1 27 31 60

из книги:
Чернецовы Г.Г. и Н.Г. Путешествие по Волге. — М., Мысль, 1970.

Панорама Волги
академиков Г. и Н. Чернецовых

В отделе редкой книги научной библиотеки Государственного Эрмитажа хранится рукопись из двух книг в скромных тёмно-зелёных коленкоровых переплётах с кожаными корешками. Золотом вытеснены заглавия: «Воспоминания из путешествия по Волге» и «Приложения к воспоминаниям».

Титульный лист первой книги снабжён красочной рамкой с цифрами в верхних углах: «1838» — «1862». На живописном фоне изображены гербы семи поволжских губерний: Ярославской, Костромской, Нижегородской, Казанской, Симбирской, Саратовской и Астраханской. 187 страниц, исписанных убористым, мелким, почти бисерным, но легко читающимся круглым курсивом, содержат записки о путешествии и 123 авторских рисунка. Красочная концовка указывает на плодотворные результаты путешествия. На ней изображены тюки с надписями: «Панорама», «Этюды». К книге приложена «Карта живописного путешествия по р. Волге от Рыбинска до Астрахани, 1838 года».

Титульный лист второй книги украшен виньеткой с живописным видом волжского города и даров волжской земли. На переднем плане многочисленные ящики и тюки, символизирующие обилие материалов, собранных во время путешествия. Книга содержит 43 страницы текста, в которых приводятся новые сведения о Волге и её притоках, её городах, художественных памятниках, исторических преданиях, и 23 рисунка. Обе книги обнаруживают широкое знакомство их авторов с отечественной историей и литературой и историей искусства.

Рукопись Чернецовых
Рукопись Чернецовых

Братья Чернецовы — Григорий Григорьевич (1802–1865) и Никанор Григорьевич (1805–1879) — совершили первое в России «художественное путешествие» по Волге, открыли в ней неисчерпаемый источник вдохновения для художников и своими многочисленными пейзажами и зарисовками волжских городов поставили «красоту неизглаголенную» русской земли в один ряд с классическими красотами Востока и Запада. Позднее, находясь в Италии, Чернецовы с удовлетворением отмечали в своих письмах: «Многие иностранные художники, живущие здесь, видели наши вояжи и удивлены разнообразными красками русской природы». Чернецовы были уроженцами Луха Костромской губернии; в тех местах издавна был развит иконописный промысел. Отец их, Григорий Степанович, имел живописную мастерскую, которая явилась для братьев первой школой. Помощник отца — старший брат Евграф — был их первым учителем. Таланты у братьев проявились рано. Григорий уже в 17 лет нашёл своё призвание в искусстве и, хотя Академия художеств отказалась принять его в число казенных учеников, направился в Петербург, получил признание своих способностей от президента академии Оленина и стал учеником академии, но учеником «посторонним». В 1823 году таким же «посторонним» учеником академии стал Никанор. Годы учёбы были для них годами тяжёлых лишений и полуголодного существования, но они пользовались расположением членов Общества поощрения художников П.П. Свиньина и В.И. Григоровича и выдающегося скульптора и рисовальщика Ф.П. Толстого. Их педагогами были С.Ф. Галактионов, А.Е. Варнек и М.Н. Воробьёв. Братья проявили столько терпения, трудолюбия и таланта, что в 1827 году окончили академию с золотыми медалями. Через четыре года, в 1831 году, Григорий получил звание академика живописи, а в следующем 1832 году этого звания удостоился и Никанор. Ещё до окончания академии, летом 1826 года, братья Чернецовы по заданию Общества поощрения художников поехали на родину, в Костромскую губернию, для писания картин с натуры. Волга была для них и «натурным классом», и предметом самостоятельных художественных занятий. Наслаждаясь «зрением красот отечественной природы», они мечтали совершить плавание по Волге до устья. Через десять лет, летом 1836 года, они посетили города средней Волги, Нижегородскую ярмарку, откуда привезли большое количество зарисовок и эскизов. Мечта о живописном путешествии водою по всей Волге после двукратных посещений Поволжья всецело завладела ими. Но опыта подобного путешествия у них не было. Григорий Григорьевич в своей творческой деятельности занимался перспективной живописью и созданием портретных многофигурных сцен; наиболее известна его громадная картина, изображающая парад на Царицыном Лугу (Марсовом поле) 6 октября 1831 года, над которой он работал более пяти лет. Никанор Григорьевич рисовал с натуры пейзажи Кавказа и Крыма. Теперь Чернецовы поставили перед собой новую цель — последовательно, не ограничиваясь только наиболее эффектными точками и местами, изобразить на большом протяжении величайшую русскую реку. Предшественников в этом у них не было.

