В.Н. Бочков, К.Г. Тороп

Кострома


Зимний вид с крыши Красных рядов 1936 г.

путеводитель

В трехстах километрах от столицы нашей Родины Москвы на берегах великой русской реки Волги стоит древний город Кострома. Это одновременно молодой областной центр и город тысячелетней истории: великолепные архитектурные ансамбли XVII—XIX веков соседствуют здесь с районами новостроек, заводские трубы подымаются к небу вместе с монастырскими башнями, а улицы носят имена космонавтов и выдающихся героев прошлого. Волга, пересекающая Кострому и разделившая ее на две части, придает городу особую красоту и своеобразие: летом по ее голубым просторам проносятся быстроходные «Ракеты» и «Метеоры» и медленно проплывают тяжело нагруженные баржи, зимой же снежная белизна скованной льдом реки оттеняет строгую пластичность форм архитектурных памятников города.

Само название Кострома подчеркивает отдаленность ее возникновения. Когда-то, сотни лет назад, в Верхнем Поволжье существовал поэтичный народный обычай отмечать наступление лета так называемыми похоронами Костромы. Совершались они следующим образом: девушки селения выбирали из своей среды самую красивую, которая изображала Кострому, подходили к ней с поклонами, наряжали, а затем клали ее на широкую доску и с песнями несли к реке. Пока Кострому купали, старшая из девушек била в лукошко, как в барабан, после этого все возвращались домой и заканчивали день хороводами и плясками. Когда было прохладно, Кострому представляла сделанная из прутьев и соломы кукла. Куклу одевали в женское платье и украшали цветами, а потом сажали в корыто и относили на берег реки. Там собравшаяся толпа разделялась на две части: одна старалась захватить Кострому, другая защищала ее. Нападающие одерживали победу, брали куклу в плен и, сорвав с нее одежду, бросали в воду, в то время как побежденные предавались притворному горю. Этот обычай сохранялся вплоть до XVIII века.

В далеком прошлом люди выбирали для поселений места вблизи слияния больших рек. Стоянки первобытного человека находились и при впадении реки Костромы в Волгу. Позднее, уже в I тысячелетии, когда в Верхнем Поволжье сложился племенной союз, известный под названием меря, территория нынешнего города стала стойбищем большого рода. Костромские меря поддерживали тесные связи с соседними областями, вплоть до Приуралья, и обменивались с ними товарами -- они были искусными ювелирами. Постепенно они сблизились и с ильменскими и поднсировскими славянами. В X веке начинается славянская колонизация Верхнего Поволжья: закабаленные феодалами крестьяне-смерды бегут от притеснений на север и восток. Некоторые из них достигли Костромы — вероятно, это были жители среднего Поднепровья, так как они назвали небольшую реку, впадающую в Волгу, Сулой—по имени притока Днепра, а одну из улиц будущего города — Десятильничьей — так же, как улицы в южнорусских городах.

Немногочисленные меря встретили пришельцев дружелюбно — земли, зверя и рыбы здесь на всех хватало. Со временем меря—скотоводы и охотники—переселились на более удобный для них правый берег Волги, в нынешний Заволжский район города, где и жили вплоть до XIII века; собственно же территория, где впоследствии возникла Кострома, с конца I тысячелетия превратилась в укрепленное славянское поселение и долгое время, до основания Городца, была последним славянским форпостом вниз по течению Волги.

Развитию города мешала граница с воинственным государством волжских болгар: костромские места нередко становились ареной ожесточенных сражений. Поэтому владимиро-суздальские князья, подчинившие первоначально независимую костромскую вольницу, возводят в Костроме укрепления — это, видимо, и имел в виду историк В. Н. Татищев, указывая, что город построен в 1152 году, хотя он существовал и раньше. Однако Кострома страдала не только от вражеских нападений, но и от княжеских междоусобий. Так, в 1213 году ее сжег ростовский князь Константин, разгневавшийся на жителей за то, что они не поддержали его притязаний на великокняжеский престол. Это первое упоминание о Костроме в письменных источниках: удаленные от традиционных культурных центров окраинные лесные города редко привлекали к себе внимание летописцев. Тем не менее в XII—XIII веках Кострома была уже значительным городом и важным торговым пунктом: здесь возникла одна из немногих на Руси мастерских по изготовлению стеклянных браслетов, пользовавшихся широким спросом у тогдашнего населения, процветали ювелирное, косторезное и кожевенное ремесла.

