ЭПИЛОГ

Итак:

«Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил…»


Завершая жизненный путь и заканчивая исследование Рода Иорданских, мне хочется вновь вернуться к его истокам, на рубеж XVI-XVII веков, в село Домнино Буевской округи Костромской епархии.

"Село Домнино находится в Костромской губернии, в Буйском уезде, в 70 верстах от города Костромы и 10 верстах от торгового села Молвитина; оно, с окружающими его деревнями, издревле принадлежало роду дворян Шестовых, и, по приданству за Ксениею Иоанновною, перешло в род Романовых; по избрании на царство Михаила Феодоровича оно называлось Дворцовым, было в особом заведывании стольника и воеводы князя Волконского и находилось в собственном владении Царицы-Инокини Марфы Иоанновны до 1631 года и с этого времени отдано было ею Московскому Новоспасскому монастырю, от которого поступило в казенное ведомство," (Журнал министерства государственных имуществ, 1854 год № 1 стр.18-21).

Можно считать, что из этого села пошел род Романовых, государей Российских, по женскому колену: здесь жили мать Михаила Федоровича Романова - инокиня Марфа, в миру Ксения Ивановна Шестова, ее отец Иван Васильевич и дед Василий Михайлович Шестовы, бояре государства Российского.

Из этого же села пошел и наш Род Иорданских, потомков священнослужителей местной Воскресенской церкви, от самого раннего из обнаруженных на сегодняшний день ее священников, отца Евсевия. Согласно писцовым книгам, на рубеже XVI – XVII веков в Домнине находился боярский двор с усадебным деревянным храмом, а также жили дворовые люди и церковный причт. Службу в этой домовой Воскресенской церкви вел священник отец Евсевий. Церковь в селе Домнине «в древности была во имя Воскресения Христова и была устроена тщанием и иждивением Василья Михайловича и Ивана Васильевича гг. Шестовых, деда и отца Великой Старицы Инокини Марфы Иоанновны. Была церковь деревянная, шатровая, но какой фигуры неизвестно. Снабжена была иконами, ризами, книгами и колоколами. Из колоколов – два малые, зазвонные, по преданию, заведены гг. Шестовыми; но колокол, пожалованный Государем, Царем и Великим Князем Михаилом Феодоровичем, расшибен и перелит около 1800 года. Старшие жители села Домнина уверяют, что на нем было изображено Воскресение Христово, и по краям высечены слова: «от Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича в церковь села Домнина», (А.Д.Домнинский «Правда о Сусанине», Русский Архив 1871 год, кн1, №2).

"Евсевий …был один с двумя причетниками. При нем случилось достопамятное в летописях России событие избавления Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича от поисков Польских. Если в пастве его нашелся такой, который за веру Царя и Отечества не усумнился вытерпеть от Литовских людей не мерныя пытки, и затем принять от рук их мучительную смерть; то почему же не приписать чести такому Пастырю, под руководством коего образовался муж достойный Всероссийского движения. В возмездие за ревностное его служение по смерти его определены были в селе Домнине священниками два сына его Самуил и Фотий", (ГАКО 179-2-82 листы 94,95).

«В селе Домнине был господский двор со всем устройством. Сусанин, по уверениям местных жителей, как староста, проживал в селе Домнине при господском дворе, но был уроженцем деревни Деревнище (Деревеньки), где имел свой дом, в котором в это время проживал зять его Богдан Сабинин», урнал министерства государственных имуществ, 1854 год № 1 стр.18-21).

Корни этих трех Родов – предки Романовых, причт Воскресенской церкви села Домнина и Иван Сусанин – переплелись и в Пространстве, и во Времени: все они жили в одно и то же время в одном и том же русском селе, и уже по одному этому стечению обстоятельств неразделимы.

Предлагаю Вашему вниманию составленную мною Диаграмму сопоставления трех древних Родов, предки которых в 16-ом веке были односельчанами, жителями села Домнино Буйского уезда Костромской губернии.

В правом вертикальном столбце – Царская Династия Романовых, только ствол Родословного Древа, от поколения к поколению. Цифры перед именами указывают очередность престолонаследия персоны на троне Российской Империи (для визуализации этой очередности в центре листа Диаграммы присутствуют и некоторые представители боковых ветвей Романовых, с указанием их родства). Родословие Романовых по прямой линии по известным причинам обрывается на императоре Николае II, его сыне цесаревиче Алексее и Великом Князе Михаиле Александровиче.

