loading...

Историческое описание Костромского Ипатского монастыря. Соч. протоиерея Михаила Диева.

I.

На правом берегу реки Костромы, близ впадения её в Волгу, в юговосточном углу обширной низменности на луговой стороне, стоит знаменитый Ипатьевский монастырь. Вид обители особенно прекрасен в весеннее водоразлитие. Это плавучая крепость с предместием - многолюдною Ипатскою Слободою, с запада примыкающею к обители, отделенной от города Костромы саженей на сто. В Слободе возвышается приходская каменная церковь Св. Иоанна Богослова. Севернее от этого острова, также саженях в стах, виднеется другой остров - Андреевская слобода, с каменною же приходскою церковью Св. Андрея Кесарийского. Ипатский монастырь стал знаменит особенно потому, что здесь был возведен на царство родоначальник ныне царствующего Дома, Михаил Романов, в такое время, когда отечество при самозванцах находилось близким к разрушению от врагов внутренних и внешних.

II.

Ипатский монастырь основан Татарским Князем Четом, в начале второй четверти четырнадцатого столетия. Сей знаменитый вельможа Золотой орды, 1330 года, плывший Волгою, остановился близ того места, где река Кострома изливается в Волгу. Здесь он видел чудесное явление иконы Божией Матери, с предстоящими Апостолом Филиппом и Священномучеником Ипатием Гангрским. Это чудо расположило татарина к Христианству. Прибыв в Москву, он получил Св. крещение с именем Захарии и благсклонно принятый Великим Князем Иоанном Даниловичем, навсегда остался жительствовать в России, а на месте явления основал монастырь (примеч.1). Происшедшее от Чета знаменитые дворянские роды Сабуровых, Пешковых, первоначально именовавшихся Сабуровыми—Пешковыми, Шеиных, Вельяминовых и Годуновых, приняли после Чета усердное участие в ycтpoeнии Ипатской обители (Примеч. 2). Из всех этих родов многие усматриваются на первом ряду вельможь, предстоящих престолу московских государей еще в XIV и половине XV века, как-то: Сабуровы, Шейны, Пешковы, Вельяминовы, и с начала XVI столетия Годуновы. По отдаленой древности, истребившей многие Ипатьевского монастыря, не можем знать о вкладах Шеиных и Вельяминовых; но правнук Чета Константин Дмитриевич Сабуров туда приложил многолюдную вотчину, в 12 верстахот Костромы, село Костенево с деревнями. По-видимому, около того же времени, Федор Сабуров приложил такую же многолюдную вотчину, близ же Костромы, село Козминское с деревнями. Сын его Михайло Федорович, 1447 года от Шемяки передавшийся государю Bacилию Темному, с 1462 года окольничий – скончался в чине боярина и дворецкого 1464 года, – приложил село малое Яковлевское также близ Костромы. Семен Дмитриевич Пешков, с 1550-го окольничий, в 1551-м воевода Сторожевого полка –скончался 1561 года, – село Яковлевское большее с деревнями около Нерехты. К сему времени должно отнести приклад села Михайловского с деревнями, также около Нерехты, по бывшем воеводою Передового полка 1532-го, 1547-го и 1550 года, Князе Давиде Федоровиче Палецком. О стольнике Иване Ивановиче Шетневе, приложившем несколько ceлений около Ярославля и Костромы, не имеем прямых указаний; но, заметно, и он жил около начала XVI века, потому что Петр Иванович Шетнев, 1524 года, павший на поле брани за отечество, по-видимому был родный брат его. Все таковые пожертвования ведут к несомненному заключению, что Ипатский монастырь, до возвышения еще Годуновых и задолго до царицы Ирины Федоровны, супруги царя Федора Иоанновича, урожденной Годуновой, обогативших обитель богатыми пожертвованиями, пользовался уже достаточным содержанием (Примеч.3).

III.