Заручившись открытыми предписаниями «для беспрепятственного исполнения их предприятия» и обещанием материальной помощи от Общества поощрения художников, Чернецовы направились в Рыбинск, где приобрели «лодку» — судно, могущее передвигаться при помощи весёл и паруса. Оно было преобразовано в плавучую мастерскую, способную останавливаться везде, где «видели входящее в состав художественной путины».

Наняв лоцмана и рабочих, Григорий и Никанор Чернецовы вместе со своим младшим братом Поликарпом и учеником Григория Антоном Ивановым начали в районе нынешнего Рыбинского моря предварительные упражнения в рисовании параллели берегов, т.е., когда находившийся на левом берегу художник рисовал правый берег, а художник, находившийся на правом берегу, рисовал левый берег. Чернецовы отмечают в своих записках, что они «старались, сколько было возможно, не опускать примечательное: по живописности, историческим воспоминаниям, или предметам, имеющим в себе что-либо отличительное; при этом делали мы письменные замечания, составившие наши путевые записки». А примечательного было много. Они постоянно отмечают в своих записках «прекрасные картины», «великолепный панорамический вид», «удивительное и прелестное явление», приводившие их как художников в восторг, и они без устали занимались писанием с натуры красками: «жаль проплыть без пользы мимо прекрасных мест». Особенно их привлекали панорамы городов и памятники архитектуры, «примечательные по старине русского зодчества» храмы и светские постройки, остатки «твердынь». Чернецовы составляли описание художественных и исторических памятников, собирали сведения об искусных зодчих и художниках, интересовались занятиями и разными деталями жизни народа. Путешествие Чернецовых по Волге не было прогулкой. В своих записках художники говорят о «тревожной полугодовой жизни на воде, жизни, проведенной в непрерывных, постоянных трудах и заботах», о том, что навсегда «сохранят память о грозных картинах природы, когда в слабой ладье своей мы боролись то с разъяренными волнами, то с неодолимыми льдами». Начавшееся в мае путешествие завершилось поздней бурной осенью, когда двигаться приходилось, постоянно борясь с противными ветрами. 17 (29) ноября за станицей Замьянской лодка была окружена к скована льдами. 18 (30) ноября Чернецовы закончили путешествие, прорезавшись через льды к берегу у села Ново-Павловского, в сорока семи верстах от Астрахани. На всём протяжении пути они продолжали свои художественные занятия. Особенно трудно было работать на последнем участке пути, когда они подвергались многим опасностям, но, как отмечали художники, они не оставляли панорамы «ни во время бурь, ни даже когда находились во льдах, и если делали её уже не с теми подробностями, какие наблюдались до сего времени, то по крайней мере, не опустили ничего замечательного. Всё главное перенесено на бумагу».

Помимо многочисленных этнографических и археологических материалов Чернецовы привезли художественную параллель берегов Волги, заключавшую в себе в окончательном виде 1982 рисунка общей длиной в 746 м, до 500 видов, до 80 этюдов, писанных масляными красками с натуры, множество планов и рисунков. В Петербурге они продолжали работу над волжскими материалами, начав, как они писали, «чертить те самые рисунки и по тем же самым очертаниям, которые были с натуры, сохраняя совершенную верность». Эта работа была прервана в 1840 году путешествием на Восток, где они предприняли плавание по Нилу. Новое путешествие ещё более утвердило их мысль о необходимости продолжить работу над параллелью берегов и панорамой Волги и дополнить свои путевые записки «Воспоминания из путешествия по Волге» особым приложением. В апреле 1851 года в «Записке при представлении берегов Волги» Чернецовы писали: «Там при виде Нила и других знаменитых рек, славных по историческим воспоминаниям или по красотам природы, ныне частью в течении и в виде своем поменявшихся, они были убеждены, что не будет излишним окончание берегов реки Волги нашего времени». Однако пребывание Чернецовых в 1846-1849 годах в Италии задержало завершение этой работы ещё на три года.