В левом вертикальном столбце – ветвь Родословного Древа священнического Рода Иорданских, (фамилия в нашем Роду обрелась только в VIII-ом поколении, до того, как и у других незнатных Родов, фамилии не было). Представители первых десяти поколений этого Рода, от отца к сыну, все были священнослужителями: I – VII служили в самом селе Домнино, VIII, IX и X – уже переводились по службе из одного сельского прихода Костромской губернии в другой. В двадцатом веке представитель XI-ого поколения Рода Анатолий Михайлович Иорданский, мой папа, получив светское образование, стал профессором, доктором филологических наук, специалистом по старославянскому и церковно-славянскому языкам, истории русского языка. Его сын, мой брат, - Михаил Анатольевич Иорданский 1942 года рождения, стал доктором физико-математических наук профессором зав. кафедрой информатики нижегородского Мининского университета, слава Богу, жив-здоров и поныне, у него сыновья, внуки, правнуки. История нашего, Иорданского, Рода продолжается….

В 2016 году в Нижнем Новгороде издана написанная мною книга «Иорданские. Родных корней таинственная вязь…» – подробное достоверное, основанное на архивных документах, изложение Истории нашего Рода с приведением Поколенной Росписи. Книга выложена на сайте «Костромка» по адресу http://kostromka.ru/druzhkova/1.php. Я профессиональный математик и, конечно, История не моя наука. Но ум исследователя вечно ищет себе работы, а кто ищет, тот найдет. Поэтому, прошу прощения у профессионалов-историков, что не удержалась и забрела на их территорию.

Представители Рода Иорданских каким-то мистическим образом сопровождают Романовых на протяжении вот уже четырех веков:

у истоков Династии Романовых – отец Евсевий, духовник матери первого из царей Романовых, родоначальник домнинских священнослужителей, будущих Иорданских;

в 1918-1919 годах после расстрела Царской Семьи прокурорский надзор над следствием по этому преступлению вел прокурор Екатеринбургского Окружного Суда Валериан Федорович Иорданский, 19.12.1878-~1920, (см. о нем в заметке «Иорданские из Куникова» по тому же адресу на сайте «Костромка»);

17 июля 1998 года в Санкт-Петербургеhttps://kostromka.ru/druzhkova/danilovichi.php состоялось погребение останков императора Николая II, его жены, трех дочерей и четырех приближенных лиц. В списке из 734 журналистов, освещавших это событие, – фотокорреспондент московского представительства международного информационного агентства «Рейтер» некто Кирилл Владимирович Иорданский.

Среди нерасстрелянных слуг царской семьи, находившихся в Екатеринбурге в 1918 году, был Парфен Иванович Домнин из села Домнина…

В среднем столбце Диаграммы я привела всего три поколения, ибо полного Родословного Древа потомков Ивана Сусанина историческая наука до сих пор, кажется, не имеет, известны только разрозненные факты жизни тех или иных представителей Коробовских белопашцев. Однако, еще в XIX веке жители села Коробова точно знали, кто они - Даниловичи или Константиновичи. В семейном альбоме представительницы нашего Рода Иорданских, 182.152.Ольги Александровны есть такое фото:


Кто в ее семье занимался составлением этой диаграммы, она не знает, возможно, 152.124.Александр Владимирович Иорданский, ее отец, известный в Рыбинске врач. На фото этой диаграммы много неточностей и белых пятен, но из этого фотоснимка видно, что составитель диаграммы уже знал, что корни Рода в Домнине! Удивительно, я обнаружила это только в XXI веке, с большим трудом! Может, до пожара в ГАКО в 1982 году можно было легко по несгоревшим еще МК и РС проследить родословие. Но тогда, почему на диаграмме так много пустот, и древних документов в ГАКО,https://kostromka.ru/druzhkova/danilovichi.php вроде бы, не было, они были и только в нечитабельном виде в Москве, в РГАДА… И совершенно сенсационная надпись, не подкрепленная никакими доказательствами: «дочь Сусанина - жена одого из Иорданских»! Сделаем даже, скидку на то, что тогда еще не было Иорданских, будем считать, что автор имел ввиду одного из членов причта Домнинской церкви. Но дочь Ивана Сусанина вышла замуж за сироту крестьянина Богдана Сабинина. Происхождение Богдана Сабинина, ведь, тоже науке неизвестно, может, он был из причта Домнинской церкви? Кто его родители? Видимо, узнать это не представляется возможным… Но, если Богдан Сабинин не просто крестьянин, а представитель духовенства церкви Домнинской, это поколения времен родителей отца Евсевия и его сыновей, то и он может оказаться одним из наших далеких кровных предков, т.е. и мы - потомки Ивана Сусанина…