В описании Ипатского монастыря, напечатанном 1832 года, повествуется, что Чет первоначально построил в сей обители каменный храм Святой Троицы, на подклете, о пяти верхах, с папертями и с приделом Апостола Филиппа и Святого Ипатия. В приделах этого храма, по левую сторону царских врат, поставил местную икону в 9 пядей, представляющую небесное ему явление, что эта икона в древних монастырских описях названа: ""Воплощение Пресвятыя Богородицы» с предстоящими Апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием. Потом построил также каменную церковь Рождества Богородицы с трапезною осми-саженною каменною же палатою и с приделом Святого Иоанна Златоустого. Наконец устроил каменные же колокольню и братские кельи, окружив обитель деревянною дубовою обширною оградою». Прочие же сочинители, также в нынешнем столетии описавшие Ипатский монастырь, основываясь на старинных монастырских описях, утверждают, что Чет построил только одну церковь во имя Живонач. Троицы, и то деревянную. – О прочих строениях Чета ничего не упоминают, – и это по-видимому вероятнее (Примеч.4). Со второй половины ХVI века сведения о состоянии монастыря становятся более полными. В юго-восточной стороне обители возвышался каменный собор Живоначальной Троицы; южнее от сего храма, каменная восьмисаженная трапезная палата, построенная около 1559 года; в одной связи с этой палатой, только восточнее, небольшая каменная церковь Рождества Богородицы, отстроенная 1564 года; югозападнее от этой церкви, над келарскими кельями возвыщалась колокольница; на восточной стороне настоятельский корпус, на северной стороне такой же каменный за Св. воротамииноческих келей; корпус, кажется построен около сего времени, только до епископа Дамаскина было об одном этаже. Со стороны северной и южной монастырь окружала, только гораздо ниже против нынешней, каменная ограда, примыкавшаяся к зданиям сторон восточной и западной, построенная в 1586-1590 г. боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым и конюшим, – после царем – Борисом Федоровичем Годуновым же. На воротах, ведущих с севера в обитель, промежутке между корпусами настоятельских и иноческих келей, возвышалась небольшая каменная церковь Св. Феодора Стратилата, тезоименитого ангела царю Феодору Иоанновичу, отстроенная в 1591 году. С 1603 года на нынешнем месте; теперешняя колокольня, памятник усердия боярина Димитрия Ивановича Годунова, с колоколами значительной величины, – самый большой колокол – вклад матери царя Бориса Годунова, Стефаниды Ивановны, в инокинях Снандулии. Из них ныне известен по надписи, во 172 пуда, приложенный Иваном Ивановичем Годуновым, в 1603 году. – И пpoчие колокола приклад также Годуновых (Примеч.5).

Читать всю книгу

1  Прибытие князя Чета в Poccию, как важное cобытие, внесено в Летописи; именно в Русском Времени, по изданию 1790 года, 1, 168. сказано: «того же лета – 1330 – приеха из Орды «к Великому Князю Ивану Даниловичу служити Князь именем Чет, и восхоте креститися, и во крещении наречен бысть Захаpия, а у Зaxapии сын Александр, а у Александра сын Дмитрей Зерно, а у Зерно дети Иван, да Костантин, да Дмитрей; и от Ивана Дмитревича пошли Сабуровы, да Годуновы, да Вельяминовы». Выражение «и восхоте креститися» опровергает мнение новейших писателей, утверждающих, что спасительную веру в Иисуса Христа Чет принял еще до прибытия в Poccию в орде, от руки Святителя, митрополита Петра, скончавшагося до 1330-го года за четыре. Крещение Чета Святителем Петром не допущает и Карамзин в Истор. Росс. Госуд. IV, примеч. 189.

2  В Древнем синодике Ипатского монастыря записано: «и во вторый день сентября поминать начальников обители на: Князя Чета, во Святом крещении Захария и детей его» – так обыкновенно в поминальниках назывались не дети собственно, а потомки, – «Александра, Димитрия Зерна, Вениамина» – это родоначальник Вельяминовых, Ивана Годунова, Иоанна Красного, Иоанна Подольского, Даниила Подольского, Федора Вениаминова, Михаила убиенного». Выражение «Начальников обители» показывает, что все они принимали усердное участие в устроении обители, а означение 2 сентября ведет к заключению, не в это ли число, на месте, где обитель, Чет видел чудное явление св. иконы; впрочем, это еще догадка.

3  Вклады богатыми вотчинами в Ипатский монастырь около Костромы от Собуровых, Пешковых и Годуновых подают мысль, что все сии дворяне получили эти вотчины от своего родоначальника Чета, награжденного оными по прибытии его в Poccию, от Иоанна Даниловича, в эту пору уже владевшего Костромою. Труднее поверить, что потомство Чета именно около Костромы приобрело уже в последствии времени такие обширные имения, а по всему видно, что потомкам Чета, составлявшим разные домы, достались по его собственному разделу еще до кончины. – С самого водворения потомства Четова в России, – оно пользовалось высоким доверием Московских государей. – При Великом Князе Димитрие Иоанновиче Донском, Василий Васильевич Вельяминов занимал сан Тысячского в Москве, – чин самый верховный в тогдашнее время! Жена этого Вельяминова, скончавшагося 1374 года, вдова Марья Вельяминова, 1389 года была восприемницею у сына Донского Константина Дмитриевича. Летоп. Никон. списк. IV, 39, 184. Ист. Росс. Госуд. Карамз. V по Ейнерл. стр. 60, примеч. 36. Что Константин Дмитриевич Сабуров был Чету правнук, это видно из описан. Ипат. мон. 1832, стр. 65. По Летописям и актам его не видно; но дети его: Иван Константинович был дворецким, а Юрий Константинович с 1505 года боярином, – то есть государя Василия Иоанновича. Росс. Вивлиоф. ХХ, 13; Ист. Росс. Госуд. Карамзина, VII, по Ейнерл. стран. 89; о Михаиле Феод. Сабурове, Русск. Времен. 1790, 11, 19, Росс. Вивлиоф. ХХ, 2; о князе Давиде Феод. Палецком Истор. Сборн. Обществ. Ист. и Древн. Росс. 11, 10, 236, 274. О Петре Иван. Шетневе Росс. Вивлиоф. VI, 466; о Семене Дмитриевиче Пешкове, именовавшимся иногда Собуровым-Пешковым. Росс. Библ. ХХ, 37, 44. Русск. Ист. Сбор. Общ. Ист. И Древн. Росс. 11, 236, 274. Из рода Годуновых первый на историческом поприще является Василий Годунов 1519 года, воевода в войну России против Литвы: Ист. Poccийск. Госуд. Карамз. по Ейнерл. VII, стр. 63. В исходе ХVI века из Годуновых в списке знаменитых бояр писаны в царствование Иоанна IV Дмитрий Иоаннович 1571 года – постельничим, 1573-го – окольничим, 1578-го – боярином; Борис Феодорович 1578-го – кравчим, 1580-го – боярином; Степан Васильевич 1576-го – окольничим, Иван Васильевич 1581-го – окольничим, при Феодоре Иоанновиче, 1584-го Борис Федорович – конюшим, и многие другие из Годуновых. Росс. Библ. XX. – 51–61.

