loading...

ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА РУСИНОЙ УЛИЦЕ


Ильинская церковь на Русиной ул. (вид от Воскресенской площади). Фото начала XX в.

История строительства и неоднократных перестроек каменной Ильинской церкви на Русиной улице в г. Костроме достаточно подробно и аргументированно изложена в «Исторической справке», составленной искусствоведом Костромской СНРПМ Е. В. Кудряшовым от 29 марта 1982 г.*

Единственно спорным пунктом в «Справке», по нашему мнению, является попытка приписать авторство работ по перестройке церкви в 1820-х годах знаменитому П. И. Фурсову. Ни общий характер композиции трапезной, и в особенности колокольни, ни трактовка капителей ордера в её ярусах, ни характер карнизов (несколько суховатый), ни характер купола в основании шпиля – не позволяют этого сделать. Тем не менее, индивидуальные и общеградостроительные достоинства дополнений 1820-х годов, как и основного здания XVII–XVIII вв., неоспоримы.

К сожалению, в последнее время утрачен чертёж XIX в. Ильинской церкви с клапаном 1860 г., упоминаемый в «Исторической справке» Е. В. Кудряшова. Сохранилась фоторепродукция чертежа, не очень высокого качества. Она, данные обмера сохранившихся частей церкви и её фотографии (дореволюционные и начала 30-х годов XX в.) являются единственными исходными материалами для составления проекта реконструкции. Дополнительным средством корректировки размеров реконструируемых частей должен служить метод применения старых строительных мер – аршина и его частей. При уточнении размеров плана должны быть использованы размеры в аршинах, нанесённые (неизвестным строителем) карандашом на чертеже XIX в. Наконец, при реконструкции частей фасадов четверика, выполненных в конце XVII в. из большемерного кирпича, в частности наличников окон, необходимо исходить из размеров этого кирпича. Эти соображения положены в основу предлагаемого эскизного проекта реконструкции Ильинской церкви.

Пояснительная записка к эскизному проекту восстановления здания бывшей Ильинской церкви на бывшей Русиной (ныне – Советской) улице. Текст датирован ноябрём 1986 г. // Архив ОАО «Костромаре ставрация ». Публикуется впервые. (Прим. ред.)

* См.: Е. В. Кудряшов. «Историческая справка к памятнику архитектуры XVII–XIX вв. церкви Ильи Пророка в Костроме». (В настоящее время – в архиве ОАО «Костромареставрация». – Прим. ред.)


Ильинская церковь на Русиной ул. (вид с востока). Фото начала XX в.

Итак, в 30-е годы XX в. Ильинская церковь лишилась четверика с апсидами, южного двучастного притвора с крыльцом и верхних ярусов колокольни. Сохранились трапезная и нижний ярус колокольни. На трапезной с северной, уличной стороны был удалён аттик 1860 г. с главкой, но оставлен каменный тамбур 1860 г. с северной стороны колокольни. Следует отметить, что при разборе четверика над стеной, смежной четверику и трапезной, с северной стороны, частично сохранился угол четверика с угловой пилястрой. Место четверика церкви сейчас занимает каменная одноэтажная постройка проходной почтамта; сам почтамт – высокое трёхэтажное здание эпохи конструктивизма – располагается в 22-х метрах от восточной стены трапезной, оставляя, таким образом, место для предполагаемого к восстановлению четверика с апсидами Ильинской церкви. В случае восстановления церкви и соответствующе го сноса нынешней проходной почтамта, эта проходная может быть перенесена к западной части коло кольни, с относом её вглубь участка; в этом случае хозяйственный двор почтамта будет расширен на длину церкви.

