Губернский дом 2016 год. № 2 (109)

Историко- краеведческий культурно- просветительский научно- популярный журнал № 2. – Кострома: Б/и, - 2016.

Содержание

Доброе слово
  • Игорь Дедков. «Эта мощная машина времени...» 2
Время и место
  • Михаил Ворошнин. Идеальное место для съёмок фильмов 3
  • Татьяна Гончарова. Костромской алфавит 5
  • Зинаида Николаева. Плюс кинофикация всей страны 10
  • Людмила Тарабрина. Кинозал - это особая атмосфера 25
  • Владимир Чайковский. Памятные встречи 29
  • Евгений Степаненко. Актёры Костромского театра в кино 33
  • Николай Николаев. Снимали в Сидоровском фильм 37
  • Александр Бугров. Так умирают кинотеатры 40
Архивы и свидетельства Культура и просвещение
  • Эдуард Клейн. Духовые оркестры Костромы в классике российского кинематографа 81
  • Нина Тугарина. Актриса кино в роли экскурсовода 84
  • Любовь Ратникова. Островский в кинематографе 86
  • Ольга Потехина. «Бесприданница» в кино 89
  • Любовь Чернова. «Камера! Мотор! Начали!» 92
  • Любовь Горшкова. Люди, которые всегда с нами 96
  • Лидия Непряхина. Актёрская семья Дубровских 98
  • Светлана Комиссарова. «Щелыковец с 1962 года» 100
  • «Без истока - нет реки». Костромской кинематограф 102
  • Виктор Елманов. Ну, что ему Гекуба? 105
  • Вадим Яблоков. Наше кино в филателии 112
  • Литературный вектор. Владислав Опельянц, Дмитрий Курилов 113
Алексей Зябликов

Кино в Костроме: 1920-е годы

 Изображение с открытки изд. А.Д.Белянкина
Современный театр Трофимова 1915 г.

Царский режим оставил советской Костроме «тяжелое наследие»: более пятидесяти православных храмов, устоявшийся патриархальный быт и набожное население с торгашеской жилкой. Мало годились на роль ледоломов старого мира и культурные учре­ждения города: драматический театр со сла­ бой труппой и «безыдейным» репертуаром и два кинотеатра, с афиш которых не сходили картины с «буржуазным» и «мещанским» душком.

Правда, национализировать эти культурные учреждения было куда проще и безопасней, чем учреждения культовые. Что вскоре и осу­ществили местные власти. Театр и особенно кино рассматривались большевиками как важ­ный пропагандистский рупор, через который идеи революции дойдут до каждого глаза и уха. В 1920 г. журнал «Искусство в провинции» обращал внимание на то, что два костромских кинотеатра при трех ежедневных сеансах про­пускают через себя до 5000 человек за вечер и не использовать кинематограф в качестве «действенного инструмента агитации» было бы недальновидно(1).

Кино костромичи полюбили давно. Задолго до того, как в город хлынули постановщики в поисках идеальной декорации для фильмов о «дореволюционной» жизни. Первый кинотеатр в Костроме появился в 1910 году на Ильинской улице (ныне ул. Чайковского). Он был постро­ен стараниями костромского купца Михаила Семеновича Трофимова и назывался «Совре­ менный театр».

Вскоре напротив «Современного» появил­ся еще один кинотеатр, возведенный тщанием владельца постоялых дворов и лавок Саввы Бархатова. Кинозал на 800 мест долгое время был самым большим в городе. Назвали новый очаг культуры скромно и со вкусом «Пале-театр» («Дворец-театр»).

Острой конкурентной борьбы за зрителя у Трофимова и Бархатова не получилось: пу­блика успевала побывать на сеансах в обоих кинотеатрах.

Именно «Современный» и «Пале» взяли на себя главную «культурную» нагрузку в первое послереволюционное десятилетие, а в годы нэпа превратились в ключевой досуговый ре­сурс города.

В начале 1920-х гг. Кострома не могла по­хвастаться развитой индустрией зрелищ и развлечений. Ярмарочные представления, заезжие цирковые труппы собирали большое количество народа, но это были разовые со­бытия. Репертуар городского драматическо­го театра был ориентирован на взрослую пу­блику, способную к тому же раскошелиться на недешевый по костромским меркам билет. В годы нэпа в Костроме, как грибы после дождя, стали появляться трактиры и рестораны. Некоторые, например, «Ялта» Исая Ивановича Каприелова (Советская, 15) или «Белый мед­ведь» (на площади Революции), регулярно предоставляли свои эстрады гастролирующим артистам и бесконечному хороводу «любим­цев костромской публики» вроде куплетиста- юмориста Юбейко-Дальского или гармониста-виртуоза Петра Наумова. Но, понятно, что такого рода увеселения были по карману толь­ко состоятельным гражданам - по преимуще­ству, тем же нэпманам, или, как их называли в Костроме, «слонам». В кинотеатры же шли все - от мала до велика. Кино оставалось самой демократичной и доступной формой досуга.

Правда, с функцией революционного про­свещения масс кинотеатры справлялись из рук вон плохо: костромичи, привыкшие к тра­диционному (в терминологии Губполитпросвета, «буржуазно-мещанскому») репертуару, не желали в одночасье менять свои художест­венные вкусы. Советские кинофункционеры не могли не считаться с этим, поэтому репертуар­ную политику определял, в конечном счете, не идеологический, а коммерческий расклад. Это вызывало зубовный скрежет у партийного начальства, но такова была суровая реальность. Немалую роль играло еще одно обстоятельст­во: противопоставить «буржуазному», развле­кательному кино пока было по большому сче­ту нечего. Советский кинематограф пребывал в стадии зарождения, создание новой «ком­мунистической» киноэстетики требовало сил, средств, а главное - времени и таланта. В этих условиях экраны страны (Кострома не исклю­чение) неизбежно заполнялись зрелищными зарубежными фильмами, которые щекотали нервы роковыми страстями, манили острой экзотикой, очаровывали сказкой о красивой жизни.

