Историческое описание
Костромского Ипатского монастыря
Соч. протоиерея Михаила Диева

I.
На правом берегу реки Костромы, близ впадения её в Волгу, в юговосточном углу обширной низменности на луговой стороне, стоит знаменитый Ипатьевский монастырь. Вид обители особенно прекрасен в весеннее водоразлитие. Это плавучая крепость с предместием - многолюдною Ипатскою Слободою, с запада примыкающею к обители, отделенной от города Костромы саженей на сто. В Слободе возвышается приходская каменная церковь Св. Иоанна Богослова. Севернее от этого острова, также саженях в стах, виднеется другой остров - Андреевская слобода, с каменною же приходскою церковью Св. Андрея Кесарийского. Ипатский монастырь стал знаменит особенно потому, что здесь был возведен на царство родоначальник ныне царствующего Дома, Михаил Романов, в такое время, когда отечество при самозванцах находилось близким к разрушению от врагов внутренних и внешних.
II.Ипатский монастырь основан Татарским Князем Четом, в начале второй четверти четырнадцатого столетия. Сей знаменитый вельможа Золотой орды, 1330 года, плывший Волгою, остановился близ того места, где река Кострома изливается в Волгу. Здесь он видел чудесное явление иконы Божией Матери, с предстоящими Апостолом Филиппом и Священномучеником Ипатием Гангрским. Это чудо расположило татарина к Христианству. Прибыв в Москву, он получил Св. крещение с именем Захарии и благсклонно принятый Великим Князем Иоанном Даниловичем, навсегда остался жительствовать в России, а на месте явления основал монастырь (примеч.1). Происшедшее от Чета знаменитые дворянские роды Сабуровых, Пешковых, первоначально именовавшихся Сабуровыми—Пешковыми, Шеиных, Вельяминовых и Годуновых, приняли после Чета усердное участие в ycтpoeнии Ипатской обители (Примеч. 2). Из всех этих родов многие усматриваются на первом ряду вельможь, предстоящих престолу московских государей еще в XIV и половине XV века, как-то: Сабуровы, Шейны, Пешковы, Вельяминовы, и с начала XVI столетия Годуновы. По отдаленой древности, истребившей многие Ипатьевского монастыря, не можем знать о вкладах Шеиных и Вельяминовых; но правнук Чета Константин Дмитриевич Сабуров туда приложил многолюдную вотчину, в 12 верстахот Костромы, село Костенево с деревнями. По-видимому, около того же времени, Федор Сабуров приложил такую же многолюдную вотчину, близ же Костромы, село Козминское с деревнями. Сын его Михайло Федорович, 1447 года от Шемяки передавшийся государю Bacилию Темному, с 1462 года окольничий – скончался в чине боярина и дворецкого 1464 года, – приложил село малое Яковлевское также близ Костромы. Семен Дмитриевич Пешков, с 1550-го окольничий, в 1551-м воевода Сторожевого полка –скончался 1561 года, – село Яковлевское большее с деревнями около Нерехты. К сему времени должно отнести приклад села Михайловского с деревнями, также около Нерехты, по бывшем воеводою Передового полка 1532-го, 1547-го и 1550 года, Князе Давиде Федоровиче Палецком. О стольнике Иване Ивановиче Шетневе, приложившем несколько ceлений около Ярославля и Костромы, не имеем прямых указаний; но, заметно, и он жил около начала XVI века, потому что Петр Иванович Шетнев, 1524 года, павший на поле брани за отечество, по-видимому был родный брат его. Все таковые пожертвования ведут к несомненному заключению, что Ипатский монастырь, до возвышения еще Годуновых и задолго до царицы Ирины Федоровны, супруги царя Федора Иоанновича, урожденной Годуновой, обогативших обитель богатыми пожертвованиями, пользовался уже достаточным содержанием (Примеч.3).
III.В описании Ипатского монастыря, напечатанном 1832 года, повествуется, что Чет первоначально построил в сей обители каменный храм Святой Троицы, на подклете, о пяти верхах, с папертями и с приделом Апостола Филиппа и Святого Ипатия. В приделах этого храма, по левую сторону царских врат, поставил местную икону в 9 пядей, представляющую небесное ему явление, что эта икона в древних монастырских описях названа: ""Воплощение Пресвятыя Богородицы» с предстоящими Апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием. Потом построил также каменную церковь Рождества Богородицы с трапезною осми-саженною каменною же палатою и с приделом Святого Иоанна Златоустого. Наконец устроил каменные же колокольню и братские кельи, окружив обитель деревянною дубовою обширною оградою». Прочие же сочинители, также в нынешнем столетии описавшие Ипатский монастырь, основываясь на старинных монастырских описях, утверждают, что Чет построил только одну церковь во имя Живонач. Троицы, и то деревянную. – О прочих строениях Чета ничего не упоминают, – и это по-видимому вероятнее (Примеч.4). Со второй половины ХVI века сведения о состоянии монастыря становятся более полными. В юго-восточной стороне обители возвышался каменный собор Живоначальной Троицы; южнее от сего храма, каменная восьмисаженная трапезная палата, построенная около 1559 года; в одной связи с этой палатой, только восточнее, небольшая каменная церковь Рождества Богородицы, отстроенная 1564 года; югозападнее от этой церкви, над келарскими кельями возвыщалась колокольница; на восточной стороне настоятельский корпус, на северной стороне такой же каменный за Св. воротамииноческих келей; корпус, кажется построен около сего времени, только до епископа Дамаскина было об одном этаже. Со стороны северной и южной монастырь окружала, только гораздо ниже против нынешней, каменная ограда, примыкавшаяся к зданиям сторон восточной и западной, построенная в 1586-1590 г. боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым и конюшим, – после царем – Борисом Федоровичем Годуновым же. На воротах, ведущих с севера в обитель, промежутке между корпусами настоятельских и иноческих келей, возвышалась небольшая каменная церковь Св. Феодора Стратилата, тезоименитого ангела царю Феодору Иоанновичу, отстроенная в 1591 году. С 1603 года на нынешнем месте; теперешняя колокольня, памятник усердия боярина Димитрия Ивановича Годунова, с колоколами значительной величины, – самый большой колокол – вклад матери царя Бориса Годунова, Стефаниды Ивановны, в инокинях Снандулии. Из них ныне известен по надписи, во 172 пуда, приложенный Иваном Ивановичем Годуновым, в 1603 году. – И пpoчие колокола приклад также Годуновых (Примеч.5).