Я располагаю только вот такими скудными фактами о тех давних поколениях Домнинского духовенства:

Не было ли у Евсевия других сыновей и внуков? А у родителей Евсевия были ли еще сыновья? Все это вопросы в никуда, а очень хотелось бы знать Родословие Ивана Сусанина...

Об Иване Сусанине известно очень мало, однако больше чем о любом другом крестьянине того времени. Чего стоят, например, два прекрасных источника сведений о нем: заметка «Правда о Сусанине» А.Д.Домнинского, написанная в 1870 году и напечатанная в Журнале «Русский Архив» за 1871 год, книга 1, №2, и монография современного костромского историка Н.А.Зонтикова «Иван Сусанин: легенды и действительность», вышедшая книгой в 1997 году в Костроме!

Реальность существования Ивана Сусанина документально подтверждается царской грамотой от 30 ноября 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Сабинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей и детям их, и внучатам, и во весь их род: «…Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти», (Жалованная грамота царя Михаила Фёдоровича наследникам Ивана Сусанина. 30 ноября 1619года). Позднее потомкам Ивана Сусанина были выделены в собственность земли в окрестности села Коробово.

На мысль о том, что Богдан Сабинин, зять Сусанина, был не просто крестьянином, а имел отношение к духовенству села Домнина, наводит и биография одного из потомков Ивана Сусанина - протоиерея Стефана Карповича Сабинина, 1789-1863, известная нам из Записок его дочери Марфы Степановны Сабининой, 1831- 1892, основательницы общества Красного Креста в России. Напечатаны эти Записки в журнале Русский Архив в №№ 4-6,8 за 1900 год и №№1-4 за 1901 год.

Марфа Степановна пишет, правда, бездоказательно, что Сабинины происходят от Ивана Сусанина, дочь которого Антонида вышла замуж за Сабинина. Как и все жители деревни Коробово, Сабинины были щедро награждены после событий, связанных с подвигом Ивана Сусанина, им были выделены земли и в Воронежской губернии, куда в екатерининские времена переселилась одна из ветвей коробовских белопашцев. Владея дарованной землей, Сабинины жили обеспеченно. Но во время Пугачевского бунта на «дар» наложили руку окрестные помещики: они воспользовались смутой и отобрали в свою пользу землю Сабининых, которые таким образом остались без ничего и мало - помалу вымирали.

Отец Марфы Степановны Степан Карпович Сабинин, 1789-1863, родился в семье бедного дьячка в селе Болото Воронежской губернии. В том же уезде была целая колония Сабининых.

У Карпа Сабинина было три дочери и один сын Стефан. Семья жила в страшной бедности, но мальчика всё-таки отдали в училище в надежде, что он станет дьячком и продолжит дело отца. Стефан, проявляя отличные способности, особенно легко ему давались языки, окончил училище, поступил в Воронежскую семинарию, затем закончил Петербургскую духовную академию со степенью магистра и был назначен на кафедру немецкого языка в этой академии. В 1823 году он выехал в Копенгаген, чтобы стать священником при посольской русской церкви. В 1837 году священник Сабинин бы переведен на службу к великой княгине Марии Павловне, супруге Саксен-Веймарского герцога Карла Фридриха, дочери русского государя Павла I, и Сабинин с семьей переехал в немецкий городок Веймар. Духовником великой княгини протоиерей прослужил до 1863 года, года своей кончины. Похоронен в Веймаре у стен православного храма в честь равноапостольной Марии Магдалины.

В Копенгагене и Веймаре С.К.Сабинин вел большую научную работу. В его многосторонней научной деятельности первое место занимают филологические исследования Священного Писания Ветхого Завета. Его очень интересовала библейская история с лингвистической точки зрения.

У Стефана Карповича Сабинина было шесть дочерей (пять из них трагически погибли в 1882 году в Крыму) и пять сыновей - потомки Ивана Сусанина?

История Рода от Ивана Сусанина еще ждет своих исследователей...

Добавить комментарий >>
© Т. А. Дружкова.