4  Доселе известны четыре описания Ипатского монастыря: первое, доселе остающееся рукописным, под заглавием: «История о Ипатском монастыре», второе напечатано в истории Росс. Иepapxии II, стр. 632–658. По упоминанию в том и другом о Костромском епископе Евгении, видно, что оба сочинены в начале текущего столетия. Tpeтье напечатано в Отечеств. Записках Павла Петровича Свиньина за 1819 год; четвертое издано 1832 года особою книжкою. В этих трех описаниях, кроме издания 1832 года, повестствуется, что Чет построил только одну деревянную церковь. Предположение о дубовой стене в древнейшие времена окружавшей обитель, допустить можно. В начале текущего столетия, в версте от монастыря, по Ярославской луговою стороною дороге, находился на небольшое пространство дубовый лес, где еще 1813 года виден был вкопанным высокий дубовый столб с вырубленным местом для Чудотворной Феодоровской иконы Богородицы, – поставленной в сражении костромичан с татарами, близ Святого озера, в полуверсте от Андреевской слободы на севере, 1813 года стояло около десяти огромных дубов – остаток дубового леса; в древности окружавшего с северо-запада Ипатский монастырь. Трудно допустить, чтобы Чет весь монастырь, кроме ограды, устроил каменный, в такое время, когда каменные постройки воздвигались весьма редко; кроме Новгорода, – в первой половине XIV века усматриваем только каменные здания в одном Московском Кремле – это Спас на бору и Успенский собор, по непрочности перестроенный при государе Иоанне II. В печатном описании 1832 года сказано, что часть каменных монашеских келей строена Четом. Но архитектура келей не слишком древная, и весьма вероятно, что они складены во 2-й половине ХVI века, – как это самое утверждает рукописная истоpия о Ипатьевском монастыре. Описание оного в истор. Росс. Иерарх. 11, 638, где постройка каменных келей приписана 1586 году.

5  В рукописной истории об Ипатском монастыре сказано, что в кладной книге, составленной иеродиаконом Антонием Москвитянином, упоминается в 7067 году о трапезе каменной, а в 7072 о каменной церкви, а потому составитель истории о монастыре; почитает вероятным, что Рождественская каменная церковь построена каменною от 7067 по 7072 год. В надписи о построении ограды Дмитрием Ивановичем Годуновым, по описанию, напечатанному 1832, о построении в это время каменных келей не сказано, а сказано по описанию, помещенному во 2 томе истории Poccийск. Иерархии и рукописной истории об Ипатском монастыре. В истории Костром. Иepapxии соч. префекта Красовского, о постройках епископа Дамаскина Аскаронского в Ипатьевском монастыре сказано: «также от Архиерейских каменных покоев к западу над преждебывшими братскими каменными об одном апартаменте кельями, построен другой апартамент каменной же, в нем шесть келей, с накатными потолками, внутри и извне подмазаны, штуки щекотурною работою, покрыты тесом». Надобно полагать, что здесь сочинитель говорит о кельях, построенных на западе от Святых ворот; потому что каменный корпус как с восточной стороны, так и на заворот на западной, в то время назывался вообще apxиерейским домом. Архитектура каменной стройки архиерейского дома гораздо древнее, чем келей, расположенных от Св. ворот на запад. О колокольнице над келарскими кельями в описании Ипатского монастыря, напечатанном 1832, стр. 17 и 18; о старинных колоколах там же, стр. 18–20.

 Памятники архитектуры
Ипатьевский монастырь на р. Костроме. Фото 2016
Russian Orthodox Church