Архитектура Костромской губернии
Арсеньева Слобода, урочище.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Фото: М. Старыгина 2023 г.

Просекское сельское поселение

Деревня Просек известна с 1646 г., когда она входила в состав вотчины Новоозерского монастыря, что на берегу Галичского озера. Центром вотчины была Арсеньева слободка с приписанными деревнями Волково, Панюково, Козлово, Кобяково, Просек, Гарь, Марьино, Охотино, Голоушино и др. Арсеньева слободка была названа по имени приказчика монастыря монаха Арсения. Каменная Никольская церковь с колокольней построена в 1809 г. на месте старинной деревянной церкви.

 Архитектура Костромской губернии
Арсеньева Слобода, урочище.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Фото: М. Старыгина 2023 г.

Помимо хлебопашества крестьяне вотчины занимались резьбой по дереву, и некоторые мастера брали подряды на резьбу иконостасов в церквях и монастырях. Резчик Нестор Кириллов в 1764 г. взялся сделать за 100 рублей большой иконостас в Макарьевском Унженском монастыре. Работал он с учениками пять месяцев. Иконостас, покрытый снаружи листовым золотом, поражал всех своим великолепием.

Деревня Лятки в 1857 г. принадлежала П.Булгакову, ему же во Владимирской губернии у села Ново-Федоровское принадлежал медный завод. Булгаков решил переселить крестьян из Ляток на свой завод, но крестьяне отказались переезжать. Тогда из Ново-Федоровского были присланы подводы, на которые погрузили имущество крестьян и увезли его на завод. Жалобы крестьян владимирскому губернатору не помогли, и некоторым крестьянам Ляток пришлось переселиться во Владимирскую губернию.

 Архитектура Костромской губернии
Храмовый комплекс с. Бушнево
Фото: М. Старыгина 2023 г.

Село Бушнево одно из старейших. Оно упоминается 16 октября 1545 г. в жалованной грамоте московского великого князя Ивана Васильевича (Грозного), когда Бушнево с деревнями Ваганово, Круглышево, Вислоухово и др. было пожаловано галичским помещикам Василию и Ивану Карандашевым (Свиньиным). В грамоте Грозного подтверждается, что Бушнево с деревнями пожаловано Свиньиным еще отцом Грозного, великим князем Василием Ивановичем, «но тое де у них грамоту взяли казанские татаровя, и деревни воевали, и людей в полон поимали». Известно, что татары совершили набег на Галич в 1522 г. Видимо, тогда-то они и разорили Бушнево.

 Церковное кладбище
Храмы в Бушнево. Фото А. Яковлев 2021

Владельцы Бушнева менялись. В 1615 г. им владел московский думный дьяк Садывной. В 1629 г. оно уже принадлежало другому дьяку, Томиле Луговскому — видному политическому деятелю, бывшему в 1610 г. в составе посольства, отправленного к польскому королю Сигизмунду. В начале XVIII века Бушнево стало поместьем графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина, участника Полтавской битвы и первого сенатора, подписавшего в 1718 г. смертный приговор сыну Петра I царевичу Алексею своему племяннику: Мусин-Пушкин был внебрачный сын царя Алексея Михайловича.

Бушнево стояло на торговом тракте из Новгорода в Сибирь и славилось как бойкое торговое село. Здесь по пятницам каждой недели собирались большие базары, съезжалось сюда до 3 000 человек. На постоялых дворах останавливались проходившие обозы. Когда в Сибирь проложили более короткий тракт через Казань, наш торговый тракт потерял свое значение и превратился в местную почтово-этапную дорогу. Но и она захирела после постройки железной дороги из Петербурга в Вятку. Замечательный наш парфеньевец, писатель С.В.Максимов, часто бывал в селе Бушневе и о ярмарке в нем написал очерк «Сергач».

В 1863 г. в Бушневе была открыта народная школа, а в 1896 г. и женская церковно-приходская школа. Бушнево славилось своим картофелем и луком, ими бойко торговали.

В древности на месте церквей Бушнева был небольшой монастырь, называвшийся Карпищевой пустынью. Это был религиозный центр округи, и в сохранении и поддержании его как образца традиционных верований были заинтересованы и правительство, и духовенство. До сих пор бытует легенда о появлении здесь в 1628 г. чудотворной иконы Казанской Божьей Матери. Много преданий ходило о чудесах этой иконы, об исцелении больных и пр. Богомольцы толпами приходили поклониться иконе. В случае каких-либо природных бедствий икону проносили по соседним селам и городам. Праздничный крестный ход при огромном стечении народа, с хоругвями и пением псалмов был целым событием в жизни округи. В бюджете посада Парфентьева была даже предусмотрена статья расхода на прием Бушневской иконы.