Таков был монастырь, когда несчастная Poccия на него в 1613 году устремила свои надежды при возведении Михаила Феодоровича на царство! Сохранились подробности о тогдашнем каменном Троицком соборе, где происходило воцарение сего государя: построен на подклетах; внутренность имела в ширину пять, а в длину четыре сажени; пять глав, крытых немецким железом, с крестами позолоченными на золоченых же яблоках, венчали это здание. Со сторон окружали собор каменные паперти. Кровли как на них, так и на соборе, крыты 1595 года немецким железом; три двери, все обитые медью и золоченые с разными вычеканенными образами и изречениями пророков, вели в собор; в двоих дверях находились вторыми слюдяные. Венцы на святых иконах, равно и на святых, изображенных по стенам, были золоченые. Все эти украшения устроены Дмитрием Ивановичем Годуновым. В этом соборе, со времен царя Михаила Феодоровича, близ Царских врат поставлено царское место, присланное сим монархом в память своего возшествия на Bcepoccийский престол. Место сделано из липы, с разными мелкими украшениями – вышиною 11 аршин, на подобие острой древних царей короны,– на верху двуглавый орел. Резные изображения львов, покрытые на масле краскою в прозелень, охраняли вход в это священное место, доселе, из уважения к царскому этому дару, непокрытое, ни золотом, ни краскою, – сохраняющее природный цвет. При разборке собора 1650 года оно сложено в кладовую, где разобранным и сберегалось около 117 лет. В этом прежнем Троицком соборе было расставлено около 90 икон, приложенных Годуновыми, в том числе 45 в золотых окладах, а прочие в серебряных. В соборе престол был чеканенный серебряный, приложенный Дмитрием Ивановичем Годуновым в лето 7103 г.,– вместе с бархатною индитею, вышитою жемчугом.
1649 года, января 29-го, от ужасного вихря, соединенного, может быть, с землетрясением, весь соборъ раздробило; заднюю стену алтаря всю вырвало, так, что не осталось возможности починить храм; почему архимамдрит Гермоген и строитель старец Пафнутий с бpaтиею, просили царя Алексея Михайловича о позволении разобрать собор и построить новый с приделами, по образцу собора в Московском Новоспасском монастыре, что самое и было позволено царскою грамотою, писанною в Москве 1650 года, марта 25 дня. Причем повелено устроить собор по образцу Ярославского, не больше оного, с тем, чтобы устроить в новом храме придел, первый – святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия, а второй – Преподобного Михаила Малеина, тезоименитого государю Михаилу Феодоровичу.
Ныне монастырские здания составляют параллелограм, соединенный из двух, четвероугольников, обращенный к реке Костроме продолговатее, а к Волге короче. Площадь обращенного к Волге четвероугольника ныне не занята никаким зданием, кроме того, что на северной стороне монастырской ограды возвышается огромный каменный двуэтажный корпус, до открытия Костромской епархии, занятый вотчинною канторою, построенною 1728 года, а с 1746 года занимаемый Духовною консисториею. До 1808 года на плошади этого четвероугольника стояла каменная церковь Св. Иоанна Златоустого, построенная 1672–1673 года, длиною на 11, а шириною на 5 саженях, в одной связи с каменною колокольнею и таковыми же больничными кельями; все это здание тем 1808 годом разобрано. Больничные иноки перемещены сначала в Костромской Богоявленский монастырь, потом для них 1825 года в Бабаевском монастыре построена больничная перковь с разными для больных кельями, и во имя Св. Иоанна Златоустого в паперти теплого Ипатского Рождественского собора устроен 1810 г. придел, освященный в том году 11 декабря епископом Евгением Романовым. В первой половине XVII века этого четвероугольника не было, а тут было пустое место, не занятое никаким зданием. Нынешняя каменная ограда, окружающая этот второй четвероугольник, с двумя наугольными башнями и третьею середнею, называемою Зеленою – она покрыта зеленою черепицею, приделана к прежней ограде на пространстве 144 сажень, по повелению царя Михаила Феодоровича, 1642–1643 года, как сказано в надписи на Зеленой башне, в опасение в иночествующим и в сохранение Христо именитым людем (Примеч.6).
Из сего видно, что до построения этой ограды западная линия тогдашних монастырских зданий не была окружена никакою оградою, потому что в надписи именно сказано, что новая приделана к прежней ограде. Этот второй четвероугольник, со времени построения ограды, назван Новым городом. Ограда тогда построена такой же вышины, как и ограда первого четвероугольника. Корпус Духовной консистории при Иустине епископе переделан в новом вкусе, с устроением чугунных лестниц в верхний этаж, и крыльца с улицы от Ипатской слободы. Ограда первого четвероугольника, построенная Годуновыми, на пространстве 243 сажень, исключая западной линии, где, как выше сказано, ограды не было – имела шесть башен и четверо ворот. За тем четвероугольник со всех четырех сторон ныне вмещает линии монастырских зданий. С полуденной стороны в одной связи с кельями, как выше мы видели, теплый собор Рождества Богородицы. В юго-восточной стороне площади стоит колокольня и огромный Троицкий собор. Колокольня и собор ныне соединяются, как между собою, так с Рождественским Собором, и корпусом, обращенным к реке Костроме, с 1777 года каменными переходами.
