

«Свод памятников» по Ивановской области датирует время её возведения «около сер. 18 в.» 13 Вероятнее всего, Никольский храм был возведен в 50-е годы XVIII в.

Вокруг храмов находилось приходское и кладбище.

Престольными праздниками Воскресенского Нагорновского прихода были: Воскресение Христово (Пасха) и Николин день (9/22 мая и 6/19 декабря).

Возведение храмов в Решме

В СЕРЕДИНЕ XVIII в. в Решме также построили каменную приходскую церковь, состоящую из двух храмов – летнего и зимнего. Летний храм в честь Рождества Христова был пятиглавым, трехабсидным, с высокой шатровой колокольней. Он имел один престол – в честь Рождества Христова 14. Рядом выстроили небольшой одноглавый зимний храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. В нем было два престола: 1) в честь Смоленской иконы Божией Матери и 2) во имя прп. Иоанна Рыльского 15.

Летний храм с колокольней стоял выше по склону берега, небольшой зимний храм находился чуть ниже. О времени построения решемских храмов обе справочные книги по Костромской епархии говорят одинаково. Издание 1863 г.: «Та и другая церкви, когда и кем построены, о том сведений не сохранилось» 16. Издание 1911 г.: «Когда построены церкви, и на какие средства, неизвестно» 17.

Однако, вероятно, каменные храмы в Решме были построены позже, чем в Нагорном.

На старых фотографиях обе колокольни – решемская и нагорновская – и кажутся близнецами. Обе высокие, шатровые, относящиеся к типу «восьмерик на четверике». Однако, по воспоминаниям старожилов, колокольни существенно отличались друг от друга в конструктивном отношении. Шатер решемской колокольни был целиком выложен из кирпичей. Шатер же нагорновской колокольни имел в основе своей деревянный каркас, покрытый металлической кровлей. С одной стороны, это позволяет предположить, что решемская колокольня была построена раньше, чем колокольня в Нагорном.

* Порфирий (Петр Николаевич Крайский; 1707 – 1768 гг.) – епископ Суздальский и Юрьевский в 1748-1755 гг., епископ Коломенский и Каширский в 1755-1763 гг., епископ Белгородский и Обоянский в 1763-1768 гг. Скончался в Белгороде 9.

Слобода Решма. Церковь Рождества Христова. Фото начала XX в.

С другой стороны, возможно, что деревянный каркас шатра нагорновской колокольни – это просто следствие экономии средств и не может служить указателем о времени её возведения.

Решемская колокольня имеет и еще одно отличие. Если присмотреться к старым фотографиям, то мы увидим, что колокольня в Решме имеет архитектурный элемент, которого нет у колокольни в Нагорном. Это – «корона» из зубчиков, которая украшает ярус звона* колокольни. При этом точно такая же «корона» украшала ярус звона на шатровой колокольне Троицкого собора Макариево-Решемского монастыря, освящение которого состоялось в 1767 г.

* Звон – верхняя часть колокольни, где висят колокола.

С учетом этого, можно предположить, что решемские храмы построены позже храмов в Нагорном. Скорее всего, их строительство произошло уже после того, как Рождественский монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь.

На колокольне решемской церкви был установлен традиционный набор из семи колоколов. Самый большой колокол весил 411 пудов (6 тонн 576 кг) 18.

Часть колоколов, вероятно, перенесли на каменную колокольню с её деревянной предшественницы. Почти два века колокольный звон с решемской колокольни разносился над водною гладью Волги на много верст вокруг...

Как уже не раз писалось, в зимнем храме во имя Смоленской иконы Божией Матери был придел во имя прп. Иоанна Рыльского. Из сохранившейся описи 1922 г. удивляет большое количество икон этого святого в Смоленском храме. Разумеется, здесь имелся храмовый придельный образ прп. Иоанна Рыльского в «медной вызолоченной ризе» 19. Но здесь же было еще 4 образа преподобного: икона «с медным венцом и цатой» 20, икона «в медной ризе» 21, аналойный образ и икона св. мученика Харлампия, прп. Иоанна Рыльского и св. Анны пророчицы 22. Последний образ особенно интересен: вероятнее всего, это – изображение святых покровителей целой семьи (например, отца, матери и сына). Наличие данной иконы и обилие образов прп. Иоанна Рыльского, подкрепляет нашу версию о том, что прп. Иоанн был святым покровителем одного из строителей храмов в Решме.

Престольными праздниками Решемского Христорождественского прихода были: Рождество Христово (25 декабря/7 января), Смоленская икона Божией Матери (28 июля/10 августа), память прп. Иоанна Рыльского (18/31 августа и 19 октября/1 ноября).

Возведение в Решме каменной часовни во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

ЧЕРЕЗ несколько десятилетий после возведения решемских храмов, их ансамбль дополнила небольшая каменная часовня, поставленная между храмом Рождества Христова и Смоленским храмом. По сохранившимся фотографиям видно, что она была восьмигранная в плане и увенчана сферическим куполом с небольшой главкой.

Время построения часовни неизвестно. Судя по архитектуре, её возвели, скорее всего, в начале XIX в.

Часовня эта относилась к весьма редкому типу: она была надкладезная и стояла над почитаемым водным источником. Скорее всего, каменная часовня сменила собой деревянную, стоявшую раньше на этом месте, вероятно, еще во времена существования Рождественского женского монастыря.

Часовня гармонично вписалась в общий ансамбль храмовой группы.

