Т.Б. Кастальева

История жизни ученого протоиерея Михаила Яковлевича Диева, рассказанная им самим

Протоиерей Михаил Диев. Портрет работы А. Мазаева (1989 год).
В основу биографического очерка о жизни ученого протоиерея Михаила Диева, представляемого Т.Б. Кастальевой, положены личные воспоминания и письма ее пращура, а также письма к нему профессора Московского университета И.М. Снегирева.
Эта скромная книга о сельском священнике, труды которого по археографии, истории и этнографии его родного края были оценены современниками и последующими поколениями, может представлять интерес для учащихся, студентов, учителей школ, лицеев, гимназий, колледжей, для всех тех, кто интересуется отечественной историей и краеведением.

Предисловие

Сельский священник, получивший образование в Костромской духовной семинарии, почти 19 лет прослуживший в церкви Успения Пресвятой Богородицы села Тетеринского Нерехтского уезда Костромской Губернии, а затем еще 33 года в Троицкой церкви Сыпановой слободы, о. Михаил Диев был награжден саном протоиерея за свою деятельность в качестве сотрудника Комиссии Святейшего Синода о исправлении истории Российской Иерархии, а именно, за труд «Поверка иерархических каталогов с летописями и актами».

Впервые он обратил на себя внимание осенью 1826 года, когда явился к директору народных училищ по Костромской губернии Юрию Никитичу Бартеневу со своим трудом по Истории Западной церкви. С тех пор он регулярно через Ю.Н. Бартенева представлял свои исследования в Императорское общество истории и древностей Российских при Московском университете для публикации. В марте 1829 г. он был признан членом-соревнователем[а] этого общества, а в ноябре 1832 г. - его действительным членом. С 1829 г. между М.Я. Диевым и И.М. Снегиревым,[б] профессором Московского университета и в то время секретарем вышеуказанного общества, завязалась переписка, которая продолжалась несколько десятилетий. Лишь небольшая часть трудов Михаила Яковлевича была опубликована при его жизни. После смерти имя его на несколько лет было забыто, но потом благодаря стараниям ростовского краеведа, также члена Общества истории и древностей Российских, Андрея Александровича Титова, приобретшего архив Диева и опубликовавшего несколько его трудов, было возвращено из небытия. А.А. Титов опубликовал значительную часть переписки М.Я. Диева с И.М. Снегиревым [в] и воспоминания, написанные М.Я. Диевым на исходе его жизни.[г]

В 1919 г. в Трудах Костромского научного общества была напечатана работа М.Я. Диева «Город Нерехта в XVIII веке и в первой четверти XIX века».[д] В 1920 г. эта же работа вышла отдельным оттиском. Однако в дальнейшем это имя было забыто уже на многие десятилетия.

В 1989 году в Костромской областной газете «Северная правда» и других местных газетах стали появляться статьи, в которых рассказывалось о жизни и деятельности Нерехтского священника Михаила Яковлевича Диева, известного своими трудами по истории, этнографии и краеведению.

Из статей, опубликованных в 1989 году и позднее в местной печати, мы узнали, что последний год своей жизни Михаил Яковлевич провел в усадьбе Жары нынешнего Судиславского района Костромской области, а похоронен в селе Ильинском. Моя мама, Анна Николаевна Кастальева, в девичестве Ерлыкова (или Ярлыкова) знала, что ее бабушка, мать отца, Николая Николаевича Ерлыкова (которую она в живых не застала), Юлия Павловна Диева - родом из Жаров. Она помнила, что в хутор Новино, где они жили (нынешний Островский район), из Жаров приезжали братья Юлии Павловны, Анатолий и Виталий Павловичи.

С этого времени возникло предположение, что наша ветвь Ерлыковых через Юлию Павловну причастна к роду Диевых. Мама знала, что ее бабушка умерла сравнительно молодой, в возрасте примерно 45 лет, а произошло это около 1900 г. Позднее, читая опубликованную переписку М.Я. Диева с И.М. Снегиревым, я обнаружила в одном из писем упоминание о его старшей внучке Юлии.[е] Рассчитанный по дате письма и сведениям в нем возраст примерно совпал с тем, о каком говорила мама. Тогда же со слов мамы я записала то, что она знала и помнила о Юлии Павловне, ее братьях и сестрах.

В последующие годы, приезжая с мужем во время летнего отпуска в Кострому, мы не раз бывали в Тетеринском, Нерехте, Троице-Сыпанове. В 1996 году мы побывали и в селе Ильинском. В то время там жили Евгения и Лидия Платоновны, правнучки Михаила Яковлевича. Лидия Платоновна Махова была ровесницей моей мамы, но по родству - на поколение ближе к Михаилу Яковлевичу: моя мама приходилась ему праправнучкой. Познакомились мы и с более молодыми потомками Платона Васильевича. А бывший в то время в Ильинском Василий Михайлович Клюкин, праправнук Михаила Яковлевича, живущий в деревне Игнатьево, показал нам место усадьбы Жары.