В основу предполагаемого проекта реконструкции Ильинской церкви положен чертёж XIX в. с корректировкой размеров по фотографиям. Полностью на конец XVIII в. реконструируется четверик с пятиглавием и апсиды, включая переделанные в XVIII в. окна в южной и северной апсидах. Без изменения оставляется существующая трапезная. Необходимость сохранения форм трапезной 1860 г., когда она была расширена и сомкнулась с колокольней, диктуется требованием сохранения полезной площади и достаточной гармоничностью её уличного фасада. В проекте не восстанавливается аттик над этим фасадом, как претенциозный и чуждый спокойному характеру композиции 1820-х годов. В то же время оставляется поздний, эклектичный тамбур у колокольни, закрывающий основание её нижнего яруса, но в нынешней ситуации необходимый, ибо отсюда сделан вход в подклет трапезной. Из тех же соображений предлагается сохранить притвор у южной стены колокольни. При реконструкции притвора у южной стены четверика выбран вариант, изображённый на плане XIX в., – более ранний, одночастный, с южной стеной, идущей заподлицо с южной стеной трапезной, – как более дешёвый в осуществлении. Его южный фасад трактован в соответствии с южным фасадом притвора второго периода, ибо архитектура фасада раннего притвора неизвестна. В этом есть известная натяжка, но этот фасад скромен и не противоречит общему характеру архитектуры южной стороны здания. В формах классицизма 1820-х годов предлагается восстановить портик у восточного торца лестничной клетки – выхода из притвора. Лучковый фронтон портика принадлежит, несомненно, более позднему строительному периоду и дисгармоничен облику здания.


Ильинская церковь на Русиной ул. Фрагмент фото начала XX в.

Трапезная Ильинской церкви на Русиной ул. (вид с востока). Фото начала XX в.

Сложнее обстоит дело с реконструкцией интерьера четверика. План XIX в. фиксирует его в уровне трапезной и нижнего яруса колокольни и схематичен. По непонятной причине на нём не отображены прямоугольные в плане ниши, достигающие уровня пола и располагающиеся под окнами верхнего света. Между тем, одна из них видна на снимке 1930-х годов, выполненном в ходе разборки церкви и изображающем северо-восточный угол четверика. Ниша имеет коробовую сводчатую перемычку и смещена по отношению к верхнему окну к западу. Судя по её вершине и положению в стене, здесь, в северной стене, их могло быть только две. Ширина ниши может быть определена из сопоставления её с шириной оконного проёма; таким же образом определяется ширина внутренних откосов окна. Размеры по вертикали и окон и ниш, а также вертикальные от метки между ними можно установить по порядовке большемерного кирпича в кладке видимой на снимке предалтарной стены, а также сопоставляя их с высотой светового проёма. Критерием точности размеров должна служить система мер, последовательно применённая в южной стене четверика. Здесь одна ниша, ибо часть стены занимают внутренние откосы портала.

На чертеже XIX в. нет разреза церкви и, в частности, разреза четверика. Поэтому, при определении типа перекрытия над четвериком, мы вынуждены пользоваться косвенными свидетельствами фотографий фасадов и аналогами конца XVII– XVIII вв. Таким аналогом, в частности, может служить костромская церковь Иоанна Златоуста (1751 г.) с перекрытием над четвериком в виде сомкнутого коробового свода, со световой центральной главой и декоративными боковыми главами. Мы не знаем, переделывался ли свод над четвериком Ильинской церкви в конце XVIII в., в момент её коренной реконструкции, когда появились новые главы и аттик. Но если и нет, то и в конце XVII в., в то время, когда она была построена, этот тип перекрытия был широко распространён. В пользу перекрытия четверика сомкнутым сводом говорит и отсутствие опорных столбов в интерьере. В этих условиях задачей проектировщика-реставратора становится определение отметок пяты и шелыги свода с тем, чтобы эта конструкция, принимающая вес глав, гармонично, с соблюдением старой метрологии вписалась в разрез, внешние габариты которого, в свою очередь, определены исходя из плана и фотографий фасадов. По тому же принципу выполнен разрез алтарной части, при этом использована одна из фотографий интерьера, сделанная в период разрушения здания (1930-е годы).