Городец. Рисунок Н. и Г. Чернецовых, 1838 год
Городец. Рисунок Н. и Г. Чернецовых, 1838 год

Только в начале 50-х годов Чернецовы смогли демонстрировать на Васильевском острове в Петербурге панораму «Волга». По исследованию художника-панорамиста и искусствоведа В.П. Петропавловского, панорама, или, точнее, циклорама, Чернецовых имела длину 700 м и высоту 2,5 м. Огромная картина, исполненная с высоким художественным мастерством, изображала все достопримечательности великой русской реки от Рыбинска до Астрахани. Панорама была закреплена на двух поставленных вертикально цилиндрах и расположена за окном помещения, оборудованного в виде каюты. При перематывании картины с одного цилиндра на другой и при соответствующем шумовом оформлении у зрителя возникало ощущение движения судна. Но частое перематывание картины пагубно сказалось на её сохранности, и к 80-м годам прошлого века от неё остались лишь обрывки. В дальнейшем следы этого замечательного произведения затерялись окончательно. Некоторое представление о характере панорамы могут дать сохранившиеся видовые изображения станкового характера: картины «В Костроме». «В Костычевских горах», «Жигули», «На Волге в Симбирской губернии», «Бугор Степана Разина», «Вид с Царёва кургана» и др., а также акварели из трёх волжских альбомов Чернецовых, хранящиеся в отделе рисунков Государственного Русского музея. Конечно, панорама и акварели в альбомах или перовые рисунки в эрмитажной рукописи — это произведения разного жанра, но по ним можно судить об объектах, которые были изображены на панораме.

Художественная манера Чернецовых в значительной степени определялась пиететом перед Волгой как объектом художественного воспроизведения и характеризовалась документальной точностью, стремлением создать «документальный пейзаж», тщательным соблюдением законов перспективы и близкой к природе цветовой гаммой. Нам представляется справедливой оценка художественного мастерства Чернецовых, которую дал академик Б.В. Асафьев в своих раздумьях над русской живописью. «На работах Чернецовых, — говорит Асафьев, — именно в силу особенно подчеркнутой в них обстоятельной деловитости и “обозренчества” видно, как воспитывался глаз русского художника конкретными впечатлениями от природы и быта родины». Отмечая, что работы Чернецовых представляют своего рода изобразительную летопись, Асафьев далее пишет: «Смотришь вид за видом, скорее с “путешественническим” интересом к странам, векам и народам, чем к художеству, и вдруг — прекрасная, меткая, всецело живописная подробность, яркий красочный миг природы или же характер фигуры, умно схваченный рисунком! И надолго в сознании сохраняется этот образ — заметим — среди множества равнодушно “проехавших мимо” предметов… Это уже в большинстве случаев не “парад видов”, а любовный выбор простого, характерного из попадающихся на глаза изобильных мотивов».

И далее он пишет о братьях Чернецовых: «…в их странствованиях было что-то гнавшее вперёд, вперёд: то ли жажда впечатлений, то ли своеобразное чувство душевного изгнанничества, столь характерное для эпохи, проблески артистизма или призывы художественной совести? Конечно, ни один из братьев несравним с Лермонтовым, но “лермонтовское беспокойство” рядом с эпической правдивостью, простотой и точностью повествования в их живописи присутствует». Одним из результатов художественного путешествия была «Параллель берегов Волги» по семи губерниям, причём для каждой губернии были склеены по две полосы: одна — с рисунками правого, вторая — с рисунками левого берега. К каждой из семи параллелей был приложен краткий пояснительный текст. В 1851 году Чернецовы представили параллель царю в расчёте на материальное вознаграждение, в котором они очень нуждались. Но эти расчёты не оправдались, как не оправдалась и их надежда, заручившись одобрением царя, издать свои материалы. Николай I, ограничившись благим пожеланием, чтобы любители изящного оценили и поддержали «труд достойных художников», не отпустил ассигнований на издание. А ходатайство Академии художеств об увеличении содержания Григорию Чернецову и назначении содержания Никанору Николай I отклонил.

Чернецовы не нашли ни средств на издание, ни издателей для «Параллели берегов» и материалов панорамы. Лишь отдельные виды удалось художникам опубликовать в «Иллюстрации», но они были представлены очень низкими по качеству гравюрами на дереве. Отвергнутые и забытые, оба брата умерли в нищете. Третий брат, Поликарп, заболел и умер ещё во время путешествия по Востоку. «Параллель берегов Волги» по распоряжению царя была передана в Русскую библиотеку Эрмитажа, но там она находилась недолго. Вскоре она вместе с другими изобразительными материалами и рукописями поступила в Публичную библиотеку, где в течение почти столетия находилась в полном забвении. Лишь в середине 50-х годов «Параллель» была обнаружена в отделе рукописей Публичной библиотеки, и в 1960 году данные о ней были опубликованы в «Каталоге русских рукописей Эрмитажного собрания» (издание Государственной Публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина).

