Торговые ряды в Костроме

Торговые ряды в Костроме
Мучные ряды и колхозный рынок

* В Писцовой книге 1628 года дан краткий перечень торговых рядов в городе: мясной, калашный, новый ряд против таможни, соляной, суровский, свежий рыбный, «подле важни солодяный (что бывал против старой соляной)», мыльный, ветошный, новый суконный, железный, москательный, шубный, серебряный, красильный и красильный старый, рукавишный, скорняжный (15 лавок), крашенинный, житный, мучной, хлебный и горшечный.

Дегтярные ряды,
перв. треть XIX в., кон. XIX в.

Улица Молочная Гора, д. 7, лит. А
Улица Молочная Гора, д. 7, лит. А

Кирпичное оштукатуренное здание – одно из сооружений обширного торгового комплекса, расположенного между набережной Волги и Советской пл. Выстроенное в стиле классицизма, оно было переделано в формах архитектуры эклектики, утратив при этом специфические черты здания торгового назначения. Лавки построены в 1820-е — 1830-е гг. Первоначально это был одноэтажный корпус с мерным ритмом широких арочных проемов галереи, выходившей на улицу. В 1880-х гг. здание, принадлежавшее жене потомственного почетного гражданина В.И.Троицкой, включало лавки дегтярного ряда, лавки с постоялым двором и лабазы. В конце 1880-х гг. над четырьмя лавками корпуса был надстроен второй этаж и устроен парадный вход, что окончательно превратило бывшую торговую постройку в дом, характерный для жилой архитектуры. К этому времени были заложены арки галереи, вместо которых сделаны прямоугольные окна.

Здание состоит из двух прямоугольных в плане объемов одной ширины, покрытых двускатными кровлями. Основная (южная) часть – двухэтажная с антресолями со стороны двора, северная часть – одноэтажная. Попарно сгруппированные окна первого этажа на главном фасаде указывают на ритм некогда существовавшей аркады. От первоначальной обработки стены сохранились полочка, проходящая в уровне пят арок, и часть архивольта одной арки. Эклектичный декор, сосредоточенный на втором этаже, включает горизонтальные и вертикальные филенки, профилированные наличники окон с ушами и клинчатыми замками, подоконную тягу и антамблемент с фризом фигурных нишек. Парадный вход выделен металлическим ажурным зонтом. Дворовый фасад, прорезанный прямоугольными окнами, расчленен междуэтажными профилированными тягами и завершен карнизом с сухариками. Внутренняя планировка имеет коридорную систему. На первом этаже сохранилось большое помещение со столбами, которое относится к первоначальному периоду строительства.

Лит.: Е.В.Кудряшов. Архитектурный ансамбль центра Костромы. Ярославль, 1992. С. 26-27. ГАКО, ф. 497, оп. 2, д. 682, л. 292 об. ГАКО, ф. 207, оп. 1, д. 2071, лл. 1-4; Архив Свода памятников ДКН. Е.В. Кудряшов. Архитектурный ансамбль ул. Молочная гора. Рукопись. С. 22-26.

Гостиный двор с церковью Спаса в Красных рядах и Мелочные ряды,
сер. XVIII-XIX вв.

Гостиный двор с церковью Спаса в Красных Рядах
Гостиный двор с церковью Спаса в Рядах

Красные Ряды, ул, лит. А, В, Г, Д

Красные Ряды, ул, лит. Е, Ж, З

Выдающийся памятник русского гражданского зодчества конца XVIII — первой трети XIX вв. в стиле классицизма, один из замечательных торговых комплексов Костромы, включающий в себя также культовые сооружения XVIII в. и имеющий исключительно важное значение в застройке центра города. Эта территория издревле известна как место торга возле кремля, на котором стояли деревянные лавки. В писцовой книге по г.Костроме 1628 г. упоминается о пустующем на торгу церковном месте, а «церковь была Всемилостивого Спаса Происхождение честных дерев Животворящего Креста».

В 1766 г. на этом месте на средства костромского купца С.С.Белова выстроена одноименная каменная церковь с приделом Покрова. В 1787 г. городовым магистратом принято решение согласно новому генеральному плану 1781 г. о строительстве Гостиного двора, проект которого составил главный архитектор наместничества К.Клер. Сооружение было начато в 1791 г. под руководством известного местного зодчего С.А.Воротилова, который выступил в качестве подрядчика вместе со своими братьями Иваном и Петром и сыном Ефремом, а также с опытными большесольскими каменщиками К.Трубниковым и А.Шумиловым. Во изменение прежнего проекта С.А.Воротилов в 1792-1793 гг. по собственному проекту построил портик обращенных к Волге юго-западных ворот двора с башней-колокольней над проездом. Во время ее сооружения зодчий умер, а позднее его братья и сын отошли от строительства Гостиного двора, которое было закончено в 1796 г. под руководством уездного землемера И.Гове, исполнявшего обязанности губернского архитектора.