Документальный фильм «Открытие Шунгенской электростанции», к великой досаде кинокритиков, собирал в костромском «Пале-театре» куда меньше зрителей, чем кинолента «Девушка из кабачка» с Гретой Дикс в глав­ной роли. Репортер газеты «Красный мир», побывавший на празднике кооперации в селе Чернопенье, горько сетовал, что на доклад о достижениях кооперативного движения при­шло только 30 человек. В это же самое время сотни чернопенцев «предавались бесшабаш­ному веселью»: пели и плясали под гармошку, глазели на выкрутасы клоунской труппы «Бим-Бом»(2). Такова была неумолимая правда исто­рического момента: в первой половине 1920-х гг. на фронте масскульта новая власть пока проигрывала сражение тем досуговым фор­мам, к которым люди давно привыкли. Вла­димир Маяковский в стихотворении «Маруся отравилась» (1927) этот социальный феномен объяснил так:

...обноски
буржуев
у нас на теле.
И нет
тебе
пути-прямика.
Нашей
культуришке
без году неделя,
а ихней -
века!

Досуговый и «светский» центр раннесовет­ской Костромы формировали кинотеатры. «В Костроме есть два пульса уличной жизни, - констатировал один из местных очеркистов в 1922 г, - днем - рынок, вечером - угол Русиной и Ильинской. Там, при свете электрических фонарей и под звуки оркестров, живет тот же деревенский парень, жадными глазами чита­ющий громкие надписи кинематографических афиш. Был день труда, и вечером ищется до­ступный отдых. <...> В результате залы Кино почти всегда битком набиты, и треньканье та­перш сопровождается знакомым щелканьем тех же самых семечек»(3).

Что же мог прочесть парень на зазывающих плакатах? Вот осенняя киноафиша «Пале-театра» за 1923 г: «Тарзан», «Там, где торгуют всем», «Жемчужина гарема», «Жертва Веры Вук», «Монна Ванна», «Мадам Икс», «Длинно­ногий дядюшка», «Час роковой», «Маникюр­ша», «В когтях зверя». Во многом аналогичной была афиша «Современного театра»: «Про­игранная игра», «Цена молчания», «За стена­ми кабака», «Томми забавляется», «Миллион за ужин», «Курьер Наполеона», «Похищение Елены» (осень 1924). На этом пестром и раз­ухабистом фоне совершенно терялись карти­ны типа «Двух гусаров» (по Льву Толстому) или «Волховстроя». Наиболее ожидаемая и яркая премьера обязательно снабжалась на афишах пометкой «мировой боевик». Вот типичный ки­нослоган тех времен:

СПЕШИТЕ ВИДЕТЬ!

ПЕРВЫЙ В МИРЕ АКТЕР ДУГЛАС ФЕР­БЕНКС В МИРОВОЙ КАРТИНЕ «БАГДАДСКИЙ ВОР»!

Особой любовью костромской публики пользовались фильмы с участием Гарри Пиля, Полы Негри, Бастера Китона, Гарольда Ллой­да, Мери Пикфорд, Пата и Паташона, Чарли Чаплина, Констанс Толмедж. В июле 1926 г. Мери Пикфорд и Дуглас Фербенкс приехали в Москву, о чем сообщалось в костромской прессе. В те летние дни и без того ажиотаж­ный спрос на фильмы с участием знаменитых американцев вырос невероятно.

Иностранные фильмы рецензенты чаще всего ругали. «Конечно, - писал в 1924 г. ко­стромской критик А. Латгалов, - надо признать, что, например, какой-либо американский фильм несравненно богаче, грандиознее раз­работан и выполнен технически, но внутрен­нее содержание их убого...»(4). Обычными были оценки типа «издевательство над публикой», «бездарная пошлятина» или «сплошная гали­матья». Если где-то и мелькал комплимент - то за вполне определенные вещи, заданные классовыми критериями. Например, немецкий фильм «Принцесса Устриц» (реж. Эрнст Лю­бин) был похвален за вышучивание людей, одержимых погоней за титулами и деньгами. Впрочем, до настоящей социальной сатиры европейцы и американцы, по мнению хрони­кера «Красного мира», не доросли(5). Классовая подозрительность ко всему эксцентричному, приключенческому и фантастическому, по­зитивистское недоверие ко всему сентимен­тальному затуманивали в сознании советских кинокритиков и рецензентов старую добрую истину: все жанры хороши, кроме скучного!

Появляющиеся фильмы советского произ­водства тоже пока не соответствовали ожи­даемому уровню «идейности» и художест­венности. Картины «Банда батьки Кныша» или «Красные партизаны» хоть и поднимали революционную проблематику, но следовали все той же избитой и предсказуемой киности­листике.

Чтобы погрузиться в атмосферу немого кино, шедшего в костромских кинотеатрах, нужно не только вглядеться в набеленные лица киногероев на рябящем экране, но и вслушаться в непередаваемый музыкальный ряд, создаваемый таперами. Вот как передает свое впечатление от их игры критик Юрий Амурский: «Низкой квалификации пианисты в муках “сонной болезни” халтурно тарабанят по клавишам, “отбывая повинность” и прене­брегая элементарно-музыкальными требо­ваниями»(6). Таперы на экран смотрели редко, потому эпизод, предполагающий бравурность и высокий темп, нередко шел под заупокойную музыку, а там, где актеры изображали скорбь и философическую грусть, фортепьяно взрыва­лось маршевыми ритмами.

Вызывал много нареканий и экран «Пале-театра», давно утративший свою девственную белизну и напоминавший скорее ресторанную скатерть после обильного и бурного застолья. Под стать экрану были киноафиши - часто аляповатые, содержащие в себе немало оши­бок: нарушались не только нормы правописа­ния - перевирались названия картин, имена и фамилии актеров, режиссеров(7).

