КОЛОКОЛЬНЯ ЦЕРКВИ СПАСА В РЯДАХ


Гостиный двор со стороны соборной площади.
Фото начало XX в.

Как многие города старой России с их невысокой застройкой и широким пространством площадей, Кострома имела ряд архитектурных вертикалей в виде церквей и колоколен, достаточно внушительных, чтобы уравновесить протяжённость по горизонтали окружающих их строений, создать динамичный силуэт города и быть высотными ориентирами в архитектурно-пространственном объёме площадей и улиц. С неподражаемым чувством контраста и гармонии старые мастера находили наиболее эффектные места их размещения, придавая им подлинно градообразующие свойства. Одной из вертикалей старого костромского центра были церковь Спаса в Красных рядах и колокольня при ней, построенные разновременно, но составляющие единое целое.

Здание церкви, построенное в 1766 г., принадлежит к той эпохе в истории Костромы, когда территорию нынешней центральной площади (бывшей Сусанинской*) ещё занимал Новый город с бревенчатой оградой и башнями, а место Красных рядов – кладбище, носившее название Лазаревского и упразднённое с началом строительства Красных рядов в конце ХVIII в. Одновременно с рядами над их проездом в сторону Волги была возведена колокольня. В противоположность церкви, ещё выдержанной в традициях допетровской архитектуры (закомары четверика, пятиглавие), колокольня при надлежит к раннему классицизму и, не считая проезда внизу, отмеченного снаружи четырёхколонным римско-дорическим портиком с фронтоном, имела четырёхъярусную строго центрическую композицию: четырёхугольное основание с четырьмя большими полуциркульными проёмами; ярус звона над ним, с высокими арочными проёмами, фланкированными спаренными тосканскими колоннами, с раскрепованным над ними антаблементом; по-барочному выгнутую кровлю с люкарнами и лёгкий венчающий фонарь со шпилем.

Пояснительная записка к проекту восстановления колокольни церкви Спаса в рядах. Текст датирован 12 ноября 1968 г. // Архив ОАО «Костромареставрация». Публикуется впервые. (Прим. ред.)

* В 1992 году площади возвращено историческое название. (Прим. ред.)

Располагаясь на оси проезда, начинающегося от портика Присутственных мест, проходящего сквозь каре Красных рядов, продолжающегося затем в крутой лестнице пролома Пряничных рядов и далее – между аркад рядов Рыбных, колокольня создавала ряд эффектных перспектив; лёгкий, идиллический силуэт её, замыкавший перспективу двора Красных рядов с убегающими вдаль тосканскими колоннадами Мелочных рядов, при рассматривании с противоположной стороны преображался, приобретая свойства истинной величавости. Двигаясь от Волги между аркадами Рыбных рядов, зритель видел её высоко вознесённой над южным фасадом Пряничных рядов; по мере приближения к рядам колокольня постепенно исчезла из поля зрения; затем наступал кульминационный момент восприятия: попав в тёмное пространство пролома Пряничных рядов, он – зритель – поднимался по широкой лестнице, на последних ступенях которой в течение нескольких мгновений мрак сменялся светом, и прямо перед ним представал величественный портик с возносящейся в небо колокольней. Силе впечатления способствовал сильный ракурс, обусловленный низким уровнем горизонта. Поднявшись на верхнюю ступень лестницы, зритель видел сквозь арку проезда глубокий двор Красных рядов, колоннады Мелочных рядов и, совсем вдали, сквозь арку проезда дальнего плана, портик Присутственных мест.

Не менее значительной была роль колокольни в ансамбле центральной площади. Здесь она перекликалась с вертикалью каланчи, и смотрящему на колокольню с запада или севера (со стороны Больших Мучных рядов и каланчи) казалось, что она занимала среднее место между аркадами рядов – Красных и Пряничных, стягивая их в единый ансамбль.


Гостиный двор со стороны Красных рядов. Ср. XX в.

В 30-е гг. XX в., подобно соборному ансамблю, венчавшему холм Костромского кремля, и многим другим, большим и малым церквам – вместе с гражданскими постройками, собственно, и составляющими художественно-исторический центр города, – колокольня церкви Спаса в рядах была сломана, сама церковь обезглавлена и обращена в склад. Ансамбль центра Костромы и силуэт города со стороны Волги были безмерно обеднены.

Исследование и обмер остатков колокольни на чердаке рядов, сопоставление их с фотографиями 1908 г., изображающими её в разных ракурсах и с разных расстояний (метод обратной перспективы), позволило составить предлагаемый проект её реставрации. При более детальном обследовании чердака Красных рядов, проведённом уже после выполнения проекта, была найдена перильная решётка (одна из четырёх), стоявшая в основании венчающего фонаря, её размеры (1 х 2 аршина) совпали с проектными.

