Глава 15.

Посещения епископом Геронтием Костромской губернии: 1912 – 1914 гг.

Когда в конце февраля 1912 г. стрельниковцы провожали своего настоятеля в Петербург, то, вероятно, полагали, что долго, а может быть и никогда, его больше не увидят.

Однако, будучи обременённым делами Петроградско-Тверской епархии, епископ Геронтий никогда не забывал свои родные места. В предреволюционные годы он регулярно приезжал из Петербурга в Большое Золотилово, Стрельниково, Кострому*. В своих воспоминаниях святитель Геронтий пишет, что он и его брат епископ Геннадий, пока была жива их мать, навещали её «два раза в год»1.

* Нельзя не отметить, что если светская губернская пресса весьма доброжелательно освещала приезды епископа Геронтия, то «Костромские епархиальные ведомости» (главный орган Костромской епархии) вплоть до 1917 г. по-прежнему откликались на его приезды негативно и именовала его не иначе как «лжеархиерей» и «лжеепископ Петербургский Геронтий».

   В первый раз в епископском сане владыка Геронтий в сопровождении протодиакона Харлампия Маркова приехал в Костромскую губернию уже в июне 1912 г. Епископ приехал в Стрельниково 27 июня 1912 г. 29 июня, в праздник святых апостолов Петра и Павла (напомним, что это – местный стрельниковский праздник), он совершил в Покровской церкви Божественную литургию. Из Костромы в этот день пригласили фотографа, и он снял большую коллективную фотографию участников крестного хода вокруг храма. Присмотримся к ней. Четверик и алтарь храма оштукатурены. С запада к храму примыкает притвор – он ещё бревенчатый. Справа высится звонница, увенчанная небольшой главкой. Хорошо видны четыре колокола – один большой и три средних. Весь двор заполнен людьми. В первых рядах стоят мужчины с хоругвями, крестом, выносными иконами и фонарями. Мужчины практически все с бородами, многие стрижены по-старинному – «в кружок». Женщины – в белых больших платках, надетых «в роспуск». В первых рядах много детей: мальчики, девочки в белых платочках. В глубине кадра, в гуще людей – епископ Геронтий со своей пышной шапкой волос, в митре и с архиерейским жезлом в руках. Все смотрят в объектив фотоаппарата. Аппарат щёлкает, навсегда запечатлев этот миг бытия…

30 июня и 1 июля святитель совершал богослужения в Костроме в Феодоровском храме на Павловской улице. 1 июля после богослужения он освятил здесь новый колокол, 2 июля – участвовал в приёме экзаменов в школе в Стрельникове2.

Из Костромы владыка Геронтий отправился в Большое Золотилово и прибыл туда 7 июля, в канун престольного праздника – Явления Казанской иконы Божией Матери. В воскресенье 8 июля он совершил в храме Божественную литургию и возглавил после неё крестный ход. Особое впечатление на золотиловцев, как отмечал очевидец, произвел столичный протодиакон Харлампий Марков3.

В декабре 1912 г. владыка Геронтий снова посетил костромские места. 9 декабря 1912 г. вместе с епископом Иннокентием он участвовал в освящении деревянного храма Рождества Пресвятой Богородицы в д. Дворищи Апраксинской волости Костромского уезда4.

В начале 1913 г. епископ Геронтий вновь побывал в Стрельникове. 8 февраля 1913 г. он приехал в Стрельниково, направляясь куда-то «проездом». Куда именно направлялся святитель, неизвестно. В эти дни в Костроме, в Костромском и Буйском уездах находился епископ Иннокентий. Возможно, святитель Геронтий предполагал встретиться с ним. Однако более вероятно, что он ехал в Большое Золотилово навестить свою мать. В воскресенье 10 февраля святитель совершил в Покровской церкви БожеСтрельникственную литургию. В тот же день он провёл в храме собрание. Дело в том, что за овской общиной после ремонта храма и строительства богадельни остался долг в 1,8 тысяч рублей. Собрание постановило собрать по подписному листу с каждой ревизской души по 1 руб. 50 коп. Святитель Геронтий первым подписался на 25 руб. Таким образом, удалось собрать свыше 800 руб.; больше всего пожертвовали председатель Совета М. И. Морозов (250 руб.) и строитель моленной Ф. В. Мухин (360 руб.)5.

30 октября 1913 г. старообрядческая Церковь отмечала 50-летие со дня кончины основателя Белокриницкой иерархии митрополита Амвросия (1791 – 1863 гг.). Чтобы отметить эту историческую дату, епископ Геронтий вновь приехал в родные места. По его инициативе в Романове-Борисоглебске* (Ярославская губерния) был выполнен список известного образа Спаса, по преданию, написанный преподобным Дионисием Глушицким (+ 1437 г.). Эта икона до середины XVIII в. находилась в Борисоглебском соборе Борисоглебской слободы. В 1749 г. собор посетил митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич). Увидев образ, митрополит распорядился забрать его в Ростов в архиерейский дом, где икону поместили в кладовую при колокольне, в которой она и пробыла почти 40 лет. Дело в том, что Спаситель на иконе был изображён с двоеперстным сложением руки. Икона с образом Спасителя представляла собой монументальное иконописное произведение. Впечатляют её размеры: высота – 210 см, ширина – 174 см6.

* В 1918 г. г. Романов-Борисоглебск был переименован в г. Тутаев.

   27 октября 1913 г. в Феодоровском храме Костромы состоялось освящение привезённого образа. После завершения богослужения многолюдный крестный ход с иконой Спаса направился в Стрельниково. Его участники прошли по Павловской и Мшанской улицам, миновали р. Костромку и прошли к Стрельникову. Епископ Геронтий возле Ипатия оставил ход и проехал в Стрельниково, где возглавил стрельниковский крестный ход, вышедший навстречу иконе7. Икона Спаса до сих пор украшает собой интерьер храма в Стрельникове.

В последний раз в дореволюционное время святитель Геронтий посетил родную губернию в 1914 г. Об этом чуть ниже.

© Nikolay Zontikov