В дальнейшем я интересовалась тем, что пишут о М.Я. Диеве и тем, что он писал сам. Однако в силу недостатка времени и занятости другими делами, я не могла серьезно заняться изучением его биографии и трудов, и это меня мучило. Я знала о том, что раз в пять лет проводятся Диевские чтения, но ни разу на них не была, поскольку конкретная информация до меня не доходила из-за того, что живу я в Московской области.

Летом 2006 года мы с мужем решили опять съездить в Нерехту. В прежние приезды нам ни разу не удавалось попасть в Краеведческий музей, потому что мы всегда приезжали, когда в музее был выходной. На этот раз нам повезло, музей работал. Повезло еще и в том, что мы застали на месте директора музея, Нину Петровну Родионову. Осматривая экспозицию музея, мой муж стал задавать вопросы о М.Я. Диеве, что удивило Нину Петровну: откуда у людей, приехавших из Москвы, такой интерес к местной знаменитости, за пределами области известной лишь узкому кругу специалистов? Пришлось рассказать, что нас связывает с этим именем. Нам тотчас же предложили познакомиться с архивом музея, касающимся личности Михаила Яковлевича, и, более того, позволили ксерокопировать интересные для нас документы. Меня заинтересовала родословная потомков Михаила Яковлевича, адреса и телефоны некоторых из ныне живущих потомков, список работ самого М.Я. Диева и список публикаций о нем.

Юлия Павловна Диева была указана в родословной, которую я получила в музее, но против ее имени была пометка «сведений нет». Я взялась восстановить этот пробел, достала записи, сделанные когда-то со слов моей мамы, кое-что уточнила у своих сестер и составила относительно полную роспись потомков М.Я. Диева, которая в ряде случаев включала 8 поколений. Я разослала ее в 12 адресов, среди которых были 10 адресов не известных мне ранее дальних моих родственников. Я надеялась получить более полную информацию о некоторых персоналиях в этом списке (даты жизни, места проживания). Месяца через полтора некоторые письма за невостребованностью вернулись обратно. Я уже потеряла всякую надежду, но, наконец, пришло письмо от Маргариты Петровны Диевой с важной, уточняющей информацией. В дальнейшем мне также помогли А.В. Беляев и Ю.А. Макарова, но больше всех - Елизавета Платоновна Иорданская, патриарх рода Диевых, обладающая неистощимым запасом знаний о многочисленных потомках Михаила Яковлевича.

Осенью того же года я опять побывала в Нерехте, и у меня наладились отношения с Ольгой Анатольевной Годуновой, которая как раз занимается вопросами краеведения. Благодаря ей я получила материалы всех четырех Диевских чтений и другие печатные издания, в том числе связанные с именем М.Я. Диева.

За последние 18 лет в местной периодической печати было немало публикаций, связанных с именем М.Я. Диева. За редким исключением - это статьи к юбилейным датам, в основе которых ограниченный круг одних и тех же источников, часто уже в пересказе. Михаил Яковлевич довольно много сам о себе написал в письмах и воспоминаниях, которые, как уже указывалось, были опубликованы. Но эти публикации относятся к 1887, 1891 и 1909 годам, а поэтому доступны только тем, кто специально этим интересуется. Эти источники позволяют нам подробно восстановить отдельные периоды его жизни, которая, с одной стороны, была наполнена радостью вдохновенного труда, а с другой - горечью утраты самых близких людей и несправедливыми гонениями по ложным обвинениям.

Читателю предлагается составленный нами из опубликованных ранее писем М.Я. Диева и его воспоминаний короткий рассказ о непростой, полной тяжких испытаний жизни этого незаурядного человека. Надеюсь, он будет интересен. В качестве приложения мы публикуем несколько материалов из Диевских чтений.

а-Член-соревнователь - неполноправный член какого-либо научного общества, учреждения, являющийся кандидатом в действительные члены. (Словарь современного русского литературного языка. АН СССР,М.; Л., 1951)

б-Снегирев Ив. Мих., археолог (1793 - 1868). «Русские в своих пословицах», «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества», «Памятники древнего художества в России», «Лубочные картинки» и пр. (Энциклопедический словарь Ф. Павленкова. 2-е изд. СПб., 1903).

в- А. А. Титов. Материалы для истории Императорского Общества Истории Древностей Российских. Переписка гг. действительных членов общества (1830 - 1876). I. Биографический очерк протоиерея Михаила Диева с приложением его писем к Ивану Михайловичу Снегиреву. 1830 - 1857. - М., 1887. - 116 с. Далее - Переписка, 1887; Письма о. Михаила Диева к И.М. Снегиреву. С предисловием действ. члена А.А. Титова. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. - М., 1909. - 64 с. Далее - Письма, 1909.

г- Благодетели мои и моего рода // Русский архив. - 1891. - Кн. 2. - С. 66-89. Далее - Благодетели.

д- Город Нерехта в XVIII веке и в первой четверти XIX века. // Труды КНО. - 1919. - Вып. XIII. - С. 65-113.

е-«Старший сын женат, имеет дочь Юлию 3 лет и Михаила полугода». Письмо М.Я. Диева И.М. Снегиреву от 23 января 1857 г.



Т.Б. Кастальева

Большие Вяземы,

Осень - зима 2006 - 2007 гг.

Russian Orthodox Church