Настоящим проектом предусматривается восстановление только колокольни церкви Спаса в рядах, вопрос о восстановлении здания церкви отложен до проведения исследования её в натуре. Основная масса кладки должна быть сделана в силикатном кирпиче; в красном кирпиче (но хорошего качества) выполняются тёсаные карнизы и пояски; модульоны карнизов, из соображений большей долговечности, должны быть белокаменными. Здание армируется железными связями, из железа выполняются каркас кровли и венчающего шпиля. Стены колокольни снаружи и изнутри оштукатуриваются, карнизы, архивольты и пояски вытягиваются по шаблонам. Внутри колокольни должны быть восстановлены открытые лестницы. Готовое здание покрывается известковой побелкой, кровля и шпиль колокольни окрашиваются медянкой, крест, яблоко и конус под ним золотятся.

Одновременно с колокольней необходимо восстановить фронтон на дворовом фасаде рядов, над проездом под колокольню.

Высота сооружения от земли до верха креста – 42 м, высота восстанавливаемой части – 33 м, ширина стороны основания колокольни – 8,8 м.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ КОЛОКОЛЬНИ ЦЕРКВИ СПАСА В РЯДАХ

В наш век стремительной урбанизации, затрагивающей все без исключения старые города, с особой остротой встаёт проблема сохранения их исторических центров. Именно сейчас важно сохранить и, если можно, восстановить утраченные высотные ориентиры исторических центров, зрительно объединяющие рядовую застройку, тем более что новые здания повышенной этажности подчас вплотную подступают к старым архитектурным ансамблям, а иногда и вклиниваются в них, нарушая охранные зоны.

В полной мере это относится к Костроме, старо му городу, привольно раскинувшемуся по берегам Волги. Волга – главная его «улица». К ней обращён кремлёвский холм, некогда увенчанный соборной группой, на неё ориентирована центральная городская площадь, вбирающая в себя радиальные улицы, окружённая ожерельем ампирных зданий. По пологому берегу спускаются белые аркады многочисленных торговых рядов. На Волгу смотрят обелиски Московской заставы. Плывущий по Волге издали ви дит стены и мерцающие золотом главы Ипатьевского монастыря, где разместился Историко-архитектурный музей-заповедник*.

К сожалению, в 30-е годы нашего века** пано рама Костромы понесла огромный урон. Многочисленные церкви, лёгкими силуэтами оживлявшие её, исчезли. Самой тяжёлой потерей стало уничтожение соборного комплекса на вершине кремлёвского хол ма. Город, восхищавший ценителей русского искусс тва, «город-музей», при взгляде с Волги видится аморфной массой.

Из архитектурных вертикалей центра Костромы к началу 40-х годов сохранилась лишь пожарная ка ланча, которая при всей своей привлекательности и значительной высоте (тридцать два метра), всё же не способна держать массу окружающих её одно-, двухэтажных гражданских строений. Попыткой восполнить недостающие звенья ансамбля, вернуть хотя бы в некоторой степени утраченное им равновесие, стало восстановление, точнее, воссоздание колокольни церкви Спаса в рядах, предпринятое Ко стромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в начале 1974 г. и в настоящее время близкое к завершению.

Публикуется по тексту, помещённому в альманахе «Памятники Отечества» (книга 4, М., 1979, стр. 126– 132), с минимальной редакторской правкой. (Прим. ред.)

* С конца 2004 года – снова Ипатьевский монастырь. (Прим. ред.) ** XX века. (Прим. ред.)

Почему выбор пал именно на эту церковь? По-тому, что из всех утраченных архитектурных доминант после соборного ансамбля кремля она занимала ведущее место по высоте, лёгкой обозримости со всех точек и, пожалуй, по совершенству форм. Являясь надвратной, поднятая над юго-западным порти ком Красных рядов (большого гостиного двора конца XVIII в., в виде каре, обращённого на центральную городскую площадь), она возвышалась над окружаю щей застройкой и, находя отклик в вертикали пожар ной каланчи, расположенной на противоположной стороне Сусанинской площади, пространственно её уравновешивала.

Исключительно важно значение Спасской колокольни и в ансамбле собственно рядов. Каждый губернский (и не только губернский) город России, стоящий на Волге, имел в старое время торговые ряды. Не была в этом смысле исключением и Кострома. Однако лишь в ней торговые ряды получили значение хотя и подчинённой общей планировке, но самостоятельной группы зданий. Нигде торговые ряды не сохранились так полно в своём первоздан ном виде, как здесь, поэтому не случайно в Костро ме нередки натурные съёмки фильмов из старорусского быта.

Из тринадцати сохранившихся каменных торговых корпусов, с белой аркадой галерей в качестве лейтмотива, каждый так или иначе пространственно увязан со Спасской колокольней; в большей степени, однако, это относится к Рыбным, Пряничным и Красным рядам. Построенные в разное время, но по единому замыслу, они образуют стройную, строго осевую и, тем не менее, живописную и полную контрастов архитектурную композицию.