В 1820-х гг. к дворовой галерее Гостиного двора сделаны пристройки Рукавичного и Холщового рядов. В 1830-1832 гг. внутри двора по проекту губернского архитектора П.И.Фурсова возведены четыре каменных корпуса Мелочных рядов. В 1874-1875 гг. в северо-западной части двора выстроены еще два каменных корпуса этих рядов. В 1937 г. разобраны пятиглавие церкви и колокольня-башня. В 1950-х гг. начаты ремонтно-реставрационные работы КСНРПМ по реконструкции комплекса зданий и их интерьеров, проводящиеся до сих пор. В 1974-1984 г. восстановлены колокольня и завершение храма (арх. Л.С.Васильев и В.С.Шапошников).

Комплекс занимает большой прямоугольный в плане участок, вытянутый между площадями Сусанина и Советской, по периметру которого расположен Гостиный двор в виде замкнутого каре со скругленными углами. В центре каждой из сторон устроены проезды во внутренний двор, причем рядом с западным из них поставлен храм с колокольней над воротами, являющейся высотной доминантой комплекса. В восточной половине двора находятся два более крупных корпуса Мелочных рядов, а в западной – четыре меньших с более свободной незастроенной территорией перед выступающим внутрь двора храмом.

Главной постройкой комплекса является Гостиный двор – самое первое торговое здание Костромы подобного рода, одно из лучших архитектурных сооружений города периода классицизма. Это двухэтажное с подвалами здание в форме крупного прямоугольника со скругленными углами, кирпичное и оштукатуренное, выполнено в стиле раннего классицизма. По внешнему и внутреннему периметру оно обрамлено галереей-аркадой, которая в конце XIX в. внутри двора была почти полностью застроена. Галерея состоит из одинаковых крупных арок, опирающихся на квадратные в плане пилоны с импостами и базами. Снаружи она поставлена на цоколь со ступенчатой лестницей по центру проемов. Завершает стены крепованный карниз с дентикулами под выступающей частью. Четыре арочных въезда, трактованные в виде портиков с фронтонами, прерывают галерею в центре каждой из сторон. Портики с внешней стороны охватывают три арки с дорическими пилястрами на пилонах, метопно-триглифным фризом в антаблементе и мелкими сухариками в карнизе фронтона. Изнутри им отвечает лишь одна средняя проездная арка с аналогичным декором и фронтоном. Только западный портик выделяется использованием колонн вместо пилястр, архивольтов с замковыми камнями у арок и модульонами в карнизе фронтона. Первоначально на углах здания имелись проходы для пешеходов, позднее заложенные. Внутри здания каждой арке соответствует секция купеческой лавки с оконными и дверными проемами, имеющими рамочные наличники и сандрики, и с круглым окном в обрамлении над ними, в люнете. От прежних перекрытий сохранились в основном крестовые своды над каждой ячейкой галереи, разделенные подпружными арками, и коробовые своды подвальных помещений под лавками.

Церковь Спаса в Рядах принадлежит к интереснейшим храмовым постройкам Костромы середины XVIII в., выполненным еще полностью в традициях предшествующего зодчества XVII в. Это бесстолпный пятиглавый одноапсидный храм, кирпичный и оштукатуренный. Основной двусветный четверик с низким полукружием алтаря завершен четырехскатной кровлей с луковичными главами на восьмигранных глухих барабанах. Обширная трапезная частично встроена в корпус Красных рядов, в связи с чем имеет неправильной формы план с выступающим с севера приделом, увенчанным главкой. Декор фасадов состоит из своеобразных полуколонок с филенчатым основанием и импостом, поставленных с отступом от углов четверика, пояса поребрика над цоколем, многополочного карниза и трех архивольтов у кокошников с каждой из сторон. Такие же колонки, но очень укороченные, расположены между окон на апсиде. Необычны для Костромы наличники оконных и дверных проемов с лучковыми перемычками, явно тяготеющие к архитектурным памятникам Галича того же времени: они имеют форму рамки с полуколонками и треугольными фронтонами. Барочный характер лишь у барабанов глав с филенками на узких раскрепованных диагональных гранях, нишами с арочным обрамлением – на основных, и карнизом с сухариками.