С первого дня путешествия и до его конца Чернецовы вели подробные путевые записки. Каждый из братьев отдельно записывал свои впечатления, материалы о посещенных местностях, наблюдения над художественными и историческими памятниками, ход путешествия. Потом оба дневника были сведены в один. В Государственном Русском музее хранятся отдельные путевые записки Григория Григорьевича и Никанора Григорьевича и черновик сводной записи. В 1862 году художники преподнесли Александру II старательно переписанный от руки и великолепно иллюстрированный 149-ю миниатюрами — рисунками пером, акварелью и сепией беловой экземпляр путевых записок. Александр II, как и Николай I, равнодушно отнёсся к трудам и нуждам художников и ограничился распоряжением передать рукопись в эрмитажную библиотеку, где она хранится и поныне.

В публикуемых записках Чернецовых, естественно, много наивного, а подчас и неверного, но оригинальный текст художников с характерным для них языком и стилем даёт возможность почувствовать колорит и дух времени. Главное значение этих записок в том, что они будили интерес к родным местам, что они смело противопоставляли классическим красотам Востока и Запада красоты русской земли, указывали на красоту древнерусского зодчества, обращали внимание художников на Волгу как на неисчерпаемый источник вдохновения и сами вдохновенно живописали её маслом, акварелью, сепией, карандашом, тушью. Волга важнейший очаг жизни русского народа, стала для художников Чернецовых неисчерпаемым источником вдохновения. Эту Волгу воспели они кистью и пером, и заключительные строки их путевых записок звучат как настоящий гимн «благодатным водам волжским». «Она [Волга] есть как благотворная жила земли Русской и во всех отношениях достойна приложенного народом наименования: “Матушка-кормилица”». Они стремились создать зрительный образ Волги, предвидя неизбежные её изменения. В записке о параллели берегов реки Волги Чернецовы писали, что эта параллель есть «близкий портрет, снятый с натуры в очертаниях одной из знатнейших и благодетельных рек России, в том самом современном виде, в каком она ныне орошает берега свои, портрет интересный для просвещённой любознательности не только теперь, но и впоследствии, когда по неизбежным законам природы и вид, и формы, и население берегов, и самое течение величайшей и благодатнейшей реки изменится».

Г.Г. Чернецов. «Волжский вид». Акварель. 1838 г. Русский музей, С.-Пб
Г.Г. Чернецов. «Волжский вид». Акварель. 1838 г.
Русский музей, Санкт-Петербург

Со времени путешествия по Волге братьев Чернецовых минуло более 130 лет. И действительно, много перемен произошло на берегах великой русской реки, но, как и в прошлом, судьба Волги неотделима от судьбы народа и страны. Наибольшие изменения произошли за годы Советской власти, когда народ, по выражению В. И. Ленина, «взял собственную судьбу в собственные руки». Уже с первых лет Советской власти Волга — важное звено в планах развития народного хозяйства страны. В плане ГОЭЛРО, разработанном в 1920 г. при непосредственном участии В. И. Ленина, положено начало хозяйственному преобразованию Волги и расположенных вдоль ее берегов обширных территорий. Во времена братьев Чернецовых путешествие по Волге было сопряжено с большими сложностями, а нередко и опасностью для жизни; мели и перекаты, жестокие бури затрудняли плавание по реке. За время шестимесячного плавания по Волге небольшое судно братьев Чернецовых не раз садилось на мель, мешали плыть сильные ветры. И только искусство лоцмана и матросов позволило благополучно завершить путешествие. С той далекой поры сама Волга и условия судоходства на ней изменились неузнаваемо. И если бы Чернецовы могли с нами повторить путешествие по Волге, то их взору предстала бы совершенно иная картина.

За годы Советской власти внешний облик реки изменили плотины гидроэлектростанций. Спускаясь вниз по Волге, мы последовательно проплываем каскад водохранилищ: Иваньковское, Рыбинское, Горьковское, Куйбышевское, Саратовское, Волгоградское; с окончанием строительства Чебоксарского гидроузла Волга превратится в систему искусственных морей.

