ГЛ А В А 11

XVII век: Решма – центр церковной жизни края

«Решемская десятина имя имеет себе по дворцовой слободе, сущей в той десятине, Решме, которая десятина от Суждаля лежит на равнодейственный восток» 1.

Ключарь Суздальского собора Анания Федоров (1750-е годы)

Решма – центр церковного прихода

В XVI-XVII вв. Решма являлась центром весьма крупного церковного прихода.

В переписной книге 1645-1646 гг. упомянут «погост Воскресения Христова» 2. Слово «погост» в разное время в русских землях имело разное значение.

Вероятнее всего, в нашем случае данный термин имел значение: «Церковь с кладбищем и с прилегающими дворами причта, обычно расположенная в стороне от населенных пунктов» 3.

Н.П. Павлов-Сильванский пишет: «Теперь погостом называется кладбище. В древности же погостом называлось место, на котором стояла церковь с кладбищем, дворы священника и причта с их пахотными землями. Это был особый церковный поселок, стоявший особо от окружающих его небольших поселков-деревень волости» 4.

На высоком берегу над Решемской слободой высился традиционный церковный ансамбль, состоящий из двух деревянных храмов – летнего и зимнего. «Летний» был освящен во имя Воскресения Христова. Летние храмы, обычно, являлись шатровыми и, возможно, Воскресенский храм представлял собой монументальное шатровое сооружение, высоко возносившееся над волжским берегом. Он не отапливался (почему и именовался «летним») и богослужения в нем совершали только в теплое время года.

Рядом с ним стоял «зимний», небольшой, клетский храм, освященный во имя святителя Николы.

Возле храмов находилось приходское кладбище с высокими деревянными крестами-голубцами, крытыми на два ската. Церковный ансамбль, вероятно, окружала деревянная ограда со Святыми вратами.

Храмы на погосте Воскресения Христова, скорее всего, относились к числу «мирских церквей». Н.П. Павлов-Сильванский пишет: «Наша волостная община средних веков (...) была также общиною церковною. Писцовые книги, описывая общинные церкви, отмечают, что они сооружены на мирские средства, стереотипною фразою: «Все церковное строение мирское». Мир сооружал церковь; попы были выборные; мир выбирал их и отводил им землю для ведения церковного хозяйства (...). Мирская церковь имела тесную Глава 11. XVII век: Решма – центр церковной жизни края 85 связь с мирским самоуправлением; церковная трапеза служила (...) местом мирских сходок; в церкви хранилась мирская казна; выборный сотский был часто церковным старостою» 5.

По традиции, возле храмов Воскресенского погоста жили нищие или бобыли, которые кормились подаянием: тут находилось «церковных бобылей девят дворов, людей в них четырнатцат человек» 6.

Напомним еще раз, что бобыль – это «человек, не имеющий своей земли и не несущий государственного тягла» 7.

В переписной книге 1645-1646 гг. сказано: «Решемские слободки воскресенский поп Евсевий Васильев с товарищи в скаске своей написали тех церковных бобылей, которые написаны у решомцов посадцких людей на посадцкой земле Ивашка Гаврилова сына Чернова с товарищи девят дворов да место пустое на Воскресенской и на Николской земле и положили выпис с писцовых книг 140 году (1631-1632 гг.) писма и меры Якова Кондырева да подьячего Ивана Чернцова и в то выписке написано на церковной земле воскресенским попом и Николы Чюдотворца нищих старцов одиннадцать дворов» 8.

«Мирские церкви, – отмечал Н.П. Павлов-Сильванский, – подобно монастырям, были благотворительными учреждениями. На церковной земле в кельях жили нищие, которые, по выражению, писцовых книг, «питались от церкви Божия». Они питались, вероятно, частью подаянием, частью на мирские средства церкви» 9.

Правда, некоторые из решемских бобылей совсем не нищенствовали.

Во вкладной книге Троице-Сергиева монастыря за 1635 г. сделана следующая запись: «1635 г. июня в 17 день дал вкладу Решемские слободки бобыль Афонасей Федоров Пирог 5 рублей денег» 10. В книге не сказано, зачем «Афонасей Федоров Пирог» сделал столь крупный вклад в знаменитую обитель – вероятно, на помин души.

В переписной книге 1645-1646 гг. упомянут «воскресенский поп Евсевий Васильев» 11. По-видимому, о. Евсевий Васильев – это настоятель церкви Воскресения Христова. Еще в книге упоминается «двор попа Богдана с сыном Петром, а под двором земля посацкая» 12. Вероятно, о. Богдан – это второй священник церкви Воскресения Христова.