Иногда публике показывали танцевальные, музыкальные или цирковые номера «сверх программы» (что-то вроде удлиненного сеанса позднесоветских времен). В этом случае цена билета увеличивалась на пятачок. «Сверхпро­граммные» представления, как правило, не отличались пролетарской направленностью и эстетическим совершенством. Типичной фи­гурой был подвизавшийся в «Пале-театре» куплетист и танцор Брянцев «без голоса, без всяких сценических данных», исполнявший частушки не самого пристойного содержания(8). Фельетонист газеты «Красный мир» Савелий Смежный, возмущенный очередным фильмом из жизни «сластолюбцев»-царей (показывали «Анну Болейн») и кафешантанными па заез­жих одесских танцоров, вспылил:

И дернул же какой-то окаянный
Тащиться от Запрудни до «Пале» -
Картина шла с фамилией Валей,
Не помню - Катерина или Анна!..

Конечно, царям, вельможам и прочим анах­ронизмам на советском экране делать нечего. Но самое отталкивающее впечатление произ­вела на Смежного покладистая костромская публика, не последовавшая примеру сбежав­шего из кинозала газетчика:

А прочие не думают бежать,
И разные фасонистые дамы
Биноклики не в силах оторвать
От этих одесситов «сверх программы»(9).

Иногда «Пале-театр» предоставлял свою площадку вояжерам особого рода. 30 октября 1924 г. здесь выступал обновленческий митро­полит Антонин (Грановский) - руководитель союза «Церковное возрождение», ратовавший за сближение Церкви с большевистской влас­тью. Антонин совершал тур по городам Повол­жья, разъясняя суть проводимых обновленца­ ми литургийных реформ.

К ужасу классово бдительных рецензентов, фильмы «о царях», заграничные боевики, ко­медии и мелодрамы с удовольствием смотре­ли не только нэпманы и «фасонистые дамы», но и рабочие, и крестьяне, и совслужащие. А уж о костромской ребятне и говорить нечего! «Каждый фильм шел только три дня, - вспо­минал драматург Виктор Розов. - “Спешите видеть!” И все, что производил мировой кине­матограф тех лет, с необычайной быстротой появлялось на костромском экране. <...> Ко­стромские мальчишки были великолепными знатоками мирового кино!»(10).

После появления на афишах сообщения об очередной «мировой премьере» у билетных касс собиралась огромная толпа. Доставать заветный билетик приходилось с боем. Трое дежуривших здесь милиционеров не всегда справлялись с напирающим людским потоком. Но драка и давка у билетных касс была всего лишь легкой физкультурной разминкой перед сражением за места в зрительном зале. Дело в том, что до осени 1926 г. на билетах не ука­зывался номер посадочного места. Поэтому захват зрительного зала в костромских кино­ театрах по накалу страстей ничем не уступал петушиным боям или современным рождест­ венским распродажам в американских супер­ маркетах.

Высокий спрос на билеты в кино стимулиро­вал творческую фантазию некоторых граждан. Вот типичная картина той поры: взъерошен­ный, но счастливый костромской мальчишка выныривает из толпы с пачкой билетов и тут же распродает их по 35 копеек (при цене в 25). Костромские кинотеатры «готовят барышни­ков», возмущалась местная лечать(11). Впрочем, наживались на кино не только ушлые костром­ские мальчишки. Кто-то наживался на костром­ских мальчишках. Знаменитая на весь город своей грубостью кассирша «Современного театра» нередко требовала доплатить пятачок за билет даже тогда, когда никакое «сверхпро­граммное» представление не планировалось. Фельетонист «Северной правды», укрывший­ся за псевдонимом Сахар Сахарыч, сетовал по этому поводу:

Пятачок - пустяшная монета, Ну, а если сотню пятачков Соберут с мальчишек-простачков. Тут уже большой доход с билета...(12)

В начале 1926 г. был отмечен внезапный на­плыв ребятни в кинотеатры. Выяснилось, что билеты, по которым маленькие зрители про­ходили в зал, фальшивые. К разбирательству подключилась милиция. Она быстро вышла на след злоумышленников, печатавших - ти­пографским способом! - фальшивые биле­ты. Руководил подпольным бизнесом некто Александр Проненко. Под его началом шайка из пяти человек успела изготовить около 800 поддельных входных документов. Проненко и его подручные были приговорены судом к ше­сти месяцам заключения в исправдоме (позже срок был снижен до двух месяцев)(13). Афера Проненко стала одним из доводов в пользу введения нумерации посадочных мест.

Двух кинотеатров Костроме явно не хва­тало. Для решения проблемы предлагалось перепрофилировать под коммерческий кино­театр один из храмов в центре города. Наибо­лее подходящей для этого считали Ильинскую церковь на Советской улице. Впоследствии ее, действительно, частично разобрали и пе­рестроили - правда, для других нужд. В 1929 г. около десятка костромских храмов были пере­даны для нужд фабкомов, отданы под клубы и «красные уголки».

Нервную и напряженную атмосферу близкостромских кинотеатров усугубляло еще одно обстоятельство. В шаговой доступности от «Современного театра» и «Пале», находились частные лавки и магазины, 6 пивных и ресто­ранов. Рядом - гостиница «Старый двор», пользовавшаяся устойчивой репутацией злач­ного места. Через дорогу от гостиницы - еще один «нехороший» дом (Советская, 13), в ко­тором находилась колбасная лавка Головано­вых, а пустующие помещения третьего этажа использовались и как номера для «романти­ческих» свиданий, и как ретирадные. Пере­ сечение Русиной (позже Советской) улицы и Ильинской быстро превратилось в средоточие ночной и криминальной жизни. Здесь колобро­дили разохотившиеся до веселья «нэпачи». Здесь орудовали карманные воры. Сюда сле­тались за легкой добычей проститутки. Здесь уличные торговцы услужливо предлагали под­гулявшей публике папиросы, яблочки, семечки и прочую снедь.

Драки и пьяные скандалы случались здесь регулярно. Иногда дело доходило до престу­плений в духе американских гангстерских боевиков, изобильно представленных на костромском экране. 12 марта 1923 г. трое злоумышленников в масках совершили во­оруженный налет на квартиру заведующего костромскими кинотеатрами Казанского. Как позже выяснилось, их целью была касса «Пале-театра», как магнитом, притягивающая сво­ей большой выручкой бандитов. Только «по случайным обстоятельствам» ограбления уда­лось избежать(14).