Ныне в первом четвероугольнике здания:
А) Троицкий собор, с папертью в длину тридцать девять, а в ширину сорок один аршин, построен на месте прежнего Троицкого собора 1650–1652 года, по образцу Ярославского собора, с устроением придела преподобного Михаила Малеина, и придела апостола Филиппа и св. Ипатия. Это огромное каменное здание о пяти главах, строенное на монастырское иждивение при архимандрите Гермогене и строителе Пафнутие. Этот собор, также как и прежний, о пяти главах, при епископе Симоне Лаговском, покрытых белым железом на деревянных стропилах (Примеч.7). При епископе Евгении Романове на всех пяти каменных шеях 1803 года, главы сделаны из лужевого железа на подобие Иерусалимских, но при епископе Павле Подлипском они заменены нынешними, более огромными. В соборе иконы поставлены из прежнего развалившегося собора; из них по своей древности и богатому украшению заслуживают внимание:
1) Икона Живоначальной Троицы, приложенная 1593 года боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым; оклад на ней, венцы и цаты были золотые, осыпанные крупным жемчугом и драгоценными каменьями, писана на кипарисной доске и поставлена местною по правую сторону Царских врат; но по причине ветхости доски и красок, при епископе Дамаскине Аскаронском эта икона написана снова уже на липовой доске, украшения же, также вычеканенная надпись о времени приклада Годуновым, с прежнего образа были положены на этот новый, в том числе и три золотые медали с изображением Шведского короля Карла IX, с золотыми при них дщицами, на коих вычеканено, что медали приложены царем Михаилом Феодоровичем 1616 года, февраля 14-го (Примеч.8).
2) Тихвинский образ Божией Матери поставлен по левую сторону Царских врат, мерою в пять четвертей, в окладе серебряном, чеканеном, золоченом, украшен жемчугом и драгоценными каменьями. Для соразмерности с прочими местными образами, обложен был штилистовыми иконами, как это видно из монастырской описи 1736 года. В начале текущего столетия cия икона стояла над Царскими вратами в pезной золоченой киоте; но при епископе Самуиле Запольском-Платонове, поставлена на прежнем месте, а над вратами в серебряном круге вложена часть ризы Господней, присланная царем Михаилом Феодоровичем в Ипатский монастырь 1626 года. Пред Святою ризою доселе неугасимо теплится лампада с елеем.
3) За правым столбом большая икона Живоначальной Троицы на кипарисной доске, обложенная чеканеным серебром и золотом, приложена Дмитрием Ивановичем Годуновым 1593 года, с пеленою, шитою золотом и жемчугом, как все это видно из надписи на этой иконе.
4) На левом столбе образ святого Димитрия Солунского, приложенный 1586 года тем же Дмитрием Годуновым. Эта икона списана с чудотворной иконы сего угодника, принесенной из города Владимира в Московский Успенский больший собор, при государе Дмитрие Иоанновиче Донском в лето 6888 г., а во Владимир из Солуня во него развалившегося собора, приклад боярина Дмитрия Ивановича Годунова – крыты золоченою латунью с вычеканенными разными изображениями.
В) Теплый собор Рождества Богородицы, на месте прежнего, пришедшего в ветхость, в тоже наименование каменного собора складен 1760–1764 годы, длиною 48, шириною 18 аршин, о пяти главах; но после того лет через 40 главы сгнили, самый накат, из бревен устроенный на место свода, от мокроты повредился; почему при епископе Евгении Романове 1801 года сделана вместо пяти глав одна, накат подкреплен 10-ю огромными Ионического Ордена деревянными колоннами; в 1820 году сделаны колонны каменные, вышлефованые под железный мрамор; с 1815 года пол здесь выстлан чугунный. За правым клиросом в особой киоте обращают внимание: икона Живоначальной Троицы с надписью, что она приложена 1586 года боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым; в этом соборе хранится древнейший образ Богородицы; на иконе изображено небесное явление Князю Чету – пред Божиею Матерью, написанною с Предвечным Младенцем, изображены молящиеся апостол Филипп и священномученик Ипатий. При перестройке теплого собора преосвященным Дамаскиным, обветшалая трапезная палата также была вновь складена одноэтажная каменная, и устроена трапезою для братии, – на таких же высоких подклетах, как и собор.
С) Колокольня по виду такого же устройства только поменьше, как Соборная в Ростове. Здешняя длиною в 11, шириною в 3 1/2 сажени. Епископ Дамаскин, по причине ветхости, предположил ее разобрать и построить новую, для чего и просил в Государственной Коллегии Экономии 9 тысяч рублей. Но его преемник епископ Симон Лаговский, сделав разные починки на 400 рублей, оставил колокольню без разборки: верх покрыл глиняною муравленную черепицею, главу построил каменную и опаял ее белым железом. В таком виде колокольня находилась до соединения ее в новейшее время с соборами Троицким и теплым. Большой колокол в 600 пуд слит 1647 (7156) года, сентября 20-го, по стольнике Aлексии Никитиче Годунове с тем, чтобы дядя его боярин Василий Иванович Стрешнев вотчину того Годунова село Семеновское продал в Ипатский монастырь, а монастырь за это в платеж на свои деньги отлил бы тот колокол. Четвертая часть колоколов, вместе с медными котлами, ружьями и пищалями в годах 1693, 1699 и 1700-й, по требованию правительства, отослана в Москву для ратного дела.