Вторгшиеся в русские земли татаро-монгольские орды в феврале 1238 года опустошили и выжгли Кострому, ополчение же горожан, влившееся в состав владимиро-суздальской рати, было уничтожено в битве на реке Сита. Уцелевшие жители укрылись в лесах, а после ухода татар отстроили город заново. Сюда стали стекаться жители из южных окраин Руси, надеясь спастись от татарских набегав. Население Костромы быстро росло, ее значение увеличивалось, и в 1246 году владимирский великий князь отдал ее в удел своему младшему сыну — город стал с этого времени центром самостоятельного княжества.

Костромское княжество, как и вся Русь, попало под власть Золотой Орды. В Костроме творил произвол и насилие ханский наместник — баскак, горожане были обложены неслыханно тяжелой данью. В 1262 году в городах северо-восточной Руси вспыхнуло восстание против татар. В нем активное участие принимала и Кострома. Для подавления восстания хан выслал сильную рать, которая захватила Ростов и Ярославль, жестоко расправившись с восставшими. Летом 1264 года татары двинулись на Кострому. Узнав об этом, горожане созвали вече и решили выступить против поработителей, организовав ополчение. Сражение произошло в окрестностях Костромы, у Святого озера. Не ожидавшие встретить серьезное сопротивление татары растерялись и, атакуемые костромичами, были сброшены в озеро, на другом берегу которого была скрыта русская засада.

После победы над татарами возрос престиж Костромы и ее влияние. Увеличился приток населения, в городе застраиваются новые районы, в частности на Нижней Дебре и по берегам реки Запрудни, возводятся каменные здания, сооружаются укрепления. Усиливается торговая роль Костромы. В 1271 году костромской князь Василий Ярославич, по прозвищу Квашня, младший брат Александра Невского, занял великокняжеский престол, но до своей смерти (1276 год) продолжал жить в Костроме. Вместе с тем все большую власть в городе захватывает сильная боярская группировка. Это вызывает недовольство свободолюбивых костромских низов. В 1304 году, по свидетельству летописцев, горожане восстали против бояр и убили наиболее ненавистных из них.

В XIV—XV веках Кострома продолжает играть активную роль в русском освободительном движении. В 1360 году костромичи выступают инициаторами похода на золотоордынские города Поволжья, а в 1380 году костромской отряд под водительством Ивана Родионовича Квашни участвует в Куликовской битве. Около середины XIV века Кострома была окончательно присоединена к Московскому великому княжеству и стала опорным пунктом русского государства в Поволжье. В это время был выстроен костромской кремль с дубовыми стенами.

Позднее, особенно после покорения Казанского ханства, военное значение Костромы снижается, но одновременно усиливается роль как крупного центра ремесла и торговли. Костромские купцы становится посредниками в транзитной торговле, сюда привозятся товары из Средней Азии, из Персии, учреждается английская фактория. Город расширяется, возникают новые слободы: на Черной речке (в нынешнем Привокзальном районе), на реке Ребровке (ныне поселок Северный), на правом берегу Волги. Однако население города не превышало 8 тысяч человек, хотя город и занимал территорию, близкую к современной, — много земли находилось под огородами, выгонами и даже рощами, дома же были большей частью одноэтажными, деревянными. Ремесленное население проживало обычно в посаде, расположенном вокруг кремля. Из костромских промыслов славились мыловаренный, полотняный и кожевенный. К середине XVII века Кострома была третьим по величине (после Москвы и Ярославля) городом в России.

Кострома была застроена сплошь деревянными зданиями и из-за частых пожаров не сохранила для истории русского зодчества памятников глубокой старины.

В XVII веке создаются в Костроме такие архитектурные шедевры, как ансамбль Ипатьевского манастыря, церкви Воскресения на Дебре и Троицкая (на перекрестке улиц Симановскюго и Комсомольской, снесена). Большим мастерством славились костромские строители-каменщики и художники. Последние не только занимались фресковой живописью и писанием икон, но и книжной графикой — они, например, разрисовывали книги для малолетнего Петра I.