Несколько слов о месте Ильинской церкви в ансамбле костромского центра. Среди архитектурных вертикалей, окружавших некогда главную доминанту городского ансамбля – кафедральный Богоявленский собор, – главными были пожарная каланча, соборная колокольня Анастасьинского монастыря, коло кольни церкви Спаса в рядах и Ильинской церкви. С утратой в 1930-х годах соборного ансамбля, разрушением Анастасьинского монастыря, колоколен церкви Спаса в рядах и Ильинской церкви, а также ряда других культовых зданий XVII–XVIII вв. облик центральной части Костромы, вызывавший в своё время восхищение А. Н. Островского, позже Г. К. Лукомского, лишился большей части своеобразия и цельности. Распался ансамбль, веками создававшийся поколениями зодчих, известных и безымянных. Силуэт города, лишённый архитектурных вертикалей, превратился в аморфную массу.

В этих условиях, особенно с тех пор, как Кострома включена в туристское «Золотое кольцо» и, недавно, объявлена историческим городом, с особой остротой встаёт проблема не только сохранения, но и воссоздания утраченных доминант, жизненно важных для облика исторического города. Одной из них является Ильинская церковь на Русиной (ныне Советской) улице, ставшей в советское время главной городской магистралью. Её по-барочному торжественный силуэт с высокой изящной колокольней, несомненно, стал бы украшением и улицы, и всего ансамбля центральных площадей Костромы – как это и было раньше.


Ильинская церковь на Русиной ул. Фото начала XX в.

КОЛОКОЛЬНЯ ИЛЬИНСКОЙ ЦЕРКВИ НА РУСИНОЙ УЛИЦЕ

Церковь Ильи-пророка на Русиной улице, одна из достопримечательностей старой Костромы, стояла в начале улицы, непосредственно за гостиницей «Старый двор». Вместе с церковью Воскресения «на площадке» (ныне площадь Советская) она образовывала своеобразные пропилеи в начале одной из городских магистралей.

Каменный Ильинский храм построен в 1689 г. на месте предшествовавшего ему деревянного. Он имел сводчатый подклет и состоял из четверика с трёхчастной алтарной апсидой, обширной трапезной и колокольней (вероятно, шатровой). В отличие от трапезной, с четырьмя внутренними опорными столбами, основной объём храма – четверик – не имел внутренних опор. Он перекрывался единым четырёхлотковым сомкнутым сводом с пятью глава ми наверху. Средняя из них была световой. В духе того времени архитектурный декор храма соединял в себе древнерусские мотивы с веяниями входившего в моду так называемого «нарышкинского барокко» – декоративно-изощрённого столичного стиля.

Ровно через сто лет, в 1789 г., храм радикально перестраивают. На месте пояса закомар, венчавших прежде кубический объём четверика, появляется аттик с прихотливо очерченными, покрытыми росписью филёнками; новые формы получает пятиглавие. Переделываются фасады и интерьер трапезной, за ново оформляется интерьер основного объёма, меняются наличники окон на боковых апсидах алтаря. Судя по характеру выполненных в то время работ, их можно приписать С. А. Воротилову – прославленно му костромскому зодчему, завершавшему в те годы Богоявленский кафедральный собор Кремля.

Третий этап строительных работ на Ильинском храме падает на конец 20-х гг. XIX в. К 1829 г. вдоль южного фасада четверика пристраивают ризницу с просторными сенями и внутренней лестницей с выходом наружу, в сторону алтарей. Тогда возводят новую, известную нам по фотографиям, колокольню. Трёхъярусная, со шпилем, высотой в 20 саженей (42,5 м), она стояла по оси храма, к западу от него, в некотором от него удалении. Между трапезной и колокольней был устроен неширокий крытый переход. В духе позднего классицизма, в лаконичной манере, были переделаны фасады трапезной.

