Часовня Рождества Иоанна Предтечи и Веры, Надежды, Любови и матери их Софии - Плосково, урочище

Судайский сельский совет

Имеет богатую историю. Сюда входит бывший город Судай. Поставлен он в 1536 г. на реке Сундобе, на Идском городище. В 1542 г. его перенесли на более выгодное для обороны место — на берег реки Виги. Судай, как и соседние с ним города: Парфеньев, Кологрив, Кадый, Буй и др., был основан на северо-восточной границе Московского государства, на так называемом Казанском оборонительном рубеже. Окологородняя (Жоховская) волость у Судая неоднократно в XVI веке подвергалась набегам татар. «В 1521 г. приходили татаровя на Жогово и Шартоново и до Сухоны доходили, во единой волости в полон взяли и иссекоша полсеми тысячи христиан»,— записано в «Галичском летописце».

Крепость в Судае была деревянная, построенная из городней, поставленных в линию деревянных срубов, засыпанных внутри землей для устойчивости. По углам стен и в промежутках стояли бани, в которых размещались пушки и затинные пищали (легкие пушки). Обслуживали их пушкари, которые жили в особой пушкарской слободке, стоявшей на речке Глушице.

В Судайскую осаду входили волости: Окологородняя, или Жоховская, Воцкая, Шартоновская, Высокосельская, Тормановская, Вохтомская, Идская и Егорьевские починки.

Судай был административно-военным центром осады. В нем был свой воевода с приказной избой, с находившейся здесь же штатной военной командой. Здесь был питейный дом (кабак), соляной амбар для продажи соли и стояли дома семейных солдат. Но посадских и торговых людей в Судае не было.

Деревни и села Судайской осады в 1609 и 1614 г. сильно пострадали от польско-шляхетских интервентов, когда их отряды действовали в Галичском уезде.

Упоминается Судай и в книге «Большого Чертежа»: «А против Соли-Галицкой город Судай с другой стороны пала река Вига, потоку Виги сто верст». Существовала легенда: когда в городе казнили преступника, он успевал только крикнуть: «Суд-ай», отсюда якобы и название города.

В Судае летняя Благовещенская церковь с каменной колокольней, построена в 1830 г. попечением местного помещика, известного Тертия Степановича Борноволокова — члена Вольного Экономического общества и управителя Аляски.

Зимняя Благовещенская церковь чаще называлась Воскресенской, построена она в 1792 г. Соборная церковь в Судае — Одигитриевской Божией Матери, построена 1805 г.. На месте этих каменных церквей раньше стояли деревянные. Одигитриевская деревянная церковь в крепости была построена в 1738 г., возможно, по проекту знаменитого архитектора И.Ф. Мичурина. Его служитель Сидор Терентьевич Чепанов писал в Патриарший приказ: «Церковь Одигитриевская в Судае, вместо сгоревшей, построена и к освящению готова».

В 1670 г., когда на Унже появился отряд разинцев под командованием атамана Ильи Иванова, их преследовали царские стрельцы воеводы Нарбекова: в городе Унже разинцы разбились на ватаги и пошли на север, укрыться до весны. Часть разинцев шла через Судай на Тотьму. Но ватаги были окружены. С юга, из Юрьевца, их преследовал воевода Нарбеков, с запада на Галич шел отряд московских стрельцов воеводы Вельяминова. По приказу галичского воеводы Семена Нестерова в Судай был послан галичский губной староста Афанасий Невельский с солдатами. Пойманный им разинец Якушка Иванов был отправлен для допроса в Галич, его сопровождали туда судайский губной целовальник Якунко Прокофьев и пушкарь Игашка Евстофеев. На дороге они встретили стрелецкого полуголову Ивана Ефимьева с отрядом стрельцов, тот приказал взять разинца с собой для суда и наказания. В переписи 1646 г. о Судае сказано: «В Судае на посаде посадских людей бобылей Петрушка Андреев, Ивашка Золотовин, Ивашка Митушин, всего три двора да двор Новозерского монастыря пуст».

В то время в Судае было всего три двора жителей. Но в переписи 1646 г. не указаны дворы священников, приказных и служивых людей, так как они учитывались в отдельных переписях.

В переписи 1678 г. сказано: «В пригородке (Галича. — Д.Б.) Судае посадских тяглых людей и бобылей нет».

В архиве Древних актов в Москве хранятся дела Судайской воеводской канцелярии, в основном касающиеся бытовой стороны жизни Судая. В 1762 г. подканцелярист Антон Бороздин напился пьяным и ходил по Судаю, выкрикивая «слово и дело», страшные по тем временам слова, так как они означали государственную тайну, и для разбора сказавшего эти слова отправляли в Тайную канцелярию. Протрезвившийся Бороздин при допросе у воеводы заявил, что кричал он «слово и дернет» в пьянстве. Воевода Прохор Бовыкин приказал: «За кричание государева «слово дело» да за пьянство и за прочие недобропорядочные поступки в страх другим бить публично батогами и впредь ни к каким делам оного Бороздина не определять». В тот же день «публичное наказание учинено, бит батогами»,— записано в журнале воеводской канцелярии.

Деревня Яковлевское с деревнями Григорково, Иевслево, Семеново, Борзынино, Рубцово принадлежала Я.Н.Упанову, служившему судьей в Галиче и жившему в усадьбе Ворваж.