Вплоть до начала XX в. Воскресенская церковь являлась приходской для весьма крупного прихода: соседние приходские храмы находились достаточно далеко от Решмы.

Ближайшей церковью к западу (в 8 верстах), выше по течению Волги, была Никольская церковь в с. Николо-Ез* 14; ближайшей церковью к югу (в 10 верстах) – Успенская и Ильинская церкви в с. Даниловском 15; ближайшая церковь на востоке (в 13 верстах) – Тихвинская церковь в с. Мячева пустынь в Юрьевецком уезде (совр. Юрьевецкий район) 16.

На север, за Волгой, ближайшая церковь была Ильинская в с. Ильинском (в 5 верстах) 17. Другой ближайшей церковью за Волгой являлась Георгиевская * Вторая часть в названии села Николо-Ез происходит, скорее всего, от слова «ез». Ез – это сооружение на реке для ловли рыбы, представляющее собой «частокол или плетень поперек всей реки, чтобы не дать рыбы вверх хода и выловить всю на месте» 13. В конце XIX в. старинное с чисто русским названием с. Николо-Ез почему-то стали официально именовать Николо-Эз, видимо, посчитав этот вариант более благозвучным.

86 Н. А. Зонтиков. Макариево-Решемский монастырь: вехи истории в с. Георгиевском (в 12 верстах) 18. В Георгиевскую церковь решемцы стали ездить с 40-х годов XX в., когда ближайшие к Решме действующие храмы остались только в Кинешме и в с. Георгиевском.

В 1863 г. в Христорождественский приход слободы Решмы входило 21 селение, самое дальнее из которых находилось на расстоянии в 5 верст 19.

В 1863 г. в Воскресенский приход в с. Нагорном входило 25 селений, самое дальнее из которых находилось на расстоянии в 7 верст 20. За редкими исключениями большинство этих селений частью входили в Решемский, частью – в Нагорновский приход. Все эти деревни в XVII в., конечно, входили в состав Воскресенского прихода.

Решемский женский монастырь в честь Рождества Христова

В ЛИТЕРАТУРЕ не часто говорится о существовании в Решме небольшого женского монастыря в честь Рождества Христова. Из историков о нём упоминали архимандрит Амвросий (Орнатский) 21, В.В. Зверинский 22 и И.В. Баженов 23.

Время возникновения этого монастыря неизвестно. Вероятнее всего, он появился уже после основания Макарьевского монастыря, то есть в середине или второй половине XVII в.

Очень жаль, что нам ничего неизвестно об обстоятельствах возникновения Христорождественской обители. Похоже, что, как и Макариев монастырь, она относился к числу так называемых «мирских монастырей». В Суздальской епархии в середине XVIII в. существовал целый разряд небольших монастырей при приходских церквях. Рождественский монастырь в Решме, похоже, был именно таким.

В известных нам источниках Рождественский монастырь в Решме впервые упомянут в 1741 г.

В описи по Суздальской епархии за 1741 г. упомянуты «Макарьевская пустыня при слободе Решме» и «Рождественский монастырь в слободе Решме».

В 1741 г. в Рождественском монастыре было два храма (скорее всего, деревянных). Его настоятельница официально именовалась начальницей. Кроме неё в обители было еще две монахини. При монастыре находилось «для службы Божией священнослужителей бельцов» 4 человека: «поп, дьякон, дьячек и пономарь» 24.

Примерно также действовал упоминавшийся выше Преображенский Макариевский монастырь в Пурецкой волости, основанный князем Д.М. Пожарским. На протяжении всего XVII в. в нем постоянно проживало только несколько старых монахов. Богослужение в монастыре совершал «белый поп», то есть священник, не являющийся монахом. Для жителей Пурецкой волости храм монастыря одновременно являлся приходским 25.

Рождественский монастырь в Решме упоминается также в Ведомости о монастырях 1743 г., в которой сказано: «Рождественский девичь в слободе Решме. Новорукоположенная 1. Одна церковь для ежедневной службы. Начальница, 2 рядовых монахини, поп, дьякон и дьячек» 26. Как видим, по сравнению с 1741 г. количество храмов сократилось с двух до одного, возможно, один храм сгорел.

Глава 11. XVII век: Решма – центр церковной жизни края 87 Где находился Рождественский монастырь в Решме? Вероятнее всего, монастырский храм Рождества Христова стоял там, где позднее, до 1964 г., стояла каменная церковь Рождества Христова, являвшаяся преемницей Рождественской обители.