Д) Первоначальный аpxиepeйский дом. Епископ Сильвестр Кулябка, – это первый владыка, прибыл в Ипатский монастырь для жительства, – не нашедши здесь приличного помещения на двух-этажных экономских каменных кельях, обращенных на реку Кострому, длиною на 27, а в ширину на 5 сажень, – построил в 1747 году деревянный третий этаж, снаружи и изнутри оштукатуренный на образец каменного. В этой связи епископом Дамаскиным 1759 года устроена крестовая церковь во имя Сретения Владимирской иконы Богородицы. Со стороны аpxиерейских покоев к церкви примыкалась молитвенная келья, расписанная стенописью, изъясняющею молитву Господню. На завороте от архиерейских покоев двух-этажный корпус келей, простирающийся по северной стороне до Святых ворот, также был занят для аpxиерейского жительства. Близ тех ворот входили в cии покои большим украшенным разноцветными изразцами каменным крыльцом, на таких же каменных столбах, как теперь крыльцо у Троицкого собора, только над первым находилась комната для аpxиерейского келейника. Во всю длину деревянного этажа к реке Костроме был устроен балкон, огороженный деревянными перилами. Крыльцо у Святых ворот 1821 года сломано, и вход устроен изнутри, а 1822 г. весь деревянный этаж заменен каменным, в середине с огромною колоннадою, украшенною фронтоном, по плану и фасаду, высочайше утвержденными; на эту постройку, по ходатайству Святейшего Синода, с разрешения государя императора Александра 1, отпущено из государственной казны 57687 рублей, 80 копеек. При этой перестройке, крестовая церковь сделана каменная противу прежней, с деревянным накатом. 1836 года эта колоннада сломона, а в середине архиерейского дома заложена церковь святых мученик Хрисанфа и Дарии, в воспоминание того, что 19 марта, 1613 года, в день памяти сих угодников, царь Михаил Феодорович отбыл из Ипатского монастыря в Москву. По плану и фасаду, высочайше изданному, на деньги из государственной казны, строение в каменной кладке уже оканчивалось, как своды 1839 года пали. Таким образом, постройка этой церкви замедлилась до настоящего времени.
Ныне эта церковь, богато устроенная с остроконечным куполом, покрытым английской жестью, – приготовлена к освящению. По случаю этой перестройки жительство Костромских иерархов переведено в новые аpxиерейские покои, устроенные также в новейшее время в одной связи с теплым собором, и теперь составляющие южную линию монастырских зданий, в соединении с западною. –
Е) Ограда и наружность монастыря. Каменная стена, построенная в исходе XVI века Годуновыми, со сторон северной и южной, верно, была не так высока, как ныне, и заметно, не имела возвышения с боем. Когда сильный вихрь в начале 1649 года а потому и извнутри обруб укреплен таким же рядом бревен. Все сии обрубы при епископе Владимире сломаны, а вместо них сделана земляная насыпь, выстланная снаружи диким камнем и на насыпи построена каменная ограда. Снаружи у северной стены, по обеим сторонам дороги, ведущей к Св. воротам, были рвы, выкладенные камнем – сделаны, верно, на случай защиты монастыря от неприятельского нападения, – но оба рва в начале второй четверти настоящего столетия завалены. С прочих сторон были ли такие рвы, неизвестно. Окружность монастыря ныне простирается на 400 сажень.
F) Кельи. Современник, – это префект Костромской семинарии Иоанн Иоаннович Красовский, что был после протоиереем и сакелларием в С. Петербурге, – в своей истории о Костромской иepapхии говорит, что при преосвященном Дамаскине, от архиерейских каменных покоев, – тогда весь корпус, начиная от Св. ворот, по северной стороне и на заворот по восточной к pеке Костроме, назывался Apxиерейским домом, – к западу, над преждебывшими братскими каменными об одном этаже кельями, построен другой этаж каменный же; в нем шесть келей с накатными потолками, покрытые тесом (Примеч.10). Южнее от покоев царя Михаила Феодоровича (Примеч.11) по другую сторону западных ворот, ведущих с монастырского двора в Консисторию, каменный корпус келей построен, с дозволения Коллегии Экономии, на монастырские деньги, в 1732 году. В этом корпусе с 1823 года помещалось Eпapxиальнoe Попечительство о бедных Духовного звания. Юго-восточнее от этого корпуса к южной ограде до самой почти колокольни и теплого собора находился до 1840 года особый двор, от главного монастырского двора отделенный тесовым забором. За забором до того года помещались незначительной высоты житницы с поварнею. По плану, составленному, по случаю посещения обители в 1835 году государем императором Николаем Павловичем, и высочайше утвержденному, двор уничтожен, здания за забором, равно и оный сломаны, а на этом месте, в соединении с теплым собором и Попечительством, построен 1840–1845 г.г. каменный корпус, помещающий ныне аpхиерейские покои и кухню. Таким образом, весь монастырский главный двор со всех сторон по тому плану окружался каменными огромными зданиями. Среди нынешнего монастырского двора епископом Владимиром Алявдиным устроен каменный четвероугольный столб с надписями на каждой стороне о достопамятностях обители (Примеч.12).
G) Усыпальницы. Они вмещали гробы Годуновых в трех местах. Первая усыпальница, и самая древняя, за алтарем теплого Рождественского Собора, с южной стороны; вторая против алтаря того же Собора с восточной стороны; третья под папертью нынешнего Троицкого собора. В первой усыпальнице погребены: Зaxapия, основатель монастыря, Князь Чет; Александр сын Чета; Дмитрий Зерно, внук его; Иван, Константин и Димитрий Шея, правнуки Чета же; Федор Сабур и Иван Годунов, дети Ивана Дмитриевича Зернова; Иван Красный, Даниил Подольский, родственники их; родители царицы Ирины Федоровны, супруги государя Феодора Иоанновича; Феодор Иванович Годунов и супруга его Стефанида, в инокинях Снандулия; Василий Феодорович Годунов, брат царицы; Иван Григорьевич Годунов, дед царицын и инокиня Агриппина, бабка царицына; Дмитрий Иванович Годунов, дядя царицы, скончавшийся 1606 года в царствование самозванца Отрепьева; Григорий Годунов, прадед царя Бориса, в иноках Герасим; Иван Иванович Годунов, в иноках Иона, брат Дмитрия Ивановича, убитый самозванцем Тушинским 1610 года в Калуге, Иван Дмитриевич Годунов, сын Дмитрия Ивановича и жена Ивана Ивановича Агриппина, в инокинях Александра, Феодора дочь его; Михаил Осипович Годунов.
Во второй усыпальнице род Стефана, Григория иИвана Васильевичей Годуновых: инок Александр, Марфа, в инокинях Маремьяна, бабка их; Василий Петрович отец их; Васса мать их, Мария, Параскева; Анастасия сестра их; инокиня Аполлинария; младенцы Матрона, Агриппина, Андрей, Mapия; Григорий Васильевич Годунов боярин, в иноках Христофор, скончался 1598 года; Анастасия, в инокинях Анна, супруга Стефана Васильевича; Тит младенец, сын его; Иван Васиьевич Годунов, боярин и воевода в разных походах, в иноках Иосиф, отец Ивана Ивановича, скончавшийся 1602 года; инокиня Аполлинария, мать его.