В 1719 году Кострома, прежде уездный город, стала центром одной из 50 созданных в России провинций. Однако экономическое и торговое значение города падает. Имеются кожевенные, солодовенные и кирпичные заводы. Лишь в середине XVIII века возникают крупные полотняные мануфактуры. В начале XIX века в Костроме уже действовало 23 промышленных предприятия с 3800 рабочими, населения же в городе было 10 тысяч человек.

С 1778 года Кострома стала центром губернии. Возникновение губернских учреждений вызвало потребность в строительстве гражданских зданий.

Во второй половине XVIII века строительство городов в России приняло значительные размеры. В разработке генеральных планов принимали участие крупнейшие зодчие того времеити — Казаков, Старов, Кваров и другие.

Генеральный план Костромы был разработан и утвержден в 1784 году. Город спланирован по четкой веерной схеме, где улицы радиальных направлений сходятся к центральной подковообразной площади, открытой в сторону Волги.

При застройке города планировка была почти полностью осуществлена. Этому способствовал случившийся в 1773 году пожар, во время которого выгорели все деревянные постройки в кремле и примыкавшем к кремлю Новом городе, а также значительная часть посада.

Несомненным достоинством новой планировки являлось умелое сочетание новых градостроительных принципов и сложившихся в XVI—XVII веках элементов застройки. Колокольни, сгруппированные вблизи кремля и на его территории, эффектно замыкали перспективы улиц основных направлений.

Строительство зданий велось главным образом по образцовым, или, как тогда называли, «апробированным» проектам. Застройщикам отводили в первую очередь угловые участки для закрепления направлений новых улиц. При веерообразной структуре плана, с большим количеством тупых и острых углов на пересечении улиц, «апробированные» планы приходилось перерабатывать. Дома получали индивидуальное и часто весьма выразительное решение. Многие из них сохраняются в наши дни как памятники архитектуры.

В конце XVIII—начале XIX века начинается застройка юго-восточной окраины Костромы. Там, где прежде было «народное гульбище», в 1780-е годы местные дворяне и чиновники возводят деревянные дома усадебного типа с садами и многочисленными службами. Одними из первых обитателей новой Дворянской (ныне Овражной) улицы были Пушкины, родственники великого поэта. Немного позднее появляются на месте старого выгона Никитская, Лазаревская (теперь Сусанина) и другие улицы. Они приблизили Кострому к Татарской слободе, основанной переселенными сюда в 1761 году из Тутаева (бывш. Романов-Борисоглебск) татарами, которые долго жили обособленно, имея свою мечеть, училище, кладбище и занимаясь преимущественно извозом и охотой. Город постепенно благоустраивается: улицы выпрямляются, мостятся булыжником, устраиваются бульвары, варавниваются овраги.

С середины XIX века центр строительства перемещается в противоположный окраинный район города — на берега реки Запрудни. Там издавна стояла каменная церковь, отделенная от Козьей слободки Костромы осинником и болотом. Черев реку был перекинут деревянный мост, на самом же берегу Запрудни росла дубовая роща. В 1851 году эту местность облюбовали приезжие московские льноторговцы Зотов, Михин и Кашин, решившие поставить здесь на арендованной у церковного причта земле прядильные и ткацкие фабрики. Через двадцать лет облик Запрудни совершенно преобразился: возник многолюдный рабочий поселок с деревянными тротуарами, за которым возвышались три крупные фабрики (ныне «Искра Октября», «Знамя труда» и комбинат имени В. И. Ленина).

После ввода в действие фабрик на Запрудне Кострома превратилась в крупнейший центр русской полотняной промышленности. С окончанием в 1887 году строительства железнодорожной ветки от Нерехты город теснее связался с всероссийским рынком, хотя отсутствие моста через Волгу серьезно затрудняло транспортировку грузов.