Деревня Ефимовская находилась в Жоховской волости и в 1646 г. была у боярина князя Ивана Васильевича Голицына. Этот боярин участвовал в разоблачении Лжедмитрия I, а потом был сослан в Пермь за то, что на царском пиру отказался, из-за своей боярской спеси, сесть с соседом ниже его по родовитости. В 1678 г. деревня по наследству перешла к полковнику и голове московских стрельцов Б.Д. Нетесову. А в начале XVIII века деревня была у И.С.Майкова — пращура поэта A.M. Майкова.

Деревня Желудьево. Здесь была усадьба, принадлежавшая небогатым помещикам Горталовым и их родственникам Сальковым. В 1773 г. владелец Желудьева Матвей Данилович Горталов служил в армии за границей. В усадьбе жила жена его Прасковья Васильевна, но дворовые ее не слушались, и она жаловалась в Судайскую воеводскую канцелярию: «А ныне не знаемо по какому возмущению дворовые люди и мои крестьяне учинились мне ослушны, а пуще к тому заводчики Иван Савельев и Борис Харитонов». По приказу воеводы этих крестьян наказали в Судае батогами.

Деревни Жарки и Огарково. В 1627 г. в них было пять крепостных дворов и принадлежали они судайским пушкарям и рассыльщикам. Получили они этих крестьян в качестве жалования за службу.

Деревня Зельево. Здесь была усадьба с тем же названием, принадлежавшая Ивану Григорьевичу Бартеневу, деду Ивана Дмитриевича Бартенева. И.Д.Бартенев, друг декабриста Раевского, был сослан на Кавказ в действующую армию. Позже он был в дружбе с А.И.Герценом.

В Зельеве в 1670 г. состоялась казнь разинца Михаила Титова. Когда отряд разинцев атамана Ильи Иванова, разделившийся в г. Унже на ватаги (отдельные отряды), уходил на север, одна из ватаг шла через Судай, и подоспевшие из Галича царские стрельцы выловили их. Схваченный в деревне Зельеве М.Титов на допросе показал: «С вором де он с Ильюшкой Ивановым с товарищи в Судайской и Кологривской осадах ездя воровали домы, детей боярских разоряли и их рубили». «И того числа вор Мишка за то свое воровство в Судайской осаде в деревне Зельево казнен, руки и ноги отсечены и повешен»,— записано в приговоре.

Климовское. Оно рядом с Судаем, раньше это была усадьба князей Шелешпанских. Род их идет от белозерских князей, и вотчина их была на Белом озере на реке Шелекше — отсюда и их фамилия. В XVII веке они получили поместья под Чухломой, потомки их владели землями здесь до 1917 г. Им же принадлежали деревни Лобанове, Марково и др.

Полтораново. Здесь была усадьба князей Шелешпанских. В переписи 1646 г. значится: «За Семеном княж Степановым Шелешпанским сельцо, что была деревня Полтораново на речке на Руше, а в ней двор помещиков да три двора крестьян». В 1678 г. Полтораново принадлежало сыновьям Семена Степановича: «За князем Петром Семеновым Шелепанским поместье половина усадьбы Полтораново, а в ней двор помещиков, другая половина усадьбы за Степаном Семеновым Шелешпанским да во дворе его дворовых людей польского полону Степка Андреев прозвищем Быков да дворовый человек литовского полону Кузьма Иванов, а те полонные люди записаны в Галиче в службу да в бегах польского полону Васька Петров бежал в прошлом годе». Эти пленные поляки и литовцы были вывезены Шелешпанским, когда он был за границей и участвовал в войне. Он привез их в свою вотчину, крестил в православную веру и дал им русские имена.

Понежское в 4-х км от Судая. Здесь стояла благоустроенная усадьба, принадлежавшая богатому помещику, мичману флота Василию Евграфовичу Обрезкову. В усадьбе был деревянный 2-х этажный дом длиной 12 сажен и шириной 9 сажен, стоявший на каменном фундаменте.

В верхнем этаже было 13 комнат с гостиными залами, спальнями и кабинетами. Над домом на крыше был устроен причудливый купол. По бокам дома пристроены флигели, оранжереи. В нижнем этаже был театр со сценой, ложами и партером. В театре выступала труппа крепостных артистов, но зрителей было мало. Соседи помещики были бедны, их интересовали больше хозяйственные заботы. Обрезков со своим театром разорился. За долги его имение было взято в опеку, и опекуном назначен чухломской помещик Петр Александрович Катенин — брат поэта.

Пытался Обрезков со своей труппой обосноваться в губернском городе Костроме, приспособив там под театр здание кожевенного завода, но и здесь театр не оправдал расходов.

Тогда Обрезков перебрался в Ярославль, где окончательно разорился и умер.

Деревня Федосово принадлежала Ивану Григорьевичу Ромодановскому, усмирявшему 1649 г. бунт посадских людей в Великом Устюге. В 1821 г. деревня принадлежала Алексею Владимировичу Прончищеву — брату знаменитого путешественника Василия Прончищева.

Село Софья-Валуево получило свое название по церкви мученицы Софьи, которая была построена на погосте в Валуевском стане. Каменная церковь в селе построена на месте деревянной в 1815 г.

В 1638 г. селом Софья-Валуевом владел дьяк Посольского приказа А.Болотников, получивший село с деревнями в поместье за участие в переговорах России с поляками после интервенции.

Филипповское. Здесь было сельцо, к которому приписана была деревня Поджарская. Принадлежали они Новозаозерскому Успенскому монастырю. Монастырь этот был на северо-восточном берегу Галичского озера, сейчас на его месте стоит село Умиленье Галичского района.

Россия, Костромская область, Чухломской район, село Судай
Villages of Kostroma region: Russian province history