Она была приписана к Решемской церкви. В клировых ведомостях последней говорилось: «Церкви принадлежит каменная часовня, стоящая возле церкви» 23. В справочной книге 1911 г. упоминается, что церковь в Решме ежегодно имеет «25 рублей в год дохода от часовни» 24.

Решма.

На фоне церкви Рождества Христова виднеется часовня во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Фото 30-х годов XX в.

По описи 1929 г. известно, что внутри часовни находился большой деревянный крест и 12 икон (две в медных ризах и десять – без риз) 25.

К сожалению, во имя какого святого или в честь какого праздника была освящена часовня, неизвестно. Часовни над водяными источниками нередко посвящались святой мученице Параскеве Пятнице 26. Поэтому можно было бы предположить, что часовня в Решме посвящена этой широко почитаемой в народе святой. Однако, согласно описи 1923 г., в ней не имелось ни одной иконы Параскевы Пятницы. Зато в ней была икона Божией Матери «Живоносный источник» 27, которая в описи значится «с ручкой», то есть она имела древко, на котором образ выносился из часовни 28. По-видимому, надкладезная часовня в Решме была посвящена именно образу Божией Матери «Живописный Источник». Если наше предположение верно, то часовенный праздник приходился на пятницу Светлой седмицы, когда отмечается праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Церковный Нагорно-Решемский ансамбль

МОЖНО предположить следующую очередность каменного строительства в Нагорном, Решме и монастыре. Вначале был возведен Воскресенский храм в Нагорном (1754 г.), примерно тогда же построен и зимний Никольский, затем во второй половине 50-х – начале 60-х годов – ансамбль из двух храмов в Решме, и в 60-е годы, – Троицкий собор монастыря (1767 г.).

Позднее – по-видимому, в первой половине XIX в. – все четыре храма окружила каменная ограда. С западной стороны в ней было двое Святых ворот: одни находились напротив Никольской церкви, другие – вниз по склону к Волге, напротив Смоленской церкви. С северной и восточной стороны в ограде имелись калитки 29. Внутри ограды находилось кладбище.

102 Н. А. Зонтиков. Макариево-Решемский монастырь: вехи истории Церковный Решемско-Нагорновский ансамбль уникален. Нам неизвестен иной случай*, чтобы фактически в одном селении бок-о-бок стояло четыре храма (такого в XVIII-XIX вв. не было даже в некоторых уездных городах).

Во всяком случае, ни в одном селе на Верхней Волге, в пределах Тверской, Ярославской, Костромской и Нижегородской губерниях подобного ансамбля приходских храмов не имелось. Особое своеобразие ему придавали две высокие шатровые колокольни-близнецы, возвышающиеся над берегом.

Известно, что каменные шатровые колокольни появились в России во второй половине XVII в., когда одним из последствий церковного раскола стал запрет на возведение шатровых храмов. Шатровые храмы строить перестали, но зато стали возводить шатровые колокольни, прекрасные образцы которых существовали и сохранились доныне в Романове-Борисоглебске (Тутаеве), Ярославле, Костроме, Кинешме и др. Шатровые колокольни повторяли деревянные, которые строились по типу «восьмерик на четверике».

Восьмигранный столп колокольни опирался на могучий четверик основания, а вверху восьмигранник колокольни после яруса звонов завершался высоким крутым шатром. Шатровые колокольни возводились более ста лет, традиция их возведения постепенно угасла к концу XVIII в.

Шатровые колокольни – одно из наиболее ярких явлений отечественного зодчества. Колокольни в Решме и Нагорном – замечательный пример зодчества XVIII в., во многом еще пропитанного духом допетровской Руси.

Решемско-Нагорновский церковный ансамбль. Слева – Воскресенский храм села Нагорного, справа – Христорождественский храм слободы Решмы. Чуть ниже – Смоленский зимний храм. Никольский зимний храм на снимке не виден, так как его закрывает Христорождественский храм. Открытка начала XX в.

* За исключением сёл Дунилово и Горицы в Шуйском уезде Владимирской губернии (совр. Шуйский район Ивановской обл.). Оба эти села, разделяемые р. Тезой, фактически представляли собой единый населенный пункт, в котором к началу XX в. было десять храмов 30.

В решемской колокольне наверх вела винтовая лестница, устроенная в толще кирпичной кладки и освещаемая через узкие оконца. С верха колокольни открывался замечательный вид на изгибающуюся внизу Волгу, на волжские дали, на поля и перелески левого берега...* Более чем на два века остроконечные вертикали колоколен стали главными опознавательными знаками Решмы и Нагорного. Словно два маяка, встречали они тех, кто плыл издалека по Волге снизу или сверху.

Писатель Р.А. Штильмарк, в детские годы, в начале XX в., живший в Решме на даче, вспоминал: «Хороши были шатры решемских колоколен – ярославская кладка, стремящиеся к особенной стройности резные оконца-слухи среди свежей побелки, смелый взлёт креста к облакам, реяние голубиных крыл над перекладинами крестов...» 31 Возведенные в середине XVIII в. белые храмы Решмы и Нагорного, словно флотилия кораблей, проплыли сквозь времена и эпохи. Бури XX в. отправили «на дно» два храма-корабля, третий получил множество пробоин и повреждений, и лишь четвертый пострадал относительно немного и вновь высоко возносит свой флаг-крест...

* Автор этих строк в 1963 г. поднимался на еще существовавшую колокольню Христорождественской церкви.

Russian Orthodox Church