Росписи в четверике церкви Спаса в Рядах реставрированы частично, только на своде. Реставрационные работы проводила бригада художников-реставраторов КСНРПМ: А.М.Малафеев, Е.В.Ильвес, Е.И.Марев, Е.В.Рыбцов, Г.Б.Губочкин, искусствовед Е.В.Кудряшов. Росписи исполнены не ранее конца XIX в. (1880-е гг.). Характер письма, композиционное решение картин-панно свидетельствуют о работе мастера, имеющего академическую выучку, опытного в стенном письме. Скорее всего, это кто-то из большесольских мастеров: Е.С.Сорокин или Г.Демидов, работы которых встречаются в церквях Костромской округи. Живопись свода исполнена в комбинированной технике: орнаменты – клеевая, композиции – масляная живопись. В центре свода в круге изображен Саваоф, благословляющий двумя руками. Орнаментальные композиции из завивающихся побегов образуют раму вокруг центра и спускаются по углам свода, образуя равноконечный крест. Ниже орнаментов до карниза в двойных арках изображены попарно летящие ангелы с атрибутами Страстей Господних, скрижалями Завета и весами. Ангелы развернуты спиной друг к другу, фланкируя по сторонам каждую из тематических композиций. Их атрибуты имеют смысловое значение, соответствующее сюжету картины-панно. Пышные и одновременно суховатые орнаменты и фигуры ангелов выполнены в технике гризайли, имитирующей лепной декор (клеевая живопись). Контраст освещенных частей орнамента и теней гризайли смягчен розовым тоном теней, переходящих в розовый фон арок с фигурами ангелов. Таким же серовато-охристым тоном с розовыми притенениями и белильными светами написана фигура Саваофа. Композиции свода в верхней части имеют килевидное завершение, образованное орнаментальной рамкой. Сюжеты композиций связаны с крестным путем Христа: на северном лотке – Поцелуй Иуды, на западном – Суд Пилата, на южном – Несение креста, на восточном – панорама Иерусалима как фон для креста-распятия с предстоящими (навершие иконостаса). Тема Креста Господня – главная в системе росписи свода, что связано с посвящением главного престола. Иконографически в основе композиций – картины известных европейских художников, но скорректированные в соответствии с характером и местоположением в системе росписи. Масляная живопись корпусная, плотная. Фон композиций – темный (ночное небо), на нем рельефно выступают фигуры живописных панно. Поздний академизм живописи, сохраняя стереотип лиц, фигур, уже не столь театрален, больше внимания уделяется эмоциональной связи между группами персонажей.

Граница свода отмечена развитым карнизом, также написанным в технике гризайли. Ниже карниза, над простенками окон второго света, в овалах были изображены митрополиты московские Иона и Алексий, а на противоположной стене – князь Александр Невский и равноапостольная Мария Магдалина. Вместе с композициями на стенах четверика они оставлены под набелом. Иконостас утрачен. Декор трапезной не сохранился. Снаружи в полукружьях кокошников имеются остатки графьи живописных композиций, фрагментарная сохранность заставила оставить их под побелкой. Колокольня, построенная С.А.Воротиловым, выполнена в духе позднего барокко. Ее трехъярусный объем, кирпичный и оштукатуренный, состоит из трех четвериков и купола, завершенного шпилем на многоярусном восьмигранном основании. Барочные формы особенно ярко проявились в верхних ярусах колокольни. Второй ярус – с ромбическими нишами на раскрепованных боковых частях по сторонам большого полуциркульного проема; третий – с парными колоннами по краям арок звона, поставленными на постаменты и завершенными раскрепованным антамблементом с сухариками и дентикулами в карнизе. Купол прорезан круглыми люкарнами с фронтонами у обрамлений, возвышающиеся над ним три поставленные друг на друга восьмерика последовательно уменьшаются в размерах. Внутри колокольни второй ярус перекрыт крестовым сводом, а третий – восьмигранным куполом на тромпах. Интересным образцом торговых зданий Костромы первой третий XIX в. являются Мелочные ряды, выстроенные в стиле позднего классицизма. Это четыре одноэтажных кирпичных и оштукатуренных корпуса с подвалами, поставленные внутри Красных рядов. Два из них имеют более крупные Г-образные в плане объемы, вытянутые вдоль продольной оси двора, а два других – короткие прямоугольные, расположенные, наоборот, по поперечной оси. Все корпуса двусветные и окружены по периметру колоннадой в уровне первого света в виде деревянного навеса на колоннах. Тосканские колонны с постаментами, базами и капителями, установленные на общих с корпусами стилобатах, поддерживают антамблемент и плоское перекрытие навеса. На стенах корпусов им отвечают пилястры с широкими дверными проемами между ними (часть их заложена позднее), ведущими в лавки. Над скатной кровлей навеса стены корпусов рустованные и прорезаны большими полуциркульными окнами второго света с замковыми камнями и завершены карнизом. Кровля корпусов четырехскатная, вальмовая. Внутри корпуса сохранили лишь поперечные стены, разделяющие их на ряд отдельных помещений. Некоторые из помещений подвала перекрыты коробовыми сводами и сводами Монье.