В третьей усыпальнице род Никиты и Петра Васильевичей Годуновых: Иосиф дед их, живший в 1 половине XVI века; Василий отец их; Петр Васильевич Годунов, находившийся 1581 года на седьмой свадьбе царя Иоанна IV, в иноках Порфирий, Mapьямия супруга Никиты Васильевича; его дети – младенцы Феодор, Терентий, Андрей, Пелагея, инокиня Марфа, мать Матфея Михайловича Годунова, окольничего и воеводы в Тобольске с 1620 по 1623 год, скончавшегося 1639 года; Степан Степанович Годунов, окольничий, скончавшийся 1614 года; Иван Михайлович Годунов, с 1598 года окольничий, в сем чине служивший и при Отрепьеве; Анна, в схимницах Александра, мать Алексея Никитича Годунова, скончавшегося около 1645 года, и завещавшего в Ипатский монастырь нынешний большой колокол; Cepгий Матфеевич и Федор Иванович Годуновы. –
Между теплым и Троицким соборами погребены обоего пола князья Вяземские, Мстиславские, Лобановы-Ростовские, Куракины, Щербатовы; из Костромских дворян Ашитковы, Глениховы, Голохвастовы, Десятовы, Ерлыковы, Карцовы, Кореневы, Крюковы, Кулепановы, Куломзины, Мошковы, Панины, Пасынковы, Петровы, Тихменевы, Ушаковы, Чагины, Чаплыгины и другие.
IV. Редкости и значительные вкладыРедкости и значительные вклады, составляющие богатство монастыря:
1) Из Евангелий, два рукописные напрестольные, обложенные серебром; верхняя доска украшена жемчугом и драгоценными каменьями; приложены: первое, 1605 г. – Дмитрием Ивановичем Годуновым, а второе, 1603 года – окольничим Иваном Ивановичем Годуновым. Самое большее Евангелие в серебряном золоченом окладе; в нем весу 1 пуд, 32 фунта; сделано на монастырскую сумму. Есть еще Евангелие, неизвестно когда и как поступившее в монастырь, писанное с 13 ноября 1436 года в Новгороде священником Людина конца Варсонофием.
2) Две псалтири письменные, обе приложены Дмитрием Ивановичем Годуновым, одна 1591 г., а другая 1594 года.
3) Два серебряные, позолоченные, унизанные жемчугом напрестольные креста, приложенные один Ипатским игуменом Вассианом 1561 года, сентября 1-го, а другие 1594 г. боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым.
4) Из сосудов, одни золотые, то есть потир, звездица, три блюдца, лжица золотые, поддонок же серебряный, приложены 1599 года Дмитрием Ивановичем Годуновым; весу с поддоном 9 фунтов, 24 золотника, а другие 1603 года – Иваном Ивановичем Годуновым же – серебряные, весом 5 фунтов, 87 золотников.
5) Три серебряные водосвятные чаши, в первой, приложенной 1594 года, весу 11 фунтов, 6 золотников, во второй около 2 фунтов, обе вклад Дмитрия Ивановича Годунова, а в третьей, приложенной Яковом Афанасьевичем Годуновым, весу 2 фунта, 84 золотника.
6) Плащаница, по красной камке, шитая золотом, серебром, вся богато обнизанная жемчугом, приложена 1604 года Дмитрием Ивановичем Годуновым. П. П. Свиньин, в описании Ипатского монастыря 1819 года, ценность этой редкости положил в 50 тысяч рублей на accигнации.
7) Хоругвь, вышитая по червчатой камке золотом и серебром, на ней образа с одной стороны Живоначальной Троицы, с другой Алексия человека Божия, Святителя Алексия митрополита и Феодора Стратилата, с вышитыми словами, что она приложена царем Алексием Михайловичем; ныне находится у правого клироса в Троицком Соборе.
8) Сударь, длиною аршин, 2 вершка, и два воздуха, все шиты по красной камке золотом и серебром, и унизаны жемчугом; по надписям, на них вышитым, приложены Дмитрием Ивановичем Годуновым, воздухи – 1599-го, а сударь –1602 года.
9) Серебряное панихидное блюдо с надписью, что приложено им же, Дмитрием Ивановичем 1589 года.
10) Посох и ковш царя Михаила Феодоровича; присланы, на вечное хранение, из Московской оружейной палаты государем императором Николаем Павловичем, в декабре 1834 года. По торжестве, совершенном по этому случаю духовными и светскими особами, посох оставлен на хранение в Троицком соборе на Царском месте, а ковш в ризнице.
11) Икона Николая Чудотворца, Святителя Мирликийского. Черниговское Дворянство, в память благодетельного двадцатипятилетия царствования государя императора Николая Павловича, заказало, с высочайшего соизволения, российскому художнику Сиверсу, проживавшему тогда в Италии, сделать из мозаики две иконы сего Угодника, Ангела сему Венценосцу, один для Черниговского собора, а другой для Ипатского монастыря. По поставлении образа в Черниговском Соборе, депутация Черниговского дворянства из Губернского предводителя Бороздни, трех уездных предводителей и четырех депутатов, также из Черниговских дворян, 27 июля 1857 года, с другою иконою прибыли в Кострому. После торжественной литургии этот дар поставлен в Троицком соборе пред иконостасом у южной двери при входе в придел Преподобного Михаила Малеина, в золоченой на полимент киоте, привезенной также из Чернигова. Икона в ширину 10 вершков, в длину 1 аршин; по краям ее серебряный оклад работы известного художника Сазикова. Киот в вышину 6, а в ширину 2 аршина.
В числе скудной аpxиерейской ризницы находятся два саккоса жемчужные. С одних гробниц богатых Годуновых, покоющихся под папертью Троицкого собора, и в двух усыпальницах у теплого собора снято жемчугу в ризницу 8 фунтов, которого теперь следа нет.