Увеличивается рабочее население Костромы, усиливаются революционные настроения. В Костроме отбывали ссылку знаменитый русский экономист, высоко ценимый К. Марксом и В. И. Лениным, В. В. Берви (Флеровский) и известные революционеры П. Г. Зайчневский и М. Сабунаев, организовавшие здесь народовольческие кружки. В 1891 году возникает первый в городе социал-демократический кружок, возглавляемый рабочим Василием Буяновым. Из его кружка вышли известные деятели нашей партии Н. Г. Полетаев, И. П. Александров, В. Н. Соколов.

В начале XX столетия социал-демократические кружки в городе объединились в единую организацию, вошедшую в «Северный союз». Социал-демократы руководили мощной забастовкой 1903 года на Михинской фабрике, рабочие которой часто выступали застрельщиками волнений костромского пролетариата: именно михинцы устроили в январе 1873 года первую в истории города стачку.

Кострома принимала деятельное участие в революции 1905—1907 годов. Летом 1905 года здесь создается Совет депутатов стачечников под председательством старого большевика, позднее председателя Всесоюзной торговой палаты С. В. Малышева, действовала боевая дружина, выходила нелегальная газета «Северный рабочий». Во главе большевистской организации Костромы в тот период стояли такие выдающиеся деятели партии, как Я. М. Свердлов, А. М. Стопани, А. К. Гастев, М. С. Кедpoв, Ц. С. Бобровская (Зеликсон). Депутатом в IV Государственную думу рабочие Костромы и губернии избрали убежденного большевика-ленинца Н. Р. Шагова.

В период первой мировой войны, в июне 1915 года, рабочие Костромы начали стачку, выдвинув политические требования. 5 июня они решили выйти на демонстрацию. Однако, когда демонстранты собрались в Михинском сквере, против них были двинуты войска. Четверо демонстрантов были убиты, десятки ранены. Этот расстрел вызвал взрыв возмущения по всей России. В 10-летнюю годовщину Октябрьской революции на месте расстрела был воздвигнут обелиск по проекту архитектора Философова, а в 1959 году его заменили памятником (автор скульптор Е. Полякова). Саму площадь переименовали в площадь Борьбы.

3 марта 1917 года местные власти, узнав о восстании в Петрограде, созвали совещание в помещении городской управы (ныне корпус технологического института — Советская пл., 2). Однако к управе двинулись толпы рабочих и солдат, распропагандированных большевиками 88-го и 202-го запасных пехотных полков. Состоялся митинг. Вслед за этим были проведены выборы в Советы рабочих и солдатских депутатов. Председателем стал большевик, позднее член Реввоенсовета республики С. С. Данилов. На сторону большевистской партии перешли и войска костромского гарнизона. Поэтому и Советская власть здесь установилась мирным путем. 29 октября на объединенном заседании революционных организаций было решено передать всю полноту власти в городе в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

В конце 1917—1918 годов в Костроме осуществляются первые социалистические преобразования. 24 января 1918 года В. И. Ленин подписал декрет Совнаркома о национализации Костромского механического завода Пло, затем были национализированы и другие крупные и средние промышленные предприятия и торговые заведения, созданы органы управления народным хозяйством. Муниципализируются наиболее значительные частные домовладения, куда переселяются рабочие из хибар и подвалов, в руки народа переходят здания Дворянского и Общественного собраний, консистория, учебные заведения. Во многих из них размещаются учреждения культуры: центральная библиотека-коллектор, театр студийных постановок, выставки и музеи, молодежные и рабочие клубы.

В годы гражданской войны в Костроме находились тыловые учреждения Красной Армии, открылись пехотно-инструкторские курсы, готовящие «красных офицеpoв». Тысячи костромичей сражались на фронтах, двое из них, Г. Буриченков и Н. Воронин-Воронов, за свои подвиги были награждены двумя орденами Красного Знамени. Созданный в 1918 году Костромской Советский полк, отличившийся в боях на Урале, получил от правительства название «Образцовый».

Недостаток топлива и сырья во время войны обрек костромские предприятия на бездействие, но уже к 1925 году промышленное развитие достигло довоенного уровня. В годы социалистической индустриализации в Костроме построены ТЭЦ, новое здание фабрики обуви «X Октябрь», судоверфь, фабрика «Ременная тесьма». В 1930 иоду началось строительство крупнейшего, оснащенного новым оборудованием льнокомбината имени И. Д. Зворыкина. Были полностью реконструированы судомеханический завод и завод машиностроения имени Красина. Большой толчок развитию промышленности дало сооружение железнодорожного моста через Волгу. Начал делать пробные шаги и воздушный транспорт. В 1930 году город обзавелся собственным гражданским аэродромом, который в 1936 году перебазировался на нынешнее место по Сусанинскому тракту.