Московские цари оберегали монастырь. В 1643 г. из Москвы галичскому воеводе В.Грязнову была прислана грамота: «Велено ему Парфеньевской осады, Бушневской волости, пустыни Карпищева старца Матвея з братией от всяких чинов людей оберегать». В 1701 г. на месте деревянной церкви монастыря, названной в честь иконы Казанской Божьей Матери, была построена каменная церковь — одна из ранних каменных церквей в Галичском уезде. Сохранилось описание ее: «В Карпищевой пустыни церковь каменная о пяти главах, а главы и кресты обиты немецким белым железом, у одного креста четыре цепи железные, а в церкви царевы двери, по сторонам столбцы писаны золотом. В алтаре престол, над престолом голубь белый. К церкви прикладена колокольня каменная об одной главе, а на ней пять колоколов, и в первом весу полдевяти пуд».

 Изображение из семейного архива В.В.Ухина.
Софийская церковь. Урочище София-Бушнево**. Фото конца 1950-х

Эта уникальная церковь, одно из старейших каменных сооружений на земле костромского края, не сохранилась. Для поднятия авторитета Бушневской (Казанской) иконы надо было соорудить более помпезный храм, и в 1818 г. на месте старой каменной церкви возникла новая. Инициатором строительства был разбогатевший подрядчик П.В.Лесников, уроженец Бушнева, живший в Петербурге. За образец он взял Исаакиевский собор в Петербурге. Другая (зимняя) каменная церковь в Бушневе была построена в 1833 г.

На территории сельсовета находилась вотчина Дмитриевых-Мамоновых. В нее входили деревни Заулково, Быково, Старово, Кузнецово, Игнатово, Сидорово, Олехово и др. В архиве Древних актов в Москве в фонде Дмитриевых-Мамоновых хранятся документы их аксеновской вотчины, названной по центру ее — сельцу Аксенову.

На территории Просековского сельсовета находились деревни так называемой Натальинской вотчины (центр вотчины был в сельце Краскове). Принадлежала она князьям Куракиным, потом Головиным и позже Чичериным, дочери которого оказались дальними родственницами А.С.Пушкина (о них поэт упоминает в своих письмах).

В XVII — XVIII вв. здесь была вотчина П.И.Голохвастова, двоюродного брата А.И.Герцена. Павел Иванович Голохвастов женился на сестре Ивана Алексеевича Яковлева, внебрачным сыном которого был А.И.Герцен. В вотчину входили деревни Пестово, Осташево, Макеево. Часть деревень ее — в соседнем Аносовском сельсовете Парфеньевского района. Крестьяне вотчины славились своим плотничьим мастерством. П.И.Голохвастов, имевший и под Москвой вотчину в Покровском-Засекине, где бывал часто и Герцен, для плотницких работ вызывал мастеров из своей Галичской вотчины. В 1852 г. работавшие в Покровском-Засекине плотники писали П.И.Голохвастову: «От крестьян деревни Пестово, вашей Галичской вотчины плотники, которые живут у Вашей милости в Покровском. Живем мы две зимы в Покровском, а у себя в деревне много дела, и мальчиков (сыновей. — Д.Б.) надо женить, и просим отпустить домой».

Даже ремонт и содержание плотины на пруду в Покровском-Засекине, о котором писал Герцен в воспоминаниях и где утонул его друг-слуга, были поручены пестовскому плотнику. П.И.Голохвастов писал вотчинному старосте: «Семен Николаев, нужно мне одного из галичских плотников трезвого, благонадежного, который бы жил в селе Покровском и имел присмотр за мельничной плотиной. О выборе такого напиши». В своем ответе Голохвастову староста Николаев предложил три кандидатуры: Григория Михайлова и его брата Артемия из деревни Пестово и Ивана Андреева из деревни Макеево.

Перед своей смертью И.А.Яковлев по дарственной вотчину передал своему сыну А.И.Герцену. Официально Герцен не мог, однако, наследовать имение отца как незаконнорожденный, да и не стремился к этому.

Россиия, Костромская область, Антроповский район, Бушнево и Просек на реке Нея
Костромская область