КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЧАСОВНЯ ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ в г. БУЕ


Буй. Часовня Параскевы Пятницы в панораме Сенной площади. Фото начала ХХ в.

Предполагаемая к восстановлению часовня Параскевы Пятницы стояла на центральной торговой площади города (бывшей Сенной, ныне Советской*), в непосредственной близости от Благовещенского собора, составляя с ним единый архитектурный комплекс.

Часовня снесена в послевоенные годы, не будучи обмерена. Тем не менее сохранились два сделанные с неё фотоснимка, позволяющие достаточно достоверно реконструировать её внешний вид. Ре зультаты анализа фотографий легли в основу предлагаемого проекта.

Судя по внешнему облику, она построена в период позднего классицизма, скорее всего, в 30–40-е годы XIX века. Это небольшая купольная ротонда с двухколонным тосканским портиком перед входом, с фигурным восьмигранным завершением купола и восьмиконечным крестом на довольно крупном шаре. Фасады здания были оштукатурены и окра шены известью. Особенностью местоположения часовни было то, что она поставлена у края Сенной площади вплотную к линии домов смежного квартала; вход в неё был обращён на площадь, где ныне проходит проезжая часть улицы. Ради удобства ис пользования здания, мы вынуждены повернуть его ось на 90°, сделав вход со стороны газона, отделяющего проезжую часть от жилой застройки. Для часовен это канонически допустимо; крест, венчающий здание, и в этом случае должен быть обращён ко входу, независимо от ориентации по странам света.

Видимо, в конце XIX века Пятницкая часовня получила кирпичную кольцевую ограду в виде стол бов на цоколе с металлическими звеньями и ворота ми перед входом. Проектом предусмотрено её восстановление.

Ввиду дефицита красного доброкачественного кирпича Пятницкую часовню придётся делать из си ликатного кирпича, за исключением цокольных частей и самого здания и ограды, которые непременно должны быть краснокирпичными. Обязательным условием должно быть применение сложного (с добавлением гашёной извести) раствора – как для кладки, так и для штукатурки. Для достижения точности профилей карнизов на фасадах и капи телей колонн и пилястр предлагается отливать их (по частям) в формах из бетона и монтировать вме сте с кладкой. Этот метод с успехом применяется при восстановлении культовых зданий в Костроме и других городах России. Внутренний карниз в основа нии купола вытягивается традиционно, по шаблону.

Пояснительная записка к проекту восстановления часовни. Текст датирован декабрём 1999 г. // Архив автора. Был опубликован с небольшой редакторской правкой на сайте МОУ СОШ № 1 г. Буй (см. Библиографию в конце книги). (Прим. ред.)

* Правильно: Октябрьской революции. (Прим. ред.)

Для облегчения стен и удешевления строитель ных работ купол церкви запроектирован деревян ным, в виде криволинейных журавцов, опёртых на кольцевой мауэрлат, сходящихся в зените свода. Из дерева выполняется и фигурное завершение купола, должное быть окрашенным в белый цвет, подобно стенам здания. Венчающий крест, яблоко под ним и конус ниже предлагается выполнить из листовой стали (толщиной 0,5 мм) с напылением нитрида титана, имитирующего позолоту. Это относительно недорогое покрытие имеет гарантийный срок сохранности не менее 50 лет. Консультации по получению и использованию этого материала можно получить в Ко стромской епархии. Кровля купола (должного иметь утепление из шлаковаты) – из чёрного, окрашенного зеленью железа. То же относится к покрытию фрон тона, столбов и цоколя ограды.

Из деревянных пластин делаются горизонтальные перемычки окон и двери; выше их устраивается так называемая «нижегородская перемычка».

Поскольку часовня должна быть отапливаемой, предусматриваются спаренные оконные переплёты. Окна снабжаются металлическими решётками и внутренними складными железными ставнями. Двустворчатые железные ставни устанавливаются перед дверями.

Полы внутри здания – мозаичные, с фризовым кольцом по периметру – в два тона: светло-серый и красный. Подобным образом могут быть выполнены наружные лестницы и пол площадки под портиком.

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края

Часовня Параскевы Пятницы в Буе

Фундаменты и часовни и ограды могут быть сделаны на буронабивных железобетонных сваях с железнобетонным ростверком.

Перед началом строительных работ необходимо учредить наблюдательную группу, контролирующую ход работ, определяющую их последовательность и сроки выполнения. Как непременное условие должно

быть обеспечено регулярное присутствие на пло щадке автора проекта и постоянный архитектурный контроль.