Высокая концентрация злачных мест и тор­говых точек способствовала наплыву публики в костромской киноквартал, но порой эффект получался обратный. Случалось, молодой ко­стромич покупал билет в кино, потом, желая скоротать время до начала сеанса, шел в пив­ную (благо, одна из них находилась в одном здании с «Пале-театром»), там к нему тут же подсаживалась проститутка - слово за сло­во! - и до кинотеатра парень уже не доходил. Костромская общественность регулярно тре­бовала убрать этот алкогольный капкан, под­стерегающий граждан на пути к «культуре и просвещению», и вместо пивной устроить би­блиотеку или читальню(15). Своих сторонников имел и проект создания «красных трактиров», где «была бы музыка, но не было бы пива»(16).

В середине 1920-х гг. в Костроме расшири­лись возможности для кинопоказа. Кино можно было посмотреть в рабочих клубах, красных уголках фабрик «Знамя труда», «Искра Октя­бря», в школе ФЗУ. В вечернее время филь­мы крутили прямо на улице. Для проведения киносеансов было приспособлено помещение клуба «Красный ткач». Цены здесь были чуть ниже: 15-17 копеек за билет против 27 копе­ек (средняя цена за билет в «Пале-театре»). Клубные сеансы были ориентированы по пре­имуществу на рабочую аудиторию, однако та, как и подавляющее большинство костромичей, отдавала предпочтение заграничной «второсортице». Очеркист «Северной правды» Н. Сергеев разделил все фильмы, идущие на костромских экранах, на две группы: «совет­ские» и «халтурные». Первых было мало («по пальцам перечтешь, не разуваясь», как образ­ но заметил Н. Сергеев), да и те, что были, пробивали дорогу к сердцу зрителя с трудом. Советскую картину «Долина слез» посмотрели только 832 человека, тогда как «халтурная» лента «Алчущие золота» собрала у экрана по­чти две тысячи костромичей. По итогам 1924 г. прокат советских фильмов («Борьба за ульти­матум», «Андрей Кожухов», «К надземным вы­ сотам», «Банда батьки Кныша» и др.) в клубе «Красный ткач» принес 508 рублей убытков, в то время как прокат «халтурных» заграничных картин («На краю гибели», «Шериф желтой со­баки», «Дитя цирка», «Паяцы» и др.) дал 524 рубля прибыли. Самым «убыточным» оказался фильм «Комбриг Иванов», на который прокатчики возлагали особые надежды. Это дало повод Н. Сергееву горько заметить, что советский «Комбриг Иванов» находится «на хлебах» у американского Гарри Пиля(17) Того самого Гарри Пиля, (правда, не американско­го, а немецкого. - А.З.), «под руководством» которого Совкино, по выражению Маяковского, «расставило сети» советским Марусям, Феклушам да Марфушам и отравляет их сознание ядом фальшивых страстей.

Словом, главная задач кинематографа - дать советским зрителям идеологически вы­держанный репертуар - была пока не решена.

1926 год порадовал публику несколькими неплохими советскими картинами. На экраны вышли «Метель» (по А.С. Пушкину), «Доро­га к счастью», «Тайна маяка», «Золотой за­пас», «Дитя подвала», «Красные дьяволята». Анонсы некоторых фильмов на современную тему снабжались пояснениями, призванными подогреть интерес публики. Например, «Кто кого» («сильная революционная драма») или «Кирпичики» («новый боевик сезона о револю­ции»). 27 марта 1926 г. в Костроме состоялся премьерный показ фильма «Броненосец По­темкин» - причем сразу в обоих кинотеатрах. Демонстрация ленты Сергея Эйзенштейна стала настоящим культурным событием в жиз­ни города, но даже «Броненосец» (не говоря о других картинах) не мог соперничать по кас­совым сборам с «Индийской гробницей» или «Робин Гудом» (с Дугласом Фербенксом в главной роли).

Пролетаризация сознания и феминизация общественной жизни (выход на авансцену ак­тивных представительниц слабого пола) на фоне неутихающего разговора о пережитках и предрассудках прошлого неожиданно обо­стряли интерес граждан к гендерной и половой проблематике. В 1925 г. все кассовые рекорды в Костроме побил научно-популярный фильм «Аборт» (администрации кинотеатров даже пришлось устраивать дополнительные сеан­сы). Фильм отлично вписывался в упомянутый смысловой контекст, хотя, можно предполо- жить, что для части публики главным мотивом, создавшим этот ажиотаж, было всего лишь обывательское любопытство к закрытой, но притягательно интересной теме. Художествен­ный кинематограф предложил свое видение проблемы - мелодраму «Любовь втроем» (вто­рое название «Третья Мещанская»). Фильм Абрама Роома, шедший на костромских экра­нах в весенние пасхальные дни 1927 г., пробу­дил живую дискуссию о том, имеет ли партиец и комсомолец право на ревность. Весьма при­мечательна маленькая рецензия, опублико­ванная за подписью Дино в газете «Северная правда». Пересказать ее невозможно - можно только цитировать: «Московские рецензенты эту картину ругали:

- Неправдоподобна.

Не согласиться с этим нельзя, но картина интересная. Ранним утром в Москву приезжа­ет рабочий-печатник и поселяется в квартире своего товарища по боям на фронте, у которо­го есть жена. Печатник влюбляется в жену сво­его товарища, и тот от них уходит, не желая, чтобы его считали мещанином и мужем-женолюбом. Несмотря на это, все трое - типичные мещане.

Улица - Третья Мещанская. Таково второе название картины, и этим все сказано. «Лю­бовь втроем» изобилует массой интересных положений героев. Особенно хорошо дан уго­лок, где находится диван. Это - центр картины. Сначала на этом диване спит гость-печатник, затем покинутый муж и затем опять гость-пе­чатник, покинутый второй муж. Картина кон­чается тем, что оба героя хотят сделать аборт своей жене. Та потрясена этим и покидает обо­их.

