Т.А. Дружкова

Даниловичи
Первые Иорданские из села Домнина

Иорданские из села Домнина
Читать книгу

Предисловие

Сегодня, 14 мая 2020 года, моему младшему брату Мише испол- няется 78 лет, а у меня идет уже 82‐й год жизни... Как быстро она пронеслась, Жизнь!

Живу я сейчас одна, незабытая своими сыновьями и внуками. На улице бушует коронавирус — конец света, что ли, близится? Я, на всякий случай, приготовила и выложила на видное место одежду, в которую меня нужно переодеть, если что, но возраст свой я не ощущаю, чувствую себя молодой и здоровой. По-прежнему занимаюсь любимым, вот уже больше 20 лет, делом — воссоздаю Историю Рода Иорданских. Вот, и сейчас сижу над описанием жизни человека, родившегося более 200 лет назад, с информации о котором и зародился мой интерес к жизни предков.

А как все начиналось... Идет 1993 год. Моих родителей уже нет в живых. Мне 55 лет, я дважды бабушка, но много работаю — пре- подаю высшую математику в университете, и не то, что не интере- суюсь своими предками, но и о происхождении фамилии не заду- мываюсь, даже однофамильцев Иорданских не встречала. И вдруг, получаю от своей 75‐летней тети Фаины Михайловны Иорданской письмо из Рыбинска, в которое она вложила вырезку из их реги- ональной газеты «Вольное слово». В заметке этой ­какой-то жур- налист, перевирая факты, как позже выяснилось, излагает новую версию гибели небезызвестного Ивана Сусанина. И версию эту журналист приписывает некоему Иоанну Иорданскому — священ- нику Домнинской вотчины бояр Романовых, жившему в середине 19‐го века.

Иорданские из села Домнина
Родословное дерево

Не могу объяснить, почему меня вдруг так заинтересовала эта газетная утка, видимо, мне пришло время открыть для себя и своих потомков Историю своих предков, и Высшие Силы, как могли, стали этому способствовать...

Сейчас передо мной раскинулось Родословное Древо Иордан­ ских, содержащее более 300 персон моих кровных родственников, про­стирающее свои ветви в сегодняшнее время из далекого 16‐го века, Древо, составленное моими многолетними поисковыми трудами. Даниловичи это веточка из 19‐го века, описание жиз- ней пяти братьев, сыновей Даниила Иванова, из поколения моего пра-прадеда.

***

Мой пра-пра-прадед Данииил Иванов, 1771–1814, был священ- ником церкви Успенской села Домнина Буевской округи Костром­ ской губернии. Супруга его, пра-пра-прабабушка Фекла Иванова, 1770–1810, дочь Ивана Иосифова, священника церкви Николаевской села Малышева той же Буевской округи. Священники того време- ни практически еще не имели фамилий. Позднее дети Даниила и Феклы стали Иорданскими, а братья Феклы, получившие сан священников по окончании КДС, стали Пенскими.

Село Домнино исторически знаменито тем, что в 17 веке при- надлежало боярам Шестовым, деду и прадеду первого русского царя из рода Романовых, по материнской линии. В этом же селе жил и являлся вотчинным старостой имения Шестовых крестья- нин Иван Сусанин, спасший жизнь отрока Михаила Романова, заведя в Исуповское болото польских панов, охотившихся за мо- лодым царем. По семейной легенде, неподтвержденной (пока?!) документальными фактами, Иван Сусанин является далеким кровным предком и нашего Рода Иорданских.

Иорданские из села Домнина
Примерное месонахождение наших сел на современной карте

Даниил Иванов, как и шесть поколений его предков, служил в селе Домнино в древней деревянной церкви в честь Воскресения Христова, обустроенной еще «тщанием отца и деда Ксении Шес­ товой», матери Михаила Федоровича Романова. Сначала он был дьячком, а с 1800 года стал священником. «Рукоположенный еще при Павле I, он в 1809 году успел убедить прихожан вместо обветша­ лой деревянной соорудить каменную церковь, которая при нем и была сооружена и покрыта деревом». Мемориальная доска на храме до- ныне возвещает нам: «Во славу Бога храм сей благословил постро­ ить Епископ Евгений 1809 года января 16 при иерее Данииле Иванове. Освящен при сыне его протоиерее Алексее 1818 мая 9 и 1827 ноября 30. Сооружен прихожанами на месте дома Ксении Ивановны Шестовой, матери царя Миха­ила Феодоровича».

Иорданские из села Домнина
Успенская церковь села Домнино. Фото XXI в.

Овдовевший к 40 годам Даниила Иванович прожил недолгую жизнь: в мае 1814 года «утопили его раскольники», как написал сын Даниилы, Алексей Данилович, в своем Труде «Правда о Суса­ нине», опубликованном в 1871 году в журнале «Русский Архив» https://runivers.ru/­bookreader/book406194/­#page/115/mode/1up. Но была и другая версия. Из Протокола костромской палаты уголов- ного суда по рассмотрению Дела:

«...О найденном в реке Шаче священнике села Домнина Данила Иванова мертвым, приказали: как по произведенном следствии пре­ ступника, участвовавшего в пресечении жизни означенного священника Иванова, не открыто, да и никто в том не подозревается, а потонул в реке Шаче по неосмотрительности сам собой, то случай сей соглас­ но с мнением уездного суда предать воле божией, о чем и сочинить со обстоятельством особый протокол», (ГАКО 117–1–120 кор 216).

Даниил Иванов — представитель VII-ого поколения Рода свя- щеннослужителей церкви села Домнина, считая с XVI века от отца Евсевия, родоначальника.

В семье Даниилы Ивановича и Феклы Ивановны было не менее шести детей, пять сыновей и одна дочь:

Иорданские из села Домнина
Семья Даниилы Иванова.

Вот о них, Даниловичах, и захотелось мне написать подробнее, насколько позволили скупые знания, с большим трудом выужива- емые из архивных документов, так безвозвратно пострадавших в годы не бережного отношения людей к памяти о корнях своих.


Эпилог ... >>

Читать книгу >>
Добавить комментарий >>

Из истории костромского дворянства