На наших глазах происходит обновление флота могучей реки. Создание гарантированных глубин позволяет перейти на новый тип грузовых судов, по своей мощности приближающихся к морским. Появление водохранилищ на Волге создало новую судоходную обстановку, для продления сроков навигации широко используются ледокольные суда, осуществляется реконструкция существующих и предполагается строительство новых крупных портов.

Во времена, когда Чернецовы совершали свое путешествие, Волга посредством Мариинской системы соединялась с Балтикой, однако этим путем могли пользоваться только суда с небольшой осадкой, в связи с чем волжские суда доходили только до Рыбинска, где и осуществлялась перевалка грузов. Сейчас связь между Волгой и Балтийским морем осуществляется по Волго-Балтийскому каналу имени В. И. Ленина. Реконструируемая Волго-Балтийская система позволит в недалеком будущем совершать регулярные рейсы без дополнительной перевалки грузов в страны, омываемые Балтийским морем.

Другим искусственным сооружением является Волго-Донской канал имени В. И. Ленина. Мысль о строительстве канала возникла давно. Один из первых проектов был составлен и начал осуществляться еще при Петре I (в районе Камышина), однако ряд обстоятельств не позволил решить эту важную задачу. Вместе с тем экономическое развитие России не могло осуществляться без тесных торговых связей низовьев Волги и Дона.

В записке Чернецовых сообщается об «удивительном зрелище — сухопутном ходе судов степями» из района Дубовки (на Волге) до Качалинской пристани (на Дону). Небольшие суда «со всем вооружением и грузом вытаскиваются здесь [в Дубовке] на берег, где ставят их на особо устроенные для сего колеса, вроде покатней, и силою запряженных в сей экипаж быков ввозят в гору по устроенному въезду, причем употребляют до 20 и более пар быков, но, выбравшись на ровное место, число их уменьшают и продолжают путь степями на расстоянии 60 верст до Качалинской пристани...». Проблема соединения Волги и Дона была решена советскими людьми в 1948 — 1952 гг.

Таким образом, строительство новых и реконструкция действующих водных систем расширили географию судоходных связей Поволжья и позволили волжским грузам выйти на просторы Балтики и Белого моря, Черного и Азовского морей, В описании путешествия по Волге братья Чернецовы показали себя не только тонкими ценителями живописи, архитектуры, истории; их интересы значительно шире, страницы их записок изобилуют яркими географическими наблюдениями, ими подмечены многие характерные черты экономического развития России в тот период. Правда, их оценка экономических условий жизни общества не всегда верна, а иногда наивна, и нередко в ней сквозит идеализация деяний купечества. Волга была важнейшей транспортной артерией России, на берегах которой осуществлялся обмен товарами между различными зонами страны. Большая роль в этом принадлежала ярмаркам. Крупнейшей в России была расположенная на Волге Нижегородская ярмарка (ей предшествовала до 1817 г. Макарьевская ярмарка). В Нижнем Новгороде Чернецовы видели приготовление к открытию Нижегородской ярмарки, которая «по многочисленному стечению народа из отдаленнейших мест, количеству и разнообразию товаров, обширности производимой торговли и великости обращающихся капиталов... есть важнейшая в России». И естественно, что всё в Нижнем Новгороде подчинено ярмарке и всё существование города неразрывно связано с «кормилицей» Волгой.

Да и экономическая жизнь других городов, в которых побывали Чернецовы, в большей степени связана с Волгой; в одних (как Рыбинск) — перевалка грузов, в других (Лысково) — крупные хлебные склады, в третьих (Балахна) — строительство деревянных судов-расшивов и т. д.

Пульс большинства волжских городов точно соответствовал сезонному характеру судоходства. Жизнь в городах пробуждалась и бурлила весной. Население городов увеличивалось в несколько раз за счет притока бурлаков, рабочих, крючников и замирало в зимний период. Промышленность имелась далеко не в каждом городе и была представлена мелкими кустарными предприятиями.

Отражение слабого уровня развития промышленности волжских городов мы видим в численности их населения. Наиболее крупными городами были Казань, Саратов, Астрахань, Ярославль и Нижний Новгород, однако численность населения каждого из них не достигала 50 тысяч жителей, а такие города, как Самара и Царицын, имели население всего около 10 тысяч жителей.