Картина смотрится легко. Фотография чет­кая. Хорошо дана Москва, фон Мещанской. Особенно хорош вид Москвы со здания Боль­шого театра, где работает десятником муж Людмилы (главная героиня картины)(18).

Почти пародийный колорит придает этому тексту уныло-будничная интонация автора, словно он пишет не рецензию на острый и не­однозначный фильм, а ведет репортаж со спе­та юных мичуринцев.

К 1927 г. удельный вес картин отечествен­ного производства вырос. Появилось пропа­гандистское документальное кино хорошего качества, например, фильм Дзиги Вертова «Шестая часть мира». Костромичи, пришед­шие на него в «Пале-театр», с воодушевле­нием восприняли кинорассказ о безграничных экспортных возможностях Советского Союза.

В год десятилетнего юбилея революции в столице и в провинции решено было хорошо почистить советскую киноафишу. Это принесло свои плоды. В Костроме из 62 картин, показан­ных «Пале-театром» в первом квартале 1927 г, 30 (включая кинодокументалистику) - почти половина! - были советского производства. Впервые сбор от проката советских фильмов превысил сбор от проката картин зарубежных (при средней посещаемости примерно 50 000 человек в месяц)^®. Правда, в рабочих клубах ситуация складывалась не столь обнадежи­вающе. Там соотношение было не в пользу советского кино. Руководители клубов объяс­няли эти недоработки низкой посещаемостью документальных картин на производственную или научно-просветительскую тематику. В ко­стромском представительстве Совкино жало­вались, что фабкомы наотрез отказываются брать кино такого рода. Например, был от­вергнут для проката в клубе «Красный ткач» фильм «Лён», не поступило ни одной заявки на картину «Диспансер, труд и семья»(20). Лента «Путь к здоровью и красоте» демонстрирова­лась при почти пустом зале. В целях привле­чения рабочего зрителя на «идеологически ценные» картины руководителям фабкомов и клубов было предложено предварять сеансы выступлением «специалистов»: инженеров, врачей, партийных работников. Для работы с малограмотной аудиторией рекомендова­ лось иметь в штате «культурника-беседника», разъясняющего содержание фильма(21) Поощ­рялось создание кружков кинолекторов. На формирование «идейно зрелой», высокой зри­тельской культуры было нацелено создание в августе 1927 г. ячейки «друзей Совкино» при партийно-рабочем клубе Костромы(22).

Росло количество кинопередвижек. С их по­мощью кино все активнее проникало в дерев­ню. К 1928 г. в костромских уездах работало до 40 мобильных киноаппаратов (начинали с 6). Качество копий было невысоким, но и цена просмотра выгодно отличалась от городской - 10-15 копеек. У крестьян не было возможности выбора кинокартин - они охотно смотрели то, что им привозили. Поэтому репертуар сель­ских передвижек, как правило, не вызывал нареканий у партийного начальства. Больше лретензий было к качеству показа. Вот типич­ный пример селькоровского «письма в редак­цию»: «В с. Георгиевском, Межевской вол., Кологривского уезда 19 декабря было кино. Дело с самого начала не ладилось, то картину нач­нут показывать вверх ногами, то что-нибудь сломается. С грехом пололам показали одну часть, да на том и закончили. Когда будут дру­гие гости - не известно»(23) Как бы там ни было, деревня потихоньку приобщалась к искусству кино, которое проникало в самые отдаленные уголки губернии.

В 1928 г. стали обычным делом параллель­ ные премьерные показы советских фильмов. Например, в марте в «Современном театре» шла лента Госкинпрома Грузии «Закон гор» (реж. Борис Михин), а в «Пале» гремел рево­люционный боевик «Октябрь». Фильм С. Эй­зенштейна и Г. Александрова стал во многом переломным в истории советского кино. Это был первый серьезный осознанно пропаган­дистский художественный опус об октябрьской революции и ее вождях. «Октябрем» начинал­ся монументальный жанр ленинианы, на дол­гие годы определивший каноны социалистиче­ского кино. Интересно, что Ленина в фильме сыграл простой рабочий цементного завода Василий Никандров, имевший поразительное портретное сходство с создателем Советско­го государства. Николай Подвойский и Вла­димир Антонов-Овсеенко сыграли сами себя. Сталина здесь пока не видно, но - всему свое время! Один из первых титров, которым на­чинался «Октябрь», был безапелляционным и предельно внятным: «Только под железным руководством коммунистической партии мо­жет быть обеспечена победа народных масс».

К концу 1920-х гг. в стране был подготов­ лен базис для окончательного завинчивания идеологических гаек. Все отчетливее прорисо­вывался курс на тотальное единомыслие, на подавление всего «контрреволюционного» и «антинародного». Созрели условия для реши­тельного наступления на «фокстротный» зару­бежный репертуар. Менялась тональность ки­ норецензий. Если в начале и середине 1920-х гг. зарубежное кино оценивалось как «малоху­дожественное», «поверхностное», «легкомы­сленное», в крайнем случае «безыдейное», то теперь оно категорично объявлялось «вред­ным», чуждым идеологическим запросам со­ветского человека.

Уже не казалась несбыточной давняя меч­та большевиков - лревратить кинематограф в мощное лропагандистское оружие. В июне 1928 г, выступая в клубе «Красный ткач» на заседании общества по борьбе с пьянством, начальник костромской «молодежной культармии» Краузе (!) бросил в массы лозунг: «Бить водку вечерами, лекциями, киносеансами!»(24). Подход, прямо скажем, - в русле задач и стра­тегических схем партии. Партийные идеологи прекрасно понимали (и впоследствии доказа­ли это на практике!), что киносеансами можно и нужно «бить» всех и вся: не только выпивох, лентяев и бюрократов, ни и «попов», «кула­ков», «троцкистов», «врагов народа», «фор­малистов», «космополитов» и многих прочих, путающихся под ногами у строителей нового мира.