В начале второй половины XVIII столетия Ипатский монастырь владел в Москве и Санкт-Петербурге собственными домами, под названием подворьев. Таковый в Москве находился в Китай-городе между улицами Ильинскою и Варваринкою, от чего и улица, где находился этот дом, называлася Ипатскою (Примеч.13). В Ярославле монастырю принадлежал деревянный двор за Большим острогом, за Семеновскими воротами на Вздвиженском враге; в Костроме в Старом городе деревянный дом на большой улице близ Волжских или водяных ворот; в Новом городе 8 лавок. Царь Борис Феодорович 1603 года Ипатскому монастырю пожаловал грамоту на владение двумя дворами в Костроме на посаде (Примеч.14).
В первые годы существования Костромской Епархии в 7 верстах от Костромы, близ столбовой дороги в Нерехту, в селе Солоникове находился деревянный аpxиерейский дом, первоначально построенный в 1748 году епископом Сильвестром Кулябкою; в нем находилось 9 комнат; в средине дома крестовая церковь во имя трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; около дома раскинут сад, с двумя тогда выкопанными прудами, каждый в длину в 90, а в ширину 40 сажень (Примеч.15). Дом 1823 года за ветхостию перестроен епископом Самуилом, и церковь освящена в другое наименование, именно во имя Донской иконы Богородицы, в память хиротонии сего архипастыря 19 числа августа во епископа Костромского; в этот день отправляется торжество оной иконе. В Солоникове от монастыря на полуторе десятины производится хлебопашество. В Костромском Анастасиином монастыре, по закрытии его при учреждении штатов, с дозволения Коллегии Экономии, отданном в coдержание Костромским архиереям, епископ Дамаскин построил деревянный дом на каменном фундаменте для пребывания со свитою на случай частого аpxиерейского служения в городе. 1796 года, когда Анастасиин монастырь был восстановлен, то дом поступил во владение сей обители и тут на жительство поместилась игумения.
В Poccии, кроме лавр Свято-Троицкой Сергиевой и Киево-Печерской, очень не много таких монастырей, где бы столько находилось вотчин, как в Ипатском. 1764 года, при учреждении штатов, здесь считалось одних душ мужеского пола около одиннадцати тысяч с половиною; из них две доли вне Костромской тогдашней провинции, а десять близ города Костромы. Одних сел Ипатскому монастырю принадлежало 28, а деревень и разных угодий неисчислимое количество. Из Костромских вотчин самая многолюднейшая: – село Колшево с деревнями; в ней 1107 душ (счет вотчин здесь по ведомости 1763 года); ниже тысячи до 700 душ: село Никольское Баран 857, село Семеновское-Лапотное 845, село Бабино 716 душ. От 700 до 500: село Яковлевское Большее 620, село Костенево 610, сельце Нефедово 595, село Солониково 526; от 500 до 300: село Карабаново 471, село Козминское 439, село Протасово 427, сельце Святое 374, село Исаковское 325; от 300 до 100: село Яковлевское Малое 285, село Никольское за Воржею 275, село Михайловское 273, Богословская подмонастырская слобода, упоминаемая за Ипатским монастырем 1613 года, 235; село Прискоково 197, сельце Курдумово 144; от 100 до 50: Спасская слобода иначе Голява, против г. Костромы 84, село Козликово 72, сельце Курдумово 73, полсельца Антропцова 56. В отдалении от Костромы: во Владимирском уезде село Крутец-Заястребье 432, в Симбирском уезде село Преображенское, Каменная слобода тоже, 504, село Никольское на сурских вершинах 250, село Кузмодемьянское, Журавлиха тоже, 297, все три без деревень. Прочие вотчины за малочисленностью не перечисляются. Число душ в селах и сельцах здесь разумеется с деревнями. Еще Ипатские вотчины: две деревни в Казанском уезде и одна в Алатырском, и в Ярославском уезде четверть села Позушина с полудеревнями 123, треть деревни Молчанова 3 и треть деревни Кузовлева 31. Все три Ярославские вотчины приложены Иваном Ивановичем Шетневым.
Хотя имена вкладчиков большею частию известны, но некоторые вотчины когда приложены, не осталось прямых указаний. Кроме очень древних вкладов еще известны: царем Феодором Иоанновичем приложены: село Солониково, село Никольское, что за Воржею, с деревнями, но когда приложены, нет верного сведения, сим же государем 1585 года, декабря 25-го, из Костромских дворцовых посошных сел: Покровское-Карабаново с деревнями, село Никольское на Баране, с селом того же села Богословским с деревнями, погостом Старое дворище с деревнями, в волости Емене три жеребья села Вакарина и три жеребья деревни Колотилова, что были в поместье за Чудином и Шереметем Чортовыми, да в мирском стану деревня Святое, деревня Олферово и деревня Стрельниково, что были в поместье за Никифором Голозцыным. Вклады боярина Дмитрия Ивановича Годунова: Владимрское село Крутец-Заястребье, с деревнями, село Казликово близ Нерехты, село Исаковское с деревнями, село Прискоково с деревнями; Алексеем Борисовичем Скрябиным: село Протасово и сельце Сарафаново с деревнями близ Нерехты; Иваном Ивановичем Шетневым сельце Ильицыно с полудеревнями, полусельце Антропцово с полудеревнями, полсела Ширяева с деревнями, четверть села Пазушина с полудеревнями, треть деревень Молчанова и Кузовлева; Фадеем Пасынковым половина усадьбы Губина.
Сверх множества yгодий монастырь владел поблизости богатыми рыбными ловлями по рекам Волге и Костроме и многими озерами, коими богат угол между теми реками; как же достались обители те озера, неизвестно, а вероятно вместе с вотчинами; потому что на северо-западе от монастыря верст на 25, где находятся эти озера, половина пространства этого угла занята была Ипатиевскими вотчинами, – опричь сел Шуги, Самети, Веж и Куникова, принадлежащих Московскому Чудову монастырю (Примеч.16). По случаю закрытия Костромского Богоявленского монастыря, по определению Святейшего Синода, высочайше утвержденному 1848 года, марта 28 дня, угодья той обители, как то: мельница, сенные покосы и озеро передано во владение Ипатского монастыря.