Во времена братьев Чернецовых путешествие по Волге было сопряжено с большими сложностями, а нередко и опасностью для жизни; мели и перекаты, жестокие бури затрудняли плавание по реке. За время шестимесячного плавания по Волге небольшое судно братьев Чернецовых не раз садилось на мель, мешали плыть сильные ветры. И только искусство лоцмана и матросов позволило благополучно завершить путешествие. С той далёкой поры сама Волга и условия судоходства на ней изменились неузнаваемо. И если бы Чернецов.ы могли с нами повторить путешествие по Волге, то их взору предстала бы совершенно иная картина. За годы Советской власти внешний облик реки изменили плотины гидроэлектростанций. Спускаясь вниз по Волге, мы последовательно проплываем каскад водохранилищ: Иваньковское, Рыбинское, Горьковское, Чебоксарское, Куйбышевское, Саратовское, Волгоградское.

Создание гарантированных глубин позволяет перейти на новый тип грузовых судов, по своей мощности приближающихся к морским. Появление водохранилищ на Волге создало новую судоходную обстановку, для продления сроков навигации широко используются ледокольные суда.

Во времена, когда Чернецовы совершали своё путешествие, Волга посредством Мариинской системы соединялась с Балтикой, однако этим путём могли пользоваться только суда с небольшой осадкой, в связи с чем волжские суда доходили только до Рыбинска, где и осуществлялась перевалка грузов.

В записке Чернецовых сообщается об «удивительном зрелище — сухопутном ходе судов степями» из района Дубовки (на Волге) до Качалинской пристани (на Дону). Небольшие суда «со всем вооружением и грузом вытаскиваются здесь [в Дубовке] на берег, где ставят их на особо устроенные для сего колеса, вроде покатней, и силою запряжённых в сей экипаж быков ввозят в гору по устроенному въезду, причём употребляют до 20 и более пар быков, но, выбравшись на ровное место, число их уменьшают и продолжают путь степями на расстоянии 60 верст до Качалинской пристани…».

В описании путешествия по Волге братья Чернецовы показали себя не только тонкими ценителями живописи, архитектуры, истории; их интересы значительно шире, страницы их записок изобилуют яркими географическими наблюдениями, ими подмечены многие характерные черты экономического развития России в тот период. Правда, их оценка экономических условий жизни общества не всегда верна, а иногда наивна, и нередко в ней сквозит идеализация деяний купечества. Волга была важнейшей транспортной артерией России, на берегах которой осуществлялся обмен товарами между различными зонами страны. Большая роль в этом принадлежала ярмаркам. Крупнейшей в России была расположенная на Волге Нижегородская ярмарка (ей предшествовала до 1817 года Макарьевская ярмарка). В Нижнем Новгороде Чернецовы видели приготовление к открытию Нижегородской ярмарки, которая «по многочисленному стечению народа из отдалённейших мест, количеству и разнообразию товаров, обширности производимой торговли и великости обращающихся капиталов… есть важнейшая в России». И естественно, что всё в Нижнем Новгороде подчинено ярмарке и всё существование города неразрывно связано с «кормилицей» Волгой.

Да и экономическая жизнь других городов, в которых побывали Чернецовы, в большей степени связана с Волгой: в одних (как Рыбинск) — перевалка грузов, в других (Лысково) — крупные хлебные склады, в третьих (Балахна) — строительство деревянных судов-расшивов и т.д.

Пульс большинства волжских городов точно соответствовал сезонному характеру судоходства. Жизнь в городах пробуждалась и бурлила весной. Население городов увеличивалось в несколько раз за счёт притока бурлаков, рабочих, крючников и замирало в зимний период. Промышленность имелась далеко не в каждом городе и была представлена мелкими кустарными предприятиями.

Наиболее крупными городами были Казань, Саратов, Астрахань, Ярославль и Нижний Новгород, однако численность населения каждого из них не достигала 50 тысяч жителей, а такие города, как Самара и Царицын, имели население всего около 10 тысяч жителей. Сегодня эти города — важнейшие промышленные и культурные центры страны.

Выходы нефти в Поволжье известны давно. Проплывая мимо Сюкеевых гор, Чернецовы отмечают, что в «некоторых местах сякнут небольшие нефтяные струйки, нефть скопляется в выдолбленные в камнях гнезда, откуда её берут, впрочем, не в большом количестве».

Братья Чернецовы в число их главных и непременных достопримечательностей относили храмы, церкви, монастыри. Длительное время жилые кварталы городов были отгорожены от Волги грузовыми причалами, складами, промышленными предприятиями, и это понятно, поскольку большинство грузов поступало с Волги. Сегодня редкий город на Волге не украшает красивая набережная — излюбленное место отдыха волжан.

главы книги

 
1 27 31 60