Пестрая, озорная и счастливая эпоха не­мого кино клонилась к своему закату. Симво­лично, что в СССР смена вех в кинематографе (первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» вышел в 1931 г.) почти полностью совпадает по времени с ужасами коллективи­зации и набирающим мощь политическим тер­рором. Начиналась эпоха Сталина, у которого было свое представление о качестве и содер­жании кино. Пройдет еще несколько лет, и с «безыдейностью» на советском экране будет покончено...

А что же «Пале» и «Современный»? В 1929 г. кинотеатры предлагалось переименовать: «Пале» - в «Заветы Ильича», «Современный» - в «Проводник культуры»(25) В конце концов «Пале» получил название «Художественный», а «Современному» дали невыразительное имя «Малый». Уже к 1949 г. он настолько об­ветшал, что его решено было разобрать(26). В 1960-е гг. трофимовское детище снесли. На его месте был возведен стеклянный павильон кафе «Березка».

В 1940-1970 гг в Костроме появилось еще несколько кинотеатров: «Текстильщик», «Ок­тябрьский», «Дружба», «Волга», «Орленок», Россия» (сегодня свою первородную функцию исполняет только «Волга»). Они заняли свое место в культурном пространстве города. Ты­сячи костромичей грустили и смеялись вместе с героями любимых картин. Тысячи костроми­чей сохранили благодарную память о скром­ных кинотеатрах советской эпохи. Но ни одно­ му из этих кинотеатров (о современных нечего и говорить!) не суждено было повторить тот оглушительный успех, который имели у зрите­ля в 1920-е гг. «Пале» и «Современный».

Примечания

1. Егоров А. Театр и кино // Искусство в провинции. - 1920. - No3.

2. Красный мир. - 1923. - 19 июля.

3. Искусство в Костроме. - 1922. - No 1. - С. 5.

4. Латгалов А. Кино как орудие пропаганды // Ледокол. - 1924. - No 3 . - с . 14.

5. Красный мир. - 1924. - 4 апреля

6. Амурский Ю. о музыке в кино // Северная правда. - 1927. - 11 дек.

7. Амурский Ю. о болезнях нашего кино // Сев. правда. - 1928. - 12 февр.

8. Сев. правда. - 1927. - 14 июля.

9. Красный мир. - 1923. - 18 ноября.

10. Розов В.С. Удивление перед жизнью. Воспоминания. - М.: ACT, 2014.- С . 321.

11. Сев. правда. - 1927. - 11 марта.

12. Там же.

13. Сев. правда. - 1926. - 17 марта.

14. Красный мир. - 1923. - 12 мая.

15. Красный мир. - 1924. - 20 августа.

16. Красный мир. - 1924. - 15 нояб.

17. Сергеев Н. О рабочем кино // Сев. правда. - 1925. - 22 февр.

18. Сев. правда. - 1927. - 17 апр.

19. Павлов г. О чем рассказывают наши киноэкраны // Сев. прав­ да. - 1928. - 6 янв.

20. Там же.

21. Шустрое Н. Слабые стороны нашей кинофикации // Октябрь. - 1 9 2 8 .-No 11.- С . 28

22. Сев. правда. - 1927. - 4 авг.

23. Шустрое Н. Слабые стороны нашей кинофикации //Октябрь. - 19 2 8 .-No 11.- С . 28

24. Сев. правда. - 1928. - 23 июня.

25. Сев. правда. - 1929. - 18 дек.

26. Государственный архив новейшей истории Костромской об­ ласти (ГАНИКО). - Ф. П-765. - Оп.З. - Д.251. - Л.43.

Нина Басова. Газетные хроники

Кинотеатры, съемки, киноклубы

в «Пале - театре»

Завтра в «Пале - театре» на экране идёт одна из больших по величине картин, выпу­щенных на кинематографическом рынке, кар­тина «Потоп», инсценированная по известному роману того же названия Генриха Сенкевича. В этой картине, судя по содержанию рома­на, перед зрителями пройдут польская ста­рина, красивые польские пиры, рыцарские подвиги и вечные раздоры между ясновель­можными панами и шляхтой. Удачны вышли, по сообщениям газет, снимки осады Честоховского монастыря.

Поволжский вестник.-1915.-5 августа. - С. 3.

Кинотеатр «Хроника»

Совсем недавно в Костроме дал свои пер­вые сеансы широкоэкранный кинотеатр «Худо­жественный», а теперь вновь радостное собы­тие в культурной жизни города - открывается новый кинотеатр «Хроника». Завтра в 10 часов утра начнётся первый сеанс, будет демонстри­роваться научно - популярный фильм «На ше­стом континенте».

Наш корреспондент попросил начальника отдела кинофикации областного управления культуры В.И. Лябихова рассказать об этом событии.

Надо заметить, сказал он, что раньше основная масса научно - популярных, хрони­кально - документальных, учебных и детских фильмов, а также киножурналов залёжива­лась на базе кинопроката и не доходила до зрителя. Костромичи были лишены возможно­сти видеть интересные познавательные филь­мы из жизни нашей страны и зарубежной дей­ствительности.

Теперь, с открытием кинотеатра «Хроника», такому положению кладётся конец. Все эти фильмы, как говорится, широкой волной вы­ходят на экран. Кроме этого новый кинотеатр явится центром пропаганды важнейших реше­ний партии и правительства. В будущем здесь периодически будут организовываться кино­лектории. Намечаем регулярно практиковать показ детских фильмов.

Стоимость билета в кинотеатр «Хроника» - один рубль. Каждый сеанс будет занимать вре­мени не больше часа. В новом кинотеатре просто и красиво. Име­ется два фойе, которые оборудованы мягкими стульями, диванами, есть стенды.

Во втором боковом фойе разместится бу­фет. Кассовый зал находится в стороне от цен­трального входа, возле кинотеатра «Малый». В зрительном зале, также оборудованном мяг­кими креслами, 180 мест. Красивые люстры и бра украшают потолок и стены. Установлена новая киноаппаратура, экран. Входы и выходы вокруг кинотеатра благоустроены.

Добро пожаловать, товарищи костромичи, в новый кинотеатр!

