МАГИСТРАЛЬНАЯ ул. St. Magistralnaya

Д. — от автопешеходного моста через Волгу до завода «Мотордеталь». Имеет одностороннюю застройку. Возникла на месте поля и кустарников в 1960 г., в конце 1960-х гг. вдоль нее проложено асфальтированное шоссе на Ярославль. Первоначально застраивалась в районе пересечения с Силикатной ул., современные границы получила по решению ГИК № 477 от 13 ноября 1981 г. До 1962 г. именовалась Общественной и, недолго, Автодорожной ул.

МАЛЫЙ пер.

Л. — от ул. Коммунаров до территории ТЭЦ-1. Имеет зигзагообразную форму. Первые дома на пустыре, на месте б. кирпичных заводов между фабриками Михина и Зотова за Запрудненской слободой, были построены вразброс в конце XIX в. После революции здесь возводятся дома для работников водного транспорта (с 1910 г. рядом, на р. Запрудне, был оборудован затон). Интенсивная застройка началась с 1923 г., в 1927—1930 гг. вдоль четной стороны возведены строения ТЭЦ-1, которые в 1960-х гг. отгородили переулок от р. Запрудни и железнодорожной насыпи. До 1935 г. — Мало-Солдатская ул.

МАЛЫШКОВСКАЯ ул. St. Malyshkovskaya

Д. — от выезда на Магистральную ул. (отделена пустырем) до линии железной дороги. В конце поворачивает влево, в середине ее — пруд и овраг. Образована решением ГИК № 479 от 22 ноября 1957 г., включила большую часть б. дер. Малышково, упоминавшейся в источниках с XVII в. Дом № 38 (одноэтажный, деревянный, с мезонином и колоннами) — б. усадьба Карцовых-Китициных 1830-гг. — памятник архитектуры. Дом № 14 — образец современной деревянной застройки окраин Костромы.

МАЛЫШКОВСКИЙ пр. BackSt. Malyshkovskaya

Д. — от Березового пр. до территории корпуса технологического института. Застроен только по четной стороне. Первые дома построены на задах пос. Малышково в 1954 г.; выделился в проезд по решению ГИК № 479 от 22 ноября 1957 г.

МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ ул.

Д. — от ул. Крупской до поля перед шоссе на Москву. Первые однои двухэтажные кирпичные дома построены в поле в 1957 г., позднее по нечетной стороне возведены 9-этажный жилой дом, больница, средняя школа. Название получила в связи с тем, что застраивалась машиностроительными предприятиями («Строммашина», «Рабочий металлист») .

МАЯКОВСКОГО ул.

Л. — от ул. Калиновской до ул. Коммунальной. В 1560-х гг. в ходе Ливонской войны в Кострому было переселено много семей жителей г. Тарту (Дерпт, Юрьев), заселивших т. н. Гашееву или Немецкую слободу. В XVII в. принадлежала Анастасьинскому женскому монастырю, имевшему здесь скотные дворы. В конце XVIII в. на месте покинутой слободы спроектирована застроенная уже во 2-й четверти XIX в. Гашеевская ул., занимавшая до 1930-х гг. всего один квартал. В 1937 г. в составе пос. Новый Быт возникла ул. Маяковского, соединившаяся в 1940-х гг. с б. Гашеевской ул. и включившей ее в себя.

МАЯКОВСКОГО пр.

Л. — от ул Маяковского до ул. Катушечной. Проложен в 1940-х гг., выделился в проезд окаю 1950 г.

МЕЛИОРАТИВНАЯ ул.

С. — от ул. Индустриальной до железнодорожных путей к ТЭЦ-2. Решением ГИК № 91-а от 10 февраля 1977 г. новой улице, на которой возводится комплекс сооружений производственного объединения «Костромамелиорация», присвоено название ул. Мелиораторов.

МЕЛЬНИЧНЫЙ пер.

С. — от ул. Кооперации до ул. Лесной. Возник в XV—XVI вв. на так называемом Вознесенском посаде на берегу Волги. В конце XVIII — первой трети XIX вв. входил в состав Борисоглебской ул., затем именовался Вознесенским пер. В 1870 г. на углу переулка с Н.-Набережной (ныне Лесной ул.) основана паровая мельница Н. Я. Аристова (сейчас мукомольный завод № 1), давшая с 1925 г. название самому переулку. Дом № 5 — б. церковь Вознесения 1654 г. (без колокольни и куполов) — памятник архитектуры.

МЕТАЛЛИСТОВ пер.