Два более поздних корпуса Мелочных рядов, выполненные во многом в духе эклектики, отличаются по своей архитектуре. Их прямоугольные объемы, кирпичные и покрашенные по кладке, окружены навесами на чугунных фигурных столбиках. Углы корпусов закреплены широкими пилястрами, стены прорезаны проемами с лучковыми перемычками. Стены над навесами с полуциркульными окнами второго света решены так же, как у основных корпусов.

Лит.: ИАК, вып. 31. Спб., 1909. С. 97; И.В.Баженов. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 14; Г.К.Лукомский. Барокко и классицизм в архитектуре Костромы // Старые годы, 1913. Январь С. 29; В.К. и Г.К.Лукомские. Кострома. Спб, 1913. С. 288-293; Ф.Рязановский. Памятники искусства и старины. Кострома // Прошлое и настоящее Костромского края. Кострома, 1926. С. 130; В.Н.Иванов и М.В.Фехнер. Кострома. М., 1955. С. 62, 66-67; В.Н.Иванов. Кострома. М., 1970. С. 112-114; В.Н.Бочков и К.Г.Тороп. Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1970. С. 25; Н.А.Коротков. Архитектурный ансамбль центра города Костромы // Ученые записки КГПИ им. Н.А.Некрасова, Кострома, 1972. Вып. 21. С. 146-148; В.Н.Иванов. Кострома. 2 изд. М., 1978. С. 148-149; Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1983. С. 122-123; Е.В.Кудряшов. Гостиный двор в Костроме. К творческой биографии костромского зодчего XVIII в. С.А.Воротилова // Краеведческие записки Костромского историко-архитектурного музея-заповедника. Ярославль, 1986. Вып. IV. С. 62-67; И.М.Разумовская. Кострома. Л., 1989. С. 116-117, 119; Е.В.Кудряшов. Архитектурный ансамбль центра Костромы. Ярославль, 1992. С. 14-20; Е.В.Кудряшов. Костромской зодчий XVIII в. С.А.Воротилов // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Столица и провинция. М., 1994. С. 171-176. ГАКО, ф. 497, оп. 2, ед.хр. 8, л. 1-210 об.; д. 38, л. 4.

Большие и Малые Мучные ряды

Сусанинская, пл, Большие Мучные ряды конец XVIII в.

Большие Мучные ряды — замечательный памятник гражданского зодчества Костромы конца XVIII в. в стиле раннего классицизма, одно из основных торговых сооружений города, играющее важную роль в застройке его центра. Построено в 1789 — конце 1790-х гг. по образцовому проекту главного архитектора наместничества К.Клера известным местным зодчим и подрядчиком каменных дел С.А.Воротиловым на средства костромских купцов вместо прежних деревянных лавок для оптовой и розничной торговли различной мукой, сгоревших в пожар 1773 г. В середине XIX в. с юго-восточной стороны, со двора, сделаны, вероятно, по проекту губернского архитектора Григорьева дополнительные пристройки.