Северная правда. - 1958. - 20 сентября.

На экране - Кострома

В кинотеатрах нашей области начал демон­стрироваться сорок первый номер киножурна­ла «Наш край» производства Ленинградской студии кинохроники.

Очерковый сюжет посвящен нашему горо­ду. Смотришь и не насмотришься на ансамбли зданий, построенных в стиле русского класси­цизма.

В голубое небо легко вознеслась каланча, построенная русским архитектором Фурсо­вым. А вот более древний памятник - знаме­нитый Ипатьевский монастырь с большим Тро­ицким собором. Во дворе монастыря древняя церковь на сваях, уцелевшая от седых времён. Это неповторимое произведение русского зод­чества привлекает внимание живописцев.

Ещё более красива на экране современная Кострома. В сюжете показано большое жи­лищное строительство в городе, новые дома и кварталы, живописные уголки, ставшие излюбленным местом отдыха костромичей - набе­режная, парк, пляж.

Сюжет о Костроме снимал кинооператор Ленинградской студии кинохроники И. Акмен, журнал смонтировала режиссёр М. Доброва.

Северная правда. - 1958. - 20 сентября.

Строится пять кинотеатров

Никогда в нашей области не велось такое громадное строительство, как в этом году. В каждом городе, районе растут здания дет­ских яслей, садов, школ, клубов. Не забыто и строительство кинотеатров. В городах Шарье, Галиче, Нерехте строятся кинотеатры на 500 мест каждый, а в посёлках Поназырево, Ок­тябрьский на 300 мест.

Молодой ленинец. - 1960. - 5 февраля. - С. 3.

Новый кинотеатр

По широким ступеням зрители поднимают­ся к трем большим дверям. Через них они вхо­дят в вестибюль нового кинотеатра в посёлке Октябрьском. Отсюда двери ведут в простор­ное светлое фойе.

Хорошее впечатление производит зритель­ный зал кинотеатра, рассчитанный на 300 мест. Пол в зале сделан с таким уклоном, что­бы экран был виден из любой точки. В то время, когда строители ещё вели по­следние отделочные работы, монтажники ки­нооборудования Алексей Зайцев и Георгий Касаткин уже показывали на экране докумен­тальный фильм. Они быстро монтировали всю киноаппаратуру.

Коллектив стройуправления облпотребсою­за сдал кинотеатр государственной комиссии с оценкой «хорошо». Много поработали на этой стройке плотники Борис Батурин и Юрий Кученков, штукатуры Вячеслав Матвеев, X. Хисматуллин, Ш. Мухаметжанов, бригада ма­ляров Ивана Гадашкина, разнорабочие Екате­рина Тяпкина, Валентина Резникова и другие.

20 июня кинотеатр широко распахнул двери для всех зрителей.

Зрители единодушно считают, что звук в но­вом кинотеатре - самый лучший в Костроме. В этом большая заслуга проектировщиков и строителей, а также монтажников киноаппара­туры.

Северная правда. - 1960. - 24 июня.

«Дружбе» - 10 лет

Весенним днём 16 апреля 1958 года госте­приимно распахнулись двери нового двухзаль­ного кинотеатра «Дружба». Директор киноте­атра В.И. Чернова, поблагодарив строителей за подарок костромичам, радушно пригласила первых кинозрителей в залы. Замелькали на экране титры, за фильмом пошёл фильм.

Десять лет прошло с того дня. Ежеднев­но кинотеатр проводит 1 3 - 1 5 киносеансов. Одновременно в двух залах могут смотреть фильмы более 680 человек.

Переоборудованный в 1965 году в широко­экранный, кинотеатр «Дружба» всё время со­вершенствует технику кинопоказа, проводит большую интересную массовую работу со зри­телями.

Здесь часто проходят тематические кинопо­казы, кинофестивали, проводятся зрительские конференции, встречи с лучшими людьми го­рода и деревни, передовиками производства, воинами Советской Армии. Вот и сейчас кино­театр проводит кинофестиваль фильмов Вен­герской Народной Республики, посвященный годовщине освобождения Венгрии от фаши­стов.

За 10 лет работы кинотеатр «Дружба» по­сетили 11 миллионов зрителей. За это время дано более 51 тысячи киносеансов.

Северная правда. - 1968. - 14 апреля.

Людям на радость

В канун Дня строителя новый широкофор­матный кинотеатр «Россия» широко распахнул свои двери перед кинозрителями. Первыми посетителями кинотеатра по праву были стро­ители, которые отметили свой праздник в со­зданном их руками красавце кинотеатре. Нарядный, просторный, удобный для зрите­лей широкоформатный кинотеатр построили и сдали в эксплуатацию к Дню строителя ко­стромские мастера - каменщики, монтажники, отделочники.

Каждый год строители дарят землякам объ­екты жилищного и культурно-бытового строительства.

Северная правда. - 1974. - 11 августа.

Пожалуйте в «Текстильщик»

Район этот по праву костромичи зовут ра­бочим, фабричным. В этом святая верность революционным и трудовым традициям ко­стромского пролетариата, авангардной роли фабричных рабочих в борьбе с самодержави­ем, в строительстве основ социализма. Улицы Козуева, Симановского, Задорина, Борьбы, первенец 1-й пятилетки - комбинат имени И.Д. Зворыкина, фабричные корпуса, вытянувшие­ся вдоль р. Костромы, - всё здесь напомина­ет о рабочей социальной сущности района, вселяет уважение к тем, кто работает и живёт здесь.

И единственный кинотеатр, который был по­ строен в этом районе в 1948 году (переобору­дован из складов фабрики «Искра Октября»), получил символическое имя «Текстильщик». Простой, скромный, он не мог соперничать с центральными и новыми, возникшими после него. Но он имел свою стать и свою гордость и был любим жителями фабричного района.

Три с половиной года назад он был оста­новлен, кинотеатру требовался капитальный ремонт. Ремонт затянулся - и жителям близ­лежащих улиц приходилось ездить смотреть новые фильмы за много кварталов, в центр.