1 Прибытие князя Чета в Poccию, как важное cобытие, внесено в Летописи; именно в Русском Времени, по изданию 1790 года, 1, 168. сказано: «того же лета – 1330 – приеха из Орды «к Великому Князю Ивану Даниловичу служити Князь именем Чет, и восхоте креститися, и во крещении наречен бысть Захаpия, а у Зaxapии сын Александр, а у Александра сын Дмитрей Зерно, а у Зерно дети Иван, да Костантин, да Дмитрей; и от Ивана Дмитревича пошли Сабуровы, да Годуновы, да Вельяминовы». Выражение «и восхоте креститися» опровергает мнение новейших писателей, утверждающих, что спасительную веру в Иисуса Христа Чет принял еще до прибытия в Poccию в орде, от руки Святителя, митрополита Петра, скончавшагося до 1330-го года за четыре. Крещение Чета Святителем Петром не допущает и Карамзин в Истор. Росс. Госуд. IV, примеч. 189.
2 В Древнем синодике Ипатского монастыря записано: «и во вторый день сентября поминать начальников обители на: Князя Чета, во Святом крещении Захария и детей его» – так обыкновенно в поминальниках назывались не дети собственно, а потомки, – «Александра, Димитрия Зерна, Вениамина» – это родоначальник Вельяминовых, Ивана Годунова, Иоанна Красного, Иоанна Подольского, Даниила Подольского, Федора Вениаминова, Михаила убиенного». Выражение «Начальников обители» показывает, что все они принимали усердное участие в устроении обители, а означение 2 сентября ведет к заключению, не в это ли число, на месте, где обитель, Чет видел чудное явление св. иконы; впрочем, это еще догадка.
3 Вклады богатыми вотчинами в Ипатский монастырь около Костромы от Собуровых, Пешковых и Годуновых подают мысль, что все сии дворяне получили эти вотчины от своего родоначальника Чета, награжденного оными по прибытии его в Poccию, от Иоанна Даниловича, в эту пору уже владевшего Костромою. Труднее поверить, что потомство Чета именно около Костромы приобрело уже в последствии времени такие обширные имения, а по всему видно, что потомкам Чета, составлявшим разные домы, достались по его собственному разделу еще до кончины. – С самого водворения потомства Четова в России, – оно пользовалось высоким доверием Московских государей. – При Великом Князе Димитрие Иоанновиче Донском, Василий Васильевич Вельяминов занимал сан Тысячского в Москве, – чин самый верховный в тогдашнее время! Жена этого Вельяминова, скончавшагося 1374 года, вдова Марья Вельяминова, 1389 года была восприемницею у сына Донского Константина Дмитриевича. Летоп. Никон. списк. IV, 39, 184. Ист. Росс. Госуд. Карамз. V по Ейнерл. стр. 60, примеч. 36. Что Константин Дмитриевич Сабуров был Чету правнук, это видно из описан. Ипат. мон. 1832, стр. 65. По Летописям и актам его не видно; но дети его: Иван Константинович был дворецким, а Юрий Константинович с 1505 года боярином, – то есть государя Василия Иоанновича. Росс. Вивлиоф. ХХ, 13; Ист. Росс. Госуд. Карамзина, VII, по Ейнерл. стран. 89; о Михаиле Феод. Сабурове, Русск. Времен. 1790, 11, 19, Росс. Вивлиоф. ХХ, 2; о князе Давиде Феод. Палецком Истор. Сборн. Обществ. Ист. и Древн. Росс. 11, 10, 236, 274. О Петре Иван. Шетневе Росс. Вивлиоф. VI, 466; о Семене Дмитриевиче Пешкове, именовавшимся иногда Собуровым-Пешковым. Росс. Библ. ХХ, 37, 44. Русск. Ист. Сбор. Общ. Ист. И Древн. Росс. 11, 236, 274. Из рода Годуновых первый на историческом поприще является Василий Годунов 1519 года, воевода в войну России против Литвы: Ист. Poccийск. Госуд. Карамз. по Ейнерл. VII, стр. 63. В исходе ХVI века из Годуновых в списке знаменитых бояр писаны в царствование Иоанна IV Дмитрий Иоаннович 1571 года – постельничим, 1573-го – окольничим, 1578-го – боярином; Борис Феодорович 1578-го – кравчим, 1580-го – боярином; Степан Васильевич 1576-го – окольничим, Иван Васильевич 1581-го – окольничим, при Феодоре Иоанновиче, 1584-го Борис Федорович – конюшим, и многие другие из Годуновых. Росс. Библ. XX. – 51–61.
4 Доселе известны четыре описания Ипатского монастыря: первое, доселе остающееся рукописным, под заглавием: «История о Ипатском монастыре», второе напечатано в истории Росс. Иepapxии II, стр. 632–658. По упоминанию в том и другом о Костромском епископе Евгении, видно, что оба сочинены в начале текущего столетия. Tpeтье напечатано в Отечеств. Записках Павла Петровича Свиньина за 1819 год; четвертое издано 1832 года особою книжкою. В этих трех описаниях, кроме издания 1832 года, повестствуется, что Чет построил только одну деревянную церковь. Предположение о дубовой стене в древнейшие времена окружавшей обитель, допустить можно. В начале текущего столетия, в версте от монастыря, по Ярославской луговою стороною дороге, находился на небольшое пространство дубовый лес, где еще 1813 года виден был вкопанным высокий дубовый столб с вырубленным местом для Чудотворной Феодоровской иконы Богородицы, – поставленной в сражении костромичан с татарами, близ Святого озера, в полуверсте от Андреевской слободы на севере, 1813 года стояло около десяти огромных дубов – остаток дубового леса; в древности окружавшего с северо-запада Ипатский монастырь. Трудно допустить, чтобы Чет весь монастырь, кроме ограды, устроил каменный, в такое время, когда каменные постройки воздвигались весьма редко; кроме Новгорода, – в первой половине XIV века усматриваем только каменные здания в одном Московском Кремле – это Спас на бору и Успенский собор, по непрочности перестроенный при государе Иоанне II. В печатном описании 1832 года сказано, что часть каменных монашеских келей строена Четом. Но архитектура келей не слишком древная, и весьма вероятно, что они складены во 2-й половине ХVI века, – как это самое утверждает рукописная истоpия о Ипатьевском монастыре. Описание оного в истор. Росс. Иерарх. 11, 638, где постройка каменных келей приписана 1586 году.