Возле храмов обители находилось кладбище, на котором хоронили местных жителей. Уроженка Решмы, Г.Н. Кучкина (1950 г. р.) вспоминает: «Когда мы в детстве купались на Волге где-то под церковью, много раз видели, как вымывала вода из берега старинные долбленые гробы. Я думаю, что это при храме кладбище сползало вместе с берегом в воду» 27. Судя по всему, эти долбленые гробы (домовины) были похоронены на кладбище при Рождественском монастыре.

Кто основал Рождественский монастырь, мы не знаем. Вероятно, его создателем был кто-то из состоятельных жителей слободы.

В приходском каменном храме Рождества Христова, сменившем позднее в слободе Решме деревянный храм, имелся придел во имя прп. Иоанна Рыльского. Этот болгарский святой не относится к числу особо почитаемых в России (за исключением г. Рыльска, в Курской области, где он почитается как покровитель города). Не был ли прп. Иоанн Рыльский святым покровителем основателя Рождественского монастыря? Можно предположить, что монастырь основал решемский купец по имени Иван, чьим святым покровителем являлся прп. Иоанн Рыльский.

Примечательно, что прп. Иоанн Рыльский в XVII в. почитался и в соседнем Юрьевце. В писцовой книге 1676 г. сообщается, что иконы болгарского святого были в двух храмах города: «образ Иоанна Рылского» находился в Воскресенской церкви «в остроге» 28 и в Богоявленском храме Богоявленского монастыря (в последнем в числе печатных книг значилось и «житие Ивана Рылского») 29.

Такое почитание болгарского святого в двух находящихся неподалеку друг от друга местах вряд ли является случайным совпадением.

Можно предположить, что кто-то из решемских купцов, чьим покровителем был прп. Иоанн Рыльский, примерно в середине XVII в. переселился в Юрьевец и там пожертвовал в Богоявленский монастырь и Воскресенскую церковь иконы своего покровителя.

По-видимому, с момента создания Рождественского монастыря часть прихожан Воскресенского прихода стали монастырскими прихожанами.

Таким образом, во второй половине XVII – первой половине XVIII вв.

в Решме одновременно существовало два монастыря, что, конечно, выделяет Решемскую слободу среди других сельских селений. По два монастыря одновременно имел далеко не каждый город.

Решма – центр Решемской церковной десятины

В XVII-XVIII вв. Решма являлась центром Решемской церковной десятины Суздальского уезда. Ключарь Суздальского собора о. Анания Федоров в 1750-е годы писал: «Решемская десятина имя имеет себе по дворцовой слободе, сущей в той десятине, Решме, которая десятина от Суждаля лежит на равноденственный восток» 30.

88 Н. А. Зонтиков. Макариево-Решемский монастырь: вехи истории Десятина – это церковный округ в епархии, состоящий в ведении десятинника 31.

Когда была образована Решемская десятина, мы не знаем. В начале 1650-х годов её еще не было. В это время Решма и её округа входили в состав Юрьевецкой десятины, в которой тогда имелось 93 церкви 32.

По-видимому, Решемская десятина возникла путем выделения её из Юрьевецкой десятины во второй половине XVII в. Данный факт говорит о значении Решмы. Ведь центрами соседних десятин чаще всего являлись города: в Плесской десятине – г. Плёс, в Костромской – г. Кострома, в Галичской – г. Галич, в Нижегородской – г. Нижний Новгород, в Юрьевецкой – г. Юрьевец и др.

Десятины отличались друг от друга по размерам. В 50-е годы XVII в., например, в Костромскую десятину входило 90 церквей, в Плесскую – 176, в Лухскую – 33, в Кинешемскую – 18, в Юрьевецкую – 93 33.

Среди наиболее известных селений, входивших в середине XVIII в. в Решемскую десятину, помимо самой Решмы, были: слобода Мстёра, слобода Холуй, села Верхний и Нижний Ландех, село Мугреево, Клязьменский городок (бывший г. Ярополч Залесский) и др. 34

Церковный раскол XVII века и Решемский край

В СЕРЕДИНЕ XVII в. Русскую Церковь сотрясла трагедия раскола, в результате чего и Церковь, и всё общество оказались расколотыми.

Как известно, одной из причин раскола стало требование Патриарха Никона отказаться от старинного крестного знамения двумя перстами (двуперстия) и креститься так, как стали креститься к XVII в. греки – тремя перстами (троеперстие). Современному человеку трудно понять значение этого нововведения для людей той эпохи. Историк В.Г. Карцов пишет: «Новая, «никонианская» вера в ряде догматических положений разошлась со старой, обжитой веками и привычной. Сейчас эти расхождения нам представляются не имеющими принципиально никакого значения. Но в ту темную пору они казались кардинально значимыми. Тогда поборники старой веры готовы были за каждое из таких расхождений идти на костер и мученическую смерть (...).