Епархиальный архитектор Л. С. Васильев

Буй. Часовня Параскевы Пятницы. Фото 2011 г.*

* Цветное фото 2002 г. см. на цветной вкладке, стр. VII. (Прим. ред.) Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края

ПРОЕКТ НАДГРОБИЯ Е. В. ЧЕСТНЯКОВУ

В соответствии с характером творчества известного русского народного художника Е. В. Честнякова, предлагаемый проект надгробия выполнен с использованием традиций русской народной архитектуры, по мотивам надгробий с погостов Русского Севера, а именно – Архангельской и Вологодской областей. Уместность подобной трактовки надгробия определяется общностью исконной художественной культуры Костромского края с северными русскими областями и всем миром художественных образов Е. В. Честнякова.

Ныне над могилой стоит крест, выполненный из круглого стального прутка, весьма заурядный по формам; участок могилы обнесён столь же малохуд ожественной металлической оградой, как и крест, окрашенной алюминиевой краской. Банальность нынешнего оформления могилы художника ни в коей мере не соответствует его значению в русской худо жественной культуре.

В соответствии с проектом, над могильным холмом предлагается установить небольшой прямоугольный сруб под двускатной тесовой кровлей, с киотом на коньке. Под основание сруба, по его пери метру, должны быть положены булыжники. Это делается для укрепления могильного холма и предохра нения нижнего венца от намокания, что обеспечит достаточную долговечность надгробия.

Конструкция сруба и кровли типична для упомянутых прототипов; она включает слеги, коньковое бревно, охлупень, стамики, лобовые доски, верхний тёс кровли с окончаниями в виде копий. На кровле, в основании киота, устанавливаются деревянные гребни, композиционно создающие к нему переход. В торцовых стенках сруба устраиваются прямоуголь ные проёмы продухов, имеющие и особое назначение: по установившейся традиции, местные почита тели Е. В. Честнякова касаются рукой земли могиль ного холма.

Киот опирается на столбик, пропущенный сквозь коньковое бревно, и состоит из профилированного подпятника, двух боковых стоек и резного вершника, служащих вместе обрамлением для прямоугольной

Пояснительная записка к проекту надгробия Е. В. Честнякову. Текст датирован мартом 1987 г. // Архив автора. Публикуется впервые. (Прим. ред.)

доски, предназначенной для посвятительных надписей. Завершение киота – в виде крутой двускатной крыши из досок, прикреплённых к торцам вершника. На верхней площадке вершника предлагается поставить деревянную скульптурную фигурку сидящей крестьянской девочки – образ многих картин худож ника*.

Русской деревянной архитектуре, в особенности предметам прикладного искусства, была не чужда полихромия. В известных границах уместна она и при оформлении могилы художника. Поэтому, остав ляя сруб надгробия серым, мы предлагаем – в соответствии с народными традициями – окрасить красной земляной охрой: кровлю, охлупень, стамики, бо ковые гребни, подпятник и кровлю киота. Боковые обкладки и вершник киота окрашиваются светлой охрой. На них, в соответствии с эскизом, красной охрой наносится травяной орнамент. Внутренняя доска киота с обеих сторон окрашивается светлым голубцом, по которому красной охрой будут нанесе ны посвятительные надписи. Окраска фигурки девочки должна имитировать крестьянскую одежду: платье белого полотна, лапти и т. д. Окончательное цветовое решение фигурки должно быть согласовано с автором проекта. Предлагаемый состав красок: краситель на масляной основе с добавкой парафи на, растворённого в бензине (для снятия блеска).

Проектом предлагается расширить участок мо гилы за счёт включения с двух сторон свободного пространства, устройства скамьи из осиновой плахи и устройства низкой жердевой ограды на деревян ных столбах. Существующая металлическая ограда снимается. Калитка переносится на противоположн ую, западную сторону участка, со стороны аллеи.

Все элементы надгробия, ограды и скамьи предлагается изготовить на базе реставрационной мастерской и в разобранном виде доставить на ме сто установки.

Текст посвятительных надписей в киоте:

лицевая сторона –

«Ефим Васильевич Честняков

1875–1961»,

оборотная сторона –

«Художник сказочных чудес».