5 В рукописной истории об Ипатском монастыре сказано, что в кладной книге, составленной иеродиаконом Антонием Москвитянином, упоминается в 7067 году о трапезе каменной, а в 7072 о каменной церкви, а потому составитель истории о монастыре; почитает вероятным, что Рождественская каменная церковь построена каменною от 7067 по 7072 год. В надписи о построении ограды Дмитрием Ивановичем Годуновым, по описанию, напечатанному 1832, о построении в это время каменных келей не сказано, а сказано по описанию, помещенному во 2 томе истории Poccийск. Иерархии и рукописной истории об Ипатском монастыре. В истории Костром. Иepapxии соч. префекта Красовского, о постройках епископа Дамаскина Аскаронского в Ипатьевском монастыре сказано: «также от Архиерейских каменных покоев к западу над преждебывшими братскими каменными об одном апартаменте кельями, построен другой апартамент каменной же, в нем шесть келей, с накатными потолками, внутри и извне подмазаны, штуки щекотурною работою, покрыты тесом». Надобно полагать, что здесь сочинитель говорит о кельях, построенных на западе от Святых ворот; потому что каменный корпус как с восточной стороны, так и на заворот на западной, в то время назывался вообще apxиерейским домом. Архитектура каменной стройки архиерейского дома гораздо древнее, чем келей, расположенных от Св. ворот на запад. О колокольнице над келарскими кельями в описании Ипатского монастыря, напечатанном 1832, стр. 17 и 18; о старинных колоколах там же, стр. 18–20.
6 Неизвестно, откуда занято изложенное в новейших описаниях Ипатского монастыря сведение о том, что Зеленая башня в новом городе будто бы устроена в память изшествия царя Михаила Федоровича из монастыря в Москву. 1817 года в приветственной речи великому князю Михаилу Павловичу, произнесенной в открытых воротах той башни Ипатским протоиереем Даниилом Груздевым, сказано, что именно этими воротами изшел государь Михаил Феодорович. Тогда этих ворот и в зачине еще не было, да и в марте, как в зимнее время, тут дороги в Москву не бывает, а она как и ныне, так верно и тогда, лежала с другой стороны, именно от реки Костромы между слободами Ипатскою и Андреевскою – на деревню Святое.
7 В истории Костромск. Иepapxии, сочин. префектом Красовским.
8 В описании Ипатского монастыря, напечатанном 1832 г. стр. 9, сказано несправедливо, что три шведские медали пожалованы царем в память заключения мира с Швецией. Медали приложены в феврале 1616 года, как это вычеканено на дощечках, приложенных к тем медалям; а с Швецией заключен мир после того через год, именно 1617.
9 Описан. Московского Успенского собора, напечат. 1783 г, стр. 18.
10 История Костромской Иepapxии, составленная префектом Красовским.
11 Свиньин в описании Ипатского монастыря неосновательно говорит, что на западных вратах находилась церковь, – которая де вероятно служила Марфе Иоанновне, матери царя Михаила Феодоровича, вместо домовой, ибо из ее келей был прямо ход в оную. Должно полагать, что она разрушена при расширении монастырской ограды. Это одна догадка, а указаний о существовании на этих воротах церкви никаких нет.
12 На четвероугольном столбе: а) несправедливо сказано: колокол 600 пуд вклад матери царя Бориса Годунова. Колокол в 600 пуд слит в 1647 году, а до сего колокола самый больший точно приложен матерью Бориса, но во сколько пуд, неизвестно, и ныне его уже давным давно нет. С 1606 года Михаил Феодорович Романов здесь пребывал со своею матерью. Икона Тихвинской Божией Матери принесенная посольством 1613 года. Посольство из Москвы тогда отправилось только с двумя иконами: Богородицы, юже написа Петр митрополит и с образом великих чудотворцев Петра, Алексия и Ионы. Сказание о Самозванцах, во Временнике Общ. Истр. и Древн. Росс. Книг. 16, стр. 135. при Святителе Петре митрополите еще не было Тихвинской иконы Богородицы, и этот св. образ после него прославился гораздо после. Хоругви –вклад Царя Аликсия Михайловича. Одна хоругвь приложена сим государем, а не несколько. б) Обитель посещалии государи Дмитрий Донской с супругою и детьми, Василий Дмитриевич и Василий Темный. О сих посещениях нигде ни слова. Зеленая Башня построена на том месте, до коего царь Михаил Феодорович шел пеший при отбытии в Москву. Пушки и пищали хранящиеся с 16 столетия, с которого именно времени в монастыре, об этом нет никакой видимости. К случаю поместить здесь, будто бы, в память пребывания в монастыре государя Василия Димитриевича, хранилось великокняжеское место и на это де место при воцарении был возведен Михаил Феодорович, как об этом напечатано в описании Ипатского монастыря в Истор. Росс. Иеpapxии 11, 645. Это известиe повторил и Свиньин в Отеч. Записк. в описан. этой обители. Об этом месте никаких нет старинных сказаний, а верно эту небылицу взяли из выражения летописей о воцарении Михаила Феодоровича: «и седе на стуле царском».
13 Юридич. Акт. стр. 411.
14 Журн. Мин. народн. просв. 1850, ноябрь, стр. 109.
15 Истор. Костром. Иepapx. соч. префекта Красовского.
16 Костромск. Губерн. Ведомости, 1840 г. № 40.