Л. — от ул. Огородной до ул. Береговой. Застраивается в составе б. Богословской слободы в конце XIX в. Получил название в нач. 1930-х гг. в связи с тем, что большинство его жителей были кузнецами, кровельщиками и т. д. или работниками завода «Рабочий металлист».

Л. и С. — от пл. Революции до территории ипподрома. Спроектирован по плану 1784 г., частично совпал с направлением одной из старейших в городе Стрелиной ул. Бульвар разбит в нач. 1900-х гг. Конец проспекта, за Беговой ул., интенсивно застраивался в 1960—1970-х гг., тогда же, после сноса деревянных однои двухэтажных домов, возводятся современные многоэтажные здания («Костромаэнерго», горкома КПСС, «Универбыт» и др.). В 1778 гг. на месте домов №№ 4—66 купец А. П. Дурыгин основал самую крупную в Костроме полотняную мануфактуру (сгорела в пожар 1847 г.). В конце четной стороны улицы, за Дмитриевской (ныне Маршала Новикова) ул., находилась в конце XVIII— нач. XIX вв. полотняная фабрика Ф. А. Красильникова. В конце XIX в. в районе Беговой ул. устроен циклодром, за ним — так называемое Новое кладбище (перенесено в 1980 г.). В 1960 г. возведен комплекс областной больницы. За линией железной дороги (проложена в 1933 г.) открыта в 1956 г. областная выставка достижений народного хозяйства, а в 1940 г. — ипподром. С конца XVIII в. до 1918 г. называлась Павловской ул. (по имени императора Павла I), в 1918—19.52 гг. — ул. им. А. В. Луначарского (неоднократно приезжавшего в Кострому и способствовавшего открытию действовавшего в 1918—1921 гг. Костромского университета, занимавшего д. № 7), в 1952—1961 гг. — просп. Сталина. Решением Костромского ГИК от 10 ноября 1961 г. за № 921 переименован в просп. Мира. На проспекте в зданиях — памятниках архитектуры расположены областной художественный музей (д. № 5, построен в 1913 г. по проекту арх. Н. Горлицына), Дворец пионеров (д. № 7, построен Дурыгиными в конце XVIII в., перестроен в 1838 г. под дворянское собрание арх. М. Праве), облдрамтеатр (№ 9, возведен в 1864 г. арх. Н. Григорьевым), культпросветучилище (№ 11, выстроен Дурыгиным в 1793 г.). Дома № 2 (постр. ок. 1815 г. Белозеровой), № 3 (1830-е гг., Желтовой), № 8 (конец XVIII в., Дурыгиных), № 13/9 (1792 г., Дурыгиных-Солодовниковых), № 24 (1850, Алексеева), № 29 (1815, Каретникова и Трегубова) — памятники жилой архитектуры. Дом № 8/6 (б. духовное училище) — образец краснокирпичной застройки Костромы конца XIX в. Дома № 1 (б. постоялый двор А. Лопухина, где в 1848 г. останавливался А. Н. Островский) и № 4 (б. Большая Московская гостиница, где в декабре 1904 г. на банкете выступал Я. М. Свердлов) — памятники истории. На проспекте находятся бюст А. Н. Островского (1956 г., скульптор Н. Е. Саркисов) и мемориал Славы (1978 г.).

МИРА пл.

Л. и С. — на перекрестке просп. Мира и улиц Сенной и Маршала Новикова. Возникла в конце XVIII в. на месте Кузнечной слободы вокруг Медного пруда (осуиГен в 1916 г.) ; с нач. XIX в. на площадь переведен «сенной» торг и устроен рынок (закрыт в 1967 г.). В XVIII—XIX вв. действовали у Медного пруда кузницы Карцовых, с конца XIX в. — Румянцевские (после революции — Сенные) бани (снесены в 1980 г.). В. 1976 г. заселен 9-этажный дом .(№ 2). Сквер разбит в 1370-х гг. Первоначально Павловская пл., в 1918—1967 гг Сенная. Настоящее название получила по решению ГИК в 1967 г. На площади — монумент Славы (1975, скульптор М. Ф. Бабурин).

МИРА ул.

С. — от Глазковского пр. до коллективного сада «Дружба». Застраивается с 1957 г.

МИХАЛЕВСКАЯ ул. St. Mikhalevsky

Д. — от Магистральной ул. до отвертки с шоссе на Малышково. Имеет подковообразную форму, нечетная сторона перемежается картофельными участками, лужайками, прудами, оврагами. Составляла чЗсть дер. (с 1940 г. вошедшей в черту города) Михалёво. Решением ГИК № 479 от 22 ноября 1957 г. поселок Михалёво разбит на Михалёвскую улицу и проезд.