Магическим знаком христианства является крест. Крестное знамение обозначалось пальцами, сложенными особым образом. В древнерусском перстосложении два осеняющих пальца символизировали двуединство Христа как бога и человека, а три согнутых – божественную Троицу. (...) Никонианство же приняло для крестного осенения трехперстное сложение («щепоть», как язвили староверы), как бы отодвигая символ сына Божия, пострадавшего за простых людей, на второй план» 35.

Трагическая линия раскола прошла по всем землям Верхней Волги. Большое количество жителей Костромского, Кинешемского и Юрьевецкого уездов не приняли никоновских нововведений и остались верны «старой вере».

Этому, в частности, способствовало то, что в 1652 г. настоятелем Юрьевецкого собора Входа Господня в Иерусалим состоял один из главных вождей раскола протопоп Аввакум, назначенный на эту должность 23 марта 1652 г. 36 Аввакум фактически являлся управляющим Юрьевецкой церковной десятиной, в состав которой входила и Решма 37. Как известно, непреклонный Глава 11. XVII век: Решма – центр церковной жизни края 89 обличитель Аввакум прослужил в Юрьевце меньше двух месяцев и в мае 1652 г. был изгнан оттуда в результате выступления горожан. И по дороге из Москвы в Юрьевец и обратно, из Юрьевца в Москву, протопоп Аввакум, конечно, проезжал через Решму. В мае 1652 г. Аввакум возвращался в Москву через Кострому, то есть, скорее всего, он ехал по Волге на каком-то судне.

Со второй половины XVII в. много старообрядцев проживали в ближних и дальних окрестностях Решмы, по обеим сторонам Волги. С этого времени старообрядческий фактор будет постоянно присутствовать в жизни Решемской округи. В последующие столетия старообрядческая ситуация только усложнялась: появлялись новые толки и согласия, на базе раскола возникали различные секты.

В XIX в. в обоих приходах – Христорождественском Решемском и Воскресенском Нагорновском – старообрядцев было очень мало. В Христорождественском их совсем не имелось, а в Воскресенском в 1858 г. старообрядцев числилось 8 человек (2 м. и 6 ж.), проживающих в д. Бубякино Шевалдовского приказа. Все они относились к Спасову согласию (или нетовщине) – одному из толков беспоповства 38. В 1889 г. в Воскресенском приходе старообрядцев числилось 17 человек (6 м. и 11 ж.), все – старообрядцы-беспоповцы 39 (вероятно, это были всё те же жители д. Бубякино). В этом минимальном присутствии в ближайших окрестностях Решмы старообрядцев нельзя не увидеть влияния Макариево-Решемского монастыря. Зато в соседних приходах в XIX в.

проживали многие десятки и сотни приверженцев «старой веры».

В 1858 г. в Воскресенском приходе с. Корбицы официально числилось 52 записных старообрядца (15 м. и 37 ж.). Сверх того здесь имелось «потаённых раскольников» еще 21 человек (5 м. и 16 ж.). Все они относились к беспоповскому Поморскому согласию. Местные беспоповцы имели свой молитвенный дом, устроенный вблизи д. Новая Поспелиха, на берегу Волги.

Богослужения в нём совершала кинешемская мещанка Матрона Артамонова, являвшаяся главой местной общины 40. В 1889 г. в Воскресенском приходе с. Корбицы числилось уже 371 старообрядец 41.

В 1858 г. в приходе Никольской церкви с. Николо-Ез значилось 25 записных старообрядцев (5 м. и 20 ж.) и 24 (4 м. и 20 ж.) «потаённых». Все они относились в беспоповскому Поморскому согласию 42.

В приходе Ильинской церкви в с. Ильинском, что против Решмы, в 1858 г.

проживало 14 старообрядцев (8 м. и 6 ж.), принадлежавших к Поморскому согласию 43.

В дальних от Решмы приходах проживали сотни старообрядцев. В 1858 г.

в приходе с. Даниловского (того самого, что в XVII в. именовалось Даниловское-Решма) насчитывалось ровно 200 человек старообрядцев (56 м. и 144 ж.).

Все они относились к беспоповским Поморскому и Спасову согласиям 44.

В 1889 г. в Христорождественском приходе (с. Батманы) числилось 538 старообрядцев 45; в Преображенском приходе (с. Берегово) – 538 46; в Покровском приходе (с. Пеньки) – 105 47; в Успенском приходе (с. Зобнинское) – 197 48.

Вплоть до второй половины XX в., когда началось катастрофическое исчезновение окрестных сёл и деревень, старообрядческое присутствие постоянно ощущалось в религиозной жизни Решемской округи.

© Nikolay Zontikov