Пояснительная записка к проекту восстановления колокольни Ильинской церкви на Русиной (ныне Советской) улице. Текст датирован августом 1999 г. // Архив автора. Публикуется впервые. (Прим. ред.)

Наконец, в 1861 г. трапезную расширяют к западу, вплотную к колокольне, добавляя при этом к прежним четырём опорным столбам ещё два. По сторонам колокольни, к северу и к югу, пристраивают два одноэтажных объёма, в северном из них устраивают паперть с лестницами в подклет и в уровень трапезной. Меняется уличный фасад трапезной – окна получают обрамления, стилизованные под русскую старину. Сделано это было достаточно тактично и не нарушало гармонии целого.

Несколько позже трапезную завершают суховатым по рисунку аттиком с маленькой главкой, переделывают фасад главной паперти у колокольни, устраивают ограду с парными массивными пилонами. Последние работы, эклектичные по манере, внесли определённый диссонанс в стилистически выдержанный облик древнего здания.


Разрушение Ильинской церкви. Фото начала 1930-х годов.

Тем не менее, вплоть до разрушения в начале 1930-х годов Ильинский храм оставался одним из наиболее эффектных и градостроительно запоминающихся зданий Костромы. Наряду с Кремлём и соседствующими зданиями храмов он определял лицо центральной части города.

В 1986 г. в стенах Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, по заданию управления культуры Костромского облисполкома, был подготовлен эскизный проект восстановления Ильинской церкви. В основу проекта были положены архитектурные обмеры сохранившихся частей здания (трапезной, первого яруса колокольни), фотокопия старого плана (хранится в архиве КСНРПМ) и натурные фотографии разных лет, начиная с 1900-х годов и кончая временем разрушения храма (началом 1930-х годов).

Предлагаемый проект восстановления Ильинской колокольни следует рассматривать как первый этап проектных работ на пути к возрождению всего храма. Эти работы должны быть продолжены до полного завершения.

Итак, после разрушений начала 1930-х годов от древнего храма сохранились трапезная с подклетом и нижний ярус колокольни, с двумя пристройками – с юга и севера. В южной из них, обращённой в сторону двора, в советские годы было устроено отхожее место. Из четырёх фронтонов, завершавших некогда фасады нижнего яруса, сохранился один – с запада. В толще южной стены существует каменная лестница в верхние ярусы, детально пока не обследованная. Выход её наверх прикрыт поздней железной кровлей. Кладка стен колокольни выполнена из красного кирпича, по размерам близкого к современному, на известково-песчаном растворе. Судя по отсутствию трещин и каких-либо деформаций, техническое состояние здания не вызывает опасений.

И трапезная и колокольня были оштукатурены и, судя по старым снимкам, имели известковую обмазку. Кладка пилонов, арок, трёхчетвертных колонн и карнизов, несомненно, включала в себя бело каменные элементы. Поэтому все работы по воссозданию колокольни должны проводиться с максимальным приближением к старой технологии. В частности, кирпичная кладка должна осуществляться с применением стандартного красного кирпича на известково-песчаном растворе с минимальным добавлением цемента.

Декоративные элементы, прежде белокаменные, ввиду отсутствия этого материала, предлагается выполнять из заранее заготовленных бетонных отливок, выполняемых по моделям. Кладка должна быть соответственно армирована. Металлический шпиль колокольни и небольшой купол в его основании предлагается покрыть нитридом титана, имитирующим позолоту, то же относится к венчающему кресту и яблоку под ним. Криволинейный купол в уровне люкарн, покрытия карнизов покрываются листами железа с заранее нанесённым красителем травяного цвета.

Колокольня должна быть обеспечена молниезащитой.

Все строительные работы должны осуществляться под постоянным архитектурным и инженерным контролем.

< ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ НА ДЕБРЕ ... ... Колокольня церкви Спаса в рядах >
Искусство. Архитектура в литературе