МИХАЛЕВСКИЙ пр. BackSt. Mikhalevsky

Д. — от Михалёвской ул. до шоссе на Москву, под углом к последнему. Возник одновременно с улицей.

МИЧУРИНЦЕВ ул.

С. — от ул. 2-й Дорожной до ул. Фестивальной. Первые дома построены в 1959 г. Название получила ввиду близости к коллективным садам.

МИЧУРИНЦЕВ пр.

С. — от 2-й Дорожной ул. до Глазковского пр. Застраивается с 1959 г., первоначально входил в ул. Мичуринцев, выделился в проезд около 1962 г.

МОЛВИТИНСКАЯ ул.

Л. — от ул. Пригородной до ул. Космонавтов. На улице — небольшой пруд. Первоначально часть дер. Ребровка, интенсивно застраивается переселенцами из Костромского и Молвитинского районов с нач, 1930-х гг. Названа в связи с тем, что проходила параллельно тракту в с. Молвитино (ныне пос. Сусанино).

МОЛОДЕЖНАЯ ул.

Д. — от пустыря за Силикатной ул. до ул. Машиностроителей. Застройка началась на Говядиновском поле со стороны ул. Машиностроителей. До 1955 г. — пос. завода «Рабочий металлист».

Л. и С. — от пл. Революции до ул. 1 Мая. В XV—XVIII вв. — дорога от перевоза через Волгу в город, вдоль которой находились деревянные торговые ряды и лавки. По плану 1784 г. отводилась под каменную застройку. В конце XVIII—нач. XIX вв. выстроены каменные квасные ряды (д. № 1), хлебный корпус (д. № 2/1), дома купцов И. Л. Стригалева (№ 8/6, 1800 г.), П. И. Колодезникова (№ 4а, 1808 г. по плану арх. Н. И. Метлина), в 1830-х гг. — часовня-ротонда и Малые мучные ряды. В конце XIX в. построено краснокирпичное здание коммерческой биржи и чайной Общества трезвости, именуемое в народе «Колпаки». В XIX—нач. XX вв. окрестные крестьяне торговали здесь молоком, артели грузчиков ожидали найма, у дома Колодезниковых была стоянка ломовых извозчиков, в хлебных ларях ютились боен.. ки«зимогоры». Улица, окаймленная множеством церквей с колокольнями и спускавшаяся к Волге, была очень живописна — по ней любил гулять Б. М. Кустодиев. Бульвар разбит уже в советское время. С конца XVIII в. — Екатеринославская ул. (в честь Екатерины II), с конца XIX в.— ул. Молочная Гора.

МОСКОВСКАЯ ул. St. Moskovskaya

Д. — от набережной р. Волги до поселка совхоза «Костромской» (разделены пустырем). Возникла в качестве границы между Никольской и Спасской слободами, существовавшими с XVII в., получила развитие после постройки на улице деревянного здания железнодорожного вокзала в конце XIX в. (д. № 29). В 1960—1970-х гг. в конце улицы выстроен ряд предприятий: хлебозавод, горпищекомбинат, комбинат производственных предприятий, управление строительства и др.

МУЗЕЙНЫЙ пер.

С. — от ул. Осыпной до пересечения ул. Дальней и Крупяного пер. Часть правой, четной, стороны занимает ограда церкви Воскресения на Дебре (1652 г.). Конец пер., за Лагерной ул., до 1960-х гг. занимал пустырь. Возник в сер. XIX в. под названием Воскресенского, в 1925—1938 гг. — Пожарный (поблизости была расположена пожарная часть). Современное название получил в связи с тем, что проходит мимо памятника русского искусства XVII в.

МЯСНИЦКАЯ ул.

С. — от ул. Смоленской до ул. Шагова. Имеет форму буквы «Г». Первые два квартала возникли в XVIII в., далее начиналось Всполье и лес. Конец улицы застраивался в 1930— 1940-х гг. Водонапорная башня сооружена в 1916 г., телебашня — в 1957 г. Название получила в связи с нахождением на ней в XVIII в. мясных боен.

МЯСНИЦКИЙ пр.

С. — от ул. 8 Марта до Мясницкой ул., Первый дом построен на пустыре в 1932 г. До 1957 г. именовался Огородной ул.

В. Н. Бочков и И. Н. Захаров. Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1989.

The Origin of Kostroma Street Names