Чтобы представить значение колокольни в этом ансамбле, лучше всего пройти к Рыбным рядам и, следуя от Волги вверх по берегу, подняться к Пряничным и далее – к Красным рядам. В начале пути, двигаясь между параллельными фасадами Рыбных рядов с их арочными галереями, мы видим впереди высокую стену Пряничных рядов. Они поставлены поперёк линии движения и замыкают перспективу. Аркада в основании их волжского фасада более при земистая, чем в Рыбных рядах, композиционно объединяет здания, в то же время она образно выражает несомую ею нагрузку. Средняя её арка, обрамлённая рустом, с небольшим фронтоном на верху, отмечает вход на внутреннюю лестницу в теле Пряничных рядов. Над ними, также строго по оси, возносится лёгкая вертикаль колокольни. Её основание пока скрыто, и это побуждает к движению вперёд. Если мы войдём в затемнённый проход лестницы и поднимемся по её крутым ступеням, то станем свидетелями редкого зрелища: из сумрака лестничного коридора мы вступаем в область яркого света; величавый римско-дорический портик Крас ных рядов, видимый поначалу фрагментарно в проёме лестничного портала, по мере движения вверх стремительно раскрывается, и мы оказываемся перед Красными рядами. Портик рядов, колоколь ня над ними, мерный ритм белых аркад, расходящихся в стороны, приобретает в этот момент подлинно грандиозное звучание.

Пройдя под колокольней, минуя стоящую справа церковь Спаса, мы попадаем в обширный двор Красных рядов. В перспективе уходящих вдаль колоннад Мелочных рядов, занимающих это пространство, виднеется арка противоположных ворот и сквозь них

– четырёхколонный портик Присутственных мест с арочным окном в центре. Перед нами – строго осевая, динамичная композиция, акцентированная в средней части колокольней. Колокольня церкви Спаса – неотъемлемая часть корпуса Красных рядов и строилась вместе с ними. Первоначальный проект их, подобно проекту сосед них Больших Мучных рядов, приписывают владимирскому губернскому архитектору Карлу Клеру, но строились они под руководством С. А. Воротилова, костромского подрядчика и талантливого архитектора, прославившегося соборным ансамблем Костромского кремля.

С. А. Воротилов, начавший в 1789 г. строительство Красных рядов, существенно отступил от проекта Клера. Четырёхколонный портик в центре волжского фасада, добавленный им к зданию, задуманная им надвратная колокольня подчеркнули ось город – Волга, связали корпус рядов с примыкающими к нему площадями.

Смерть мастера в начале 1790-х годов не позволила ему завершить свой замысел. Поэтому не случайно со Спасской колокольней связывают другое имя – механика, оптика и архитектора из купцов, уроженца Костромы А. В. Красильникова, одного из талантливых самоучек. О причастности его к строительству колокольни свидетельствуют П. Свиньин, литератор и публицист первой четверти XIX в., и П. Ф. Островский, известный костромской краевед. Это же подтверждается наличием построенного к тому времени портика и утолщённых стен по сторонам проезда под колокольней, с внутренней лестницей вверх.

Облик колокольни соответствует концу XVIII в., то есть раннему классицизму с отзвуком барокко в русской провинции. Квадратный в плане нижний ярус колокольни, трактованный как основание, с четырёх сторон прорезан пологими арками; следующий вверх ярус звона – с высокими арками на каждой из четырёх сторон – декорирован пучками спаренных тосканских колонн с крепующимся антаблементом. Крепованный аттик служит переходом к барочно выгнутому криволинейному восьмилотковому куполу с люкарнами в основании восьмигранного фонаря. Фо нарь решён в виде сквозной беседки и, в свою оче редь, завершается небольшим куполом и гранёным шпилем на промежуточной восьмигранной шейке.

Трудность при восстановлении колокольни церкви Спаса в рядах состояла в отсутствии и старого проекта (что весьма обычно в реставрационной практике), и поздних обмеров. Единственными исходными материалами могли служить остатки основания колокольни на чердаке Красных рядов, а так же найдённое там же, случайно сохранившееся, зве но железного ограждения из яруса фонаря и две натурных, к счастью довольно отчётливых, фотогра фии, выполненные в 1908 г.

Сопоставление натурных остатков с фотографиями, перевод перспективного изображения в ортогональные проекции, корректировка полученных данных сопоставлением их со старыми мерами (сажени, аршины, вершки), наконец, проверка высотных измерений по старому снимку, сделанному с пожарной каланчи (почти в ортогонали), позволили довольно близко подойти к оригиналу.

В ближайшее время Спасская колокольня вновь займёт своё место в архитектурном ансамбле центра, а город получит ведущую по высоте, изящную по форме доминанту, являющуюся неотъемлемой частью ансамбля костромского центра.

В послевоенные годы приведены в порядок цен тральные площади города и окружающие их торговые ряды. Высокий силуэт колокольни церкви Спаса в рядах дополнит эмоциональное восприятие архи тектурного рисунка старого русского города, расположенного на маршруте «Золотого кольца».

Колокольня церкви Спаса в рядах в процессе восстановления. Фото 1970-х гг.

Чертёж Л. С. Васильева из проектной документации. Около 1960-х гг.

< ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ НА ДЕБРЕ ... ... ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ НА МШАНСКОЙ УЛИЦЕ >