Просмотреть увеличенную карту

В течение XIX и XX вв. интерьер рядов неоднократно перестраивался. В 1950-1970-х гг. КСНРПМ (арх. Л.С.Васильев и В.С.Шапошников) проведена частичная реконструкция рядов в связи с приспособлением их под магазины. Двухэтажное кирпичное и оштукатуренное здание с подвалами в плане имеет форму крупного замкнутого каре со скругленными углами и двускатной кровлей. Вытянутое по линии северо-восток — юго-запад, по объемной композиции, оно является своего рода двойником Гостиного двора, расположенного напротив них и имеющего одинаковые с ним основные размеры и формы. Однако у Больших Мучных рядов есть несколько отличий: торговые лавки у них вдвое больше, чем у Гостиного двора; перекрытие галерей не сводчатое, а плоское; отсутствуют проходы для пешеходов на углах корпуса, имевшиеся у Гостиного двора. По всему периметру здания проходит галерея-аркада, состоящая из одинаковых арок с квадратными в сечении пилонами, имеющими базы и импосты. Поставлена она на цоколь со ступенчатой лестницей в каждом из проемов. В завершении стен – крепованный карниз с дентикулами. В центре каждой из сторон расположены трехарочные въездные портики с фронтонами, которым изнутри отвечает лишь одна арка проезда. Портики украшены дорическими пилястрами на пилонах, антаблементом с триглифным фризом и розетками в метопах и мелкими сухариками в карнизе фронтона. По периметру двора галерея отсутствует, и сюда выходят торговые помещения лавок в два этажа, пристроенных с юго-восточной стороны и покрытых каждая кровлей на два ската. В плане корпус состоит из отдельных помещений лавок, образованных внутренними поперечными стенами, которые расчленяют их на отдельные секции. Каждая секция соответствует на фасадах двум пролетам галереи, в которые она выходит двумя дверными проемами в нижнем этаже и одним круглым окном с обрамлением в верхнем. Двери и окна выходят также во двор. У подвалов – сводчатые перекрытия.

Лит.: В.К.и Г.К.Лукомские, Кострома, Спб., 1913. С. 291; В.Н.Бочков, К.Г.Тороп. Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1970. С. 25-29; В.Н.Иванов. Кострома. М., 1970. С. 112-114; Н.А.Коротков. Архитектурный ансамбль центра города Костромы // Ученые записки КГПИ им. Некрасова. Вып. 21. Кострома, 1972. С. 139-178; И.М.Разумовская. Кострома, Л., 1989. С. 116, 119; Е.В.Кудряшов. Архитектурный ансамбль центра Костромы. Ярославль, 1992. С. 18. ГАКО, ф. 497, оп. 2, д. 17 а, л. 5 об.; д. 2360, л. 1-3; д. 2445; ф. 207, оп. 1, д. 1938, л. 5-8; ф. 137 (134, 207), оп. 2, д. 4953, л. 1-23.

Малые Мучные ряды, сер. XIX в.
Малые Мучные ряды, сер. XIX в. Молочная Гора, ул, д. 5

Малые Мучные ряды — интересный образец торговых рядов Костромы середины XIX в. в стиле позднего классицизма, имеющих важное значение в застройке торгового центра города. Двухэтажное здание с подвалами, кирпичное и оштукатуренное, по-видимому, сооружено в 40-х годах XIX в., быть может, после пожара 1847 г. Его прямоугольный в плане объем, вытянутый вдоль улицы, завершен кровлей на два ската. Арочная галерея на пилонах выделяет уличный фасад, в то время как остальные фасады оформлены в виде аналогичных арочных ниш с окнами лавок. Пилоны галереи – с постаментами и импостами, украшенными поясками иоников, арки – с архивольтами и замковыми камнями. В завершении стен – антамблемент с метопно-триглифным фризом. В тимпанах фронтонов на торцах помещены по три арочных полукруглых ниши с более крупной центральной.


Просмотреть увеличенную карту

Внутри поперечные стены делят здание на восемь торговых двухъярусных лавок с конторками в верхнем этаже и подвалами под ними. Каждая лавка имеет два дверных проема, выходящих на галерею, и два окна в противоположной стене; по два окна размещено и в торцах конторок. В некоторых дверных проемах сохранились двупольные металлические двери с перекрещивающимися коваными железными полосами, образующими на их поверхности квадраты.

Лит.: В.К. и Г.К.Лукомские. Кострома. Спб., 1913. С. 293; В.Н.Иванов и М.В.Фехнер. Кострома. М., 1955. С. 70; В.Н.Бочков и К.Г.Тороп. Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1970. С. 33; В.Н.Иванов. Кострома. М., 1970. С. 124; он же. Кострома. 2 изд., М., 1978. С. 158; Е.В.Кудряшов. Архитектурный ансамбль центра Костромы. Ярославль, 1992. С. 25-26. Архив Свода памятников ДКН. Е.В. Кудряшов. Архитектурный ансамбль ул. Молочная гора. Рукопись. С. 5-6.

Архитектурные памятники истории и культуры в Костроме

Краеведческий первоисточник: http://www.enckostr.ru/
Kostroma Representation