И вот в четверг, 4 августа, обновленный и похорошевший кинотеатр «Текстильщик» вновь приветливо распахнул свои двери перед зрителями. Первыми посетителями кинотеа­тра были представители общественности го­ рода и Ленинского района и те, кто принимал участие в обновлении кинотеатра - строители, отделочники, кинофикаторы.

- Кроме стен, как утверждает директор ки­нотеатра Е.Б. Баранова, - всё здесь новое: потолки, пол, сантехника, электромонтажное оборудование.

- И, конечно, - добавляет директор город­ской дирекции киносети В.Ф. Хайновский, - вся кинооснастка. Установлен новый широкий экран, новой аппаратурой оборудована кино­будка. В зрительном зале стало просторнее, удобнее.

...Звенит звонок, и киномеханик по радио приглашает зрителей занять места.

Зал на 320 мест очень просторный. Мягкие кресла уютны, проходы между рядами не тес­ны: сидеть удобно, с любого ряда экран хоро­шо виден.

В день открытия кинотеатра зрители тепло приветствовали строителей из РСУ - 2 (на­чальник Н.Л. Горковенко, главный инженер А.С. Долотова), облремстройтреста, которые отлично потрудились и преподнесли жителям Ленинского - фабричного района хороший по­дарок.

Обслуживать зрителей будет по сути новый коллектив во главе с Е.Б. Барановой и стар­шим инженером Н.А. Пошехоновым. К кино­аппаратам встали молодые киномеханики Н. Воробьёв, П. Пропанов, в кассе предложат би­леты старший кассир С.Н. Ерова и кассир Н.И. Суслова, встретят у входа контролёры З.Н. Бе­лавина, Т.С. Фионина, З.Н. Январёва.

Кинотеатр «Текстильщик» в фабричном районе открыт. Добро пожаловать на сеансы, дорогие костромичи!

Северная правда. - 1983. - 9 августа.

Мосфильмовцы в Буе

Творческое объединение комедийных и му­зыкальных фильмов киностудии «Мосфильм» приступает к съёмкам нового фильма «Во­дитель-заготовитель» по сценарию А. Усова. Название фильма пока условное, и в процес­се съёмок, возможно, оно изменится, но уже выбрана натура, идет подбор актёров на роли, режиссёр-постановщик Ю.В. Горковенко дела­ет первые пробы актёров.

На одну из главных ролей - младшего на­учного сотрудника НИИ Николая Головина, ко­торого из города потянуло в село, приглашён известный актёр театра и кино, артист Мос­ковского театра имени Ленинского комсомола Виктор Проскурин, не раз бывавший в Костро­ме. Фильм будет сниматься в городе Буе и Буйском районе Костромской области. Основные съёмки пройдут в деревне Ильинское Воскре­сенского сельсовета на землях колхоза «Заве­ты Ильича».

Оператор-постановщик В.Е. Фридкин, за­меститель директора картины В.Я. Харинов побывали на местах будущих съёмок. Старые улицы города Буя, Стрелка, а также некоторые объекты в Костроме и Сусанине также будут использованы в качестве натуры. Художник-постановщик - И.Ю. Калашникова. Съёмки начнутся в середине июля и будут продол­жаться до ноября.

Северная правда. - 1987. - 24 июня.

А корабль кино плывёт

Костромской киноклуб для молодёжи «Синема» существует третий год. Вскоре после съёмок в Костроме фильма «Гулящие люди» второй режиссёр кинокартины Нина Киселё­ва предложила создать киноклуб, который бы объединил истинных любителей киноискусст­ва. Тогда и собралась инициативная группа из старшеклассников Костромы - участников киносъёмок. Ребята посмотрели новые видео­фильмы, провели творческую неделю филь­мов Андрея Тарковского, организовали первую тематическую дискотеку «Киноклуб зажигает звёзды».

Когда стало известно о съёмках в Костро­ме фильма-сказки «На помощь, братцы!», киноклубовцы во главе с руководителем Алек­сандром Симоновым отправились в Москву на киностудию детских и юношеских фильмов им. Горького, чтобы встретиться с творческой группой кинокартины.

Такие поездки стали с той поры в киноклубе «Синема» традиционными. Побывали ребя­та и на «Мосфильме», посмотрели спектакли московских театров: МХАТа, им. Ленинского комсомола, им. А.С. Пушкина, неоднократно выезжали в Москву на концерты.

В 1988 году весь киноклуб «Синема» при­нимал участие в съёмках кинокартины «На помощь, братцы!», что проходили в Костроме возле стен бывшего Ипатьевского монастыря. А в конце этого же года киноклубовцы снима­лись в кинокартине «Убегающий август» ре­жиссёра Дмитрия Долинина. Но аппетит, как известно, приходит во время еды, и в том же году руководитель киноклуба приобрёл про­фессиональную кинокамеру «Конвас», которой ребята сняли свой короткометражный фильм, назвав его «Сказочные дни в России». Отсня­тый материал сейчас находится на обработке на киностудии им. М. Горького, и вскоре кино­клубовцы смогут познакомить костромичей со своим первым опытом.

Много других интереснейших дел было в киноклубе. Проводились дискотеки «Осенний марафон», киновикторина «Что? Где? Когда?», а также весёлый праздник «Монастырские за­бавы в Ипатьевском монастыре».

Вечер знакомства «Музыка и кино» открыл третий сезон в киноклубе «Синема». Програм­му его составили премьера новой рубрики «Антиклуб «Аббревиатура» и воспоминания об артистах кино, с которыми встречались ки­ноклубовцы на съёмочных площадках Костро­мы.

В планах киноклуба «Синема» на новый год - традиционные просмотры и обсуждения фильмов, поездки на киностудии страны, учас­тие в конкурсе на лучший международный ки­носценарий, который проводит в нашей стране американо - советская киноинициатива, много других интересных дел. Всех, кто любит кино, мы приглашаем на наши встречи.

Молодой ленинец. - 1990. - 27 января.

 Костромские газетные хроники
Главный библиограф Костромской областной универсальной научной библиотеки Нина Басова
Губернский дом