* См. рис. на следующей стр. (Прим. ред.) Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края

Проект надгробия Е. В. Честнякову

Фрагмент чертежа из проектной документации

Как сообщал Л. С. Васильеву в Ярославль в письме от 7.2.1984 художник Э. А. Репин, 2 февраля 1984 г. в областном отделении ВООПИиК обсуждался вопрос об установке памятника по проекту Л. С. Васильева на могиле Е. В. Честнякова к 110-летию последнего, в декабре 1984 г. К. Г. Тороп высказала мнение, что «этим делом надо заниматься Игнатьеву В. Я.» (известный костромской деятель культуры, директор областного художественного музея), т. к. «это его родная тема, дело его жизни и пр.». Вопрос остался открытым, отчасти и потому, что чертёж, находившийся у Р. Никитина, не был представлен на обозрение. Тем не менее Э. Репин собирался продвигать идею установить надгробие по проекту Л. С. Васильева и просил его в том же письме сделать примерную сметную стоимость проектируемого сооружения. (Прим. ред.)

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края

ПАМЯТНЫЙ ЗНАК НА МОГИЛАХ А. Ю. ПУШКИНА И ЕГО ПОТОМКОВ

Памятный знак, в окружении кованой железной ограды, изготовляется из чёрного полированного камня 12 х 60 х 120 см, в виде стелы, поставленной на цоколь из того же камня. Стела увенчивается ко ваным крестом; по бокам её устанавливаются кованые дугообразные решётки. Буквы подписи врезают ся, как и окружающая их овальная рамка. В соответ ствии с принятой технологией, они должны быть вызолочены «тяжёлым» золотом. Кованые детали, включая крест, окрашиваются в тёмно-серый с серебристым отливом цвет, с применением алюминиевой

Памятный знак на могилах А. Ю. Пушкина и его потомков в деревне Козловка Островского района. Фото Г. П. Белякова. 2002 г.

Текст надписи:

«Здесь у Димитриевской церкви похоронен двоюродный дядя А. С. Пушкина АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ ПУШКИН (1777–1854), его дети и внуки»

пудры. Копья, шарики шишечек и крест рекомендуется вызолотить с применением аэрозоля типа «кинг», с последующим нанесением масляного лака.

Основанием каменной стелы могут быть железобетонные блоки с общей высотой не менее 120 см или монолитный бетонный фундамент.

Для ограды необходим бетонный цоколь шири ной около 40 см, с фундаментом не менее 60 см, с песчаной подушкой в основании. Цоколь лучше отлить в дощатой опалубке.

Текст датирован 29 ноября 2001 г. // Архив автора. Публикуется впервые. За эту работу Л. С. Васильеву было в июле 2003 г. направлено Благодарственное письмо Администрации Костромской области. (Прим. ред.)

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края

«Если мы хотим называться цивилизованным обществом…»

В этой части книги приведены материалы, показывающие не только творческую, но и пуб лицистическую борьбу Л. С. Васильева за сохра нение и развитие культурного наследия и шире – культуры вообще. Это газетные статьи, как по шедшие в печать, так и оставшиеся до сих пор не опубликованными, служебные письма, технические заключения, отзывы, рецензии, записи выступлений и даже такой памятник эпохи, как воззвание к общественности. Выборочно редакция включила и черновые и неоконченные на броски: хотя они вряд ли вышли за пределы ра бочего стола автора, но не вызывает сомнений, что мыслями и проблемами, поднятыми в них, Л. С. Васильев широко делился с окружающими, с коллегами, с начальством, и это тоже косвен ные памятники его борьбы, к тому же нередко содержащие небезынтересную историческую конкретику. Они собраны в четырёх «географи ческих » разделах (отражающих перипетии жиз ненного пути Л. С. Васильева), внутри которых расположены в хронологическом порядке. Завершающий, пятый раздел этой части книги со держит воспоминания Л. С. Васильева о колле гах и соратниках-реставраторах и служит естественным переходом к заключительной, биографической и библиографической части книги (где тоже немало материалов, которые могли бы войти и в эту часть книги: ведь рыцарская, и в ро ландовом и в дон-кихотском смыслах этого слова, служба своему главному идеалу определила и канву жизни, и лучшее – главное – в личности Л. С. Васильева). Примечания к текстам, кроме оговорённых, сделаны редакцией.

Л. С. Васильев. Фото 1960-х гг. Йошкар-Ола

< МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК А. Н. ОСТРОВСКОГО «ЩЕЛЫКОВО» ... ... О ПАМЯТНИКЕ СУСАНИНУ >