Превращение Костромы в промышленный центр потребовало радикального разрешения жилищной нроблемы. С 1923 года стала широко применяться застройка на кооперативных началах. Создавались поселки на окраинных пустырях и впоследствии соединялись с городом. Первый такой поселок был создан жилищно-кооперативным товариществом «Начало» в северо-восточной части Костромы, на месте старого Воздвиженского кладбища и поросшего ольхой болота. В 1926 году там же поднялись 34 четырехквартирных и 78 двухквартирных одноэтажных домов, где поселилось около 300 рабочих семей. Позднее возникли и другие поселки: «Красная байдарка», «Новый быт», «Ребровка». Они явились как бы прообразом будущих микрорайонов — имели свои клубы, столовые, магазины, детские учреждения.

Большое жилищное строительство ведется и в центре Костромы — на нынешних проспектах Текстильщиков, Мира и др.

В годы Великой Отечественной войны костромские предприятия переключились на обслуживание нужд фронта. Сотни добровольцев — горожан ушли в Ярославскую коммунистическую дивизию. 29 костромичам было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

В августе 1944 года в связи с образованием Костромской области Кострома стала областным центром. До этого с 1930 года она была районным городом сначала Ивановской промышленной области, а с ее разукрупнением в 1936 году — Ярославской.

После войны Кострома развивается быстрее. Выросли новые крупные предприятия. Расширен экскаваторный завод «Рабочий металлист», реконструирован калориферный завод. В послевоенные годы построены заводы железобетонных конструкций, «Строммашина», выпускающий дробильно - размольное оборудование, «Текстильмаш», красильно-отделочного оборудования, деревообрабатывающих станков, автоматических линий, домостроительный комбинат. Сооружается еще несколько машиностроительных заводов и ТЭЦ-2 (в юго-восточной части города). На пятом километре Московского шоссе (на правом берегу Волги) развертывается строительство завода-гиганта «Мотордеталь». В его проектировании учтены последние достижения мировой практики автомобилестроения. Рядом с заводом создается жилой район на 30 тыс. человек.

Расширяется и сама территория города. В 50-х годах возникают поселки «Первомайский» (на берегу реки Костромы) и «Октябрьский» за железнодорожным вокзалом. Сейчас поселок «Октябрьский» — один из оживленных районов Костромы, где размещены все необходимые для обслуживания жителей учреждения.

В 60-х годах застраивается Заволжье и микрорайон в конце проспекта Мира, а также возводится жилой массив в Черноречье.

Дальнейшее развитие города определено генеральным планом, разработанным Московским отделением Государственного института проектирования городов. Существующая застройка города проходит при постепенном сносе ветхих малоэтажных домов. Предприятия, размещенные сейчас в жилых кварталах, в частности на набережной, будут перебазированы в зону промышленности, что позволит снять железнодорожную ветку и полностью благоустроить всю набережную.

Огромное значение для Костромы имеет новый коммунальный мост через Волгу, который вошел в эксплуатацию в 1970 году.

В настоящее время Кострома является развитым индустриальным центром прежде всего льняной промышленности (комбинаты имени В. И. Ленина и И. Д. Зворыкина относятся к числу крупнейших в стране) и машиностроения. Специалистов по разным отраслям знаний готовят три института (технологический, педагогический, сельскохозяйственный), шесть техникумов (химико-механический, автодорожный, лесомеханический и др.), медицинское, музыкальное и культурно-просветительное училища. Действует много учреждений культуры. Открытие в 1956 году линии Кострома — Галич соединило Кострому с железнодорожной сетью страны. Усиливается ее роль как центра туризма, входящего в «Золотое кольцо».

Кострома — быстро растущий город. Если в 1939 году в ней насчитывалось 120 тысяч жителей, то в 1970 году население ее составило уже 223 тысячи человек.

достопримечательности края
Kostroma Attractions