Глава 16.                                         

Празднование 300-летия Дома Романовых: 1913 год

   В 1913 г. в России отмечалось 300-летие Дома Романовых. По понятным причинам отношение старообрядцев к этому юбилею носило двойственный характер. С одной стороны, они глубоко чтили подвиг спасшего страну ополчения Минина и Пожарского и почитали основателя династии – государя Михаила Феодоровича Романова, которого именовали «последним старообрядцем». С другой стороны, от большинства Романовых, начиная с сына Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, старообрядцы видели лишь гонения и притеснения. Ситуация стала меняться только в царствование Николая II – и то буквально в последние годы перед 300-летним юбилеем. Однако поскольку в 1913 г. основной упор делался на фигуре Михаила Феодоровича Романова, то старообрядцы вполне искренне участвовали в юбилейных торжествах и приветствовали потомка Михаила Феодоровича – Николая II. Несомненно, что епископ Геронтий следил из Петербурга за празднованием юбилея в своей родной Костромской губернии.

Юбилей повсеместно праздновался в несколько этапов: 21 февраля – в день, когда Земский собор избрал Михаила Феодоровича Романова новым государем, 14 марта – в день, когда великое посольство Земского собора в Ипатьевском монастыре Костромы призвало Михаила Феодоровича на царство. Кульминацией юбилея стали торжества в Нижнем Новгороде, Костроме и Москве, состоявшиеся с участием императора Николая II и его семьи в мае 1913 г.

Примечательно, что епископ Нижегородский и Костромской Иннокентий отмечал 300-летие избрание Михаила Феодоровича не в Нижнем Новгороде, а в Костроме, куда он прибыл заранее, ещё 16 февраля. 21 февраля владыка Иннокентий совершил в Феодоровском храме Костромы соборную литургию и молебен о здравии государя императора Николая Александровича и всего Царского Дома. В тот же день епископ Иннокентий вместе с попечителями храма посетил губернаторский дом на Муравьёвке (по-видимому, в тот день он впервые переступил порог резиденции начальника Костромской губернии) и представился только что назначенному губернатору Петру Петровичу Стремоухову1. Через губернатора старообрядческая депутация выразила свои «верноподданнические чувства государю императору с родины царя Михаила Феодоровича Романова и Ивана Сусанина от костромских старообрядцев, искони преданных Престолу и Отечеству»2.

22 февраля 1913 г., в связи с юбилеем, Николай II принимал в Николаевском зале Зимнего дворца многочисленные депутации, среди которых впервые находились представители от Московского Рогожского кладбища, Петербургского Громовского кладбища, старообрядческие депутации из Нижнего Новгорода, Кронштадта, Риги, Вильны и др.3.

21 февраля 1913 г. торжественные богослужения в честь юбилея прошли во всех храмах Петроградско-Тверской епархии.

В мае 1913 г. император Николай II с семьёй проехал путём ополчения Минина и Пожарского. Из Москвы государь проследовал на поезде до Владимира, а оттуда – в Нижний Новгород. Главными центрами торжеств в мае 1913 г. стали Нижний Новгород, Кострома и Москва. 17 мая на Благовещенской площади в Нижнем возле стен Нижегородского кремля государь заложил памятник Минину и Пожарскому. Государя приветствовал новый городской голова Нижнего Новгорода – Д. В. Сироткин*.

* Д. В. Сироткин был избран на пост городского головы Нижнего Новгорода 29 марта 1913 г. и сохранял этот пост до 1917 г.4

   Вечером 17 мая император с семьёй убыл из Нижнего и на пароходе «Межень» в сопровождении нескольких других пароходов отправился вверх по Волге – к Ярославлю. Мимо Балахны, Городца, Василёвой слободы, Юрьевца, Кинешмы и Плёса царская флотилия проследовала в Кострому. Как мы видим, почти весь путь по Волге, которым проследовала царская флотилия, проходил по территории старообрядческой Нижегородско-Костромской епархии.

В 1914 г. всем храмам, мимо которых в мае 1913 г. пролегал путь царской флотилии, от имени государя были пожертвованы специально написанные иконы в красивых ризах с памятными надписями. Причём иконы жаловались и православным, и старообрядческим храмам. Так, в Костромском уезде образ Николая Чудотворца был пожалован в старообрядческий Никольский храм в Чернопенье5. В Костромском Заречье список Феодоровской иконы Божией Матери был передан храму в с. Саметь6, а комплект священнического облачения – храму в с. Шунге7. Такое массовое пожалование памятных икон совершалось впервые, но ведь и путешествие государя по пути, которым в 1612 г. шло ополчение Минина и Пожарского, также происходило впервые.

Утром 19 мая царский пароход «Межень» прибыл в Кострому и причалил к пристани у стрелки возле Ипатьевского монастыря. На берегу императора встречали местные власти и депутация крестьян Шунгенской волости во главе с волостным старшиной – крестьянином с. Шунги Г. М. Киселевым.

Торжества в «колыбели Дома Романовых» длились два дня – 19 и 20 мая. 20 мая в бывшем Костромском кремле состоялась закладка монумента в честь 300-летия Дома Романовых. 20 же мая в парке губернаторского дома на Муравьёвке Николая II в числе других приветствовала депутация старообрядцев-поповцев Костромской губернии, в которую входило три человека: И. И. Пылаев из Костромы, И. А. Чичагов из с. Молвитино Буйского уезда* и Ф. М. Богомолов** из сельца Чернопенье Костромского уезда. Представители костромского старообрядчества поднесли государю образ святителя Николы «древнего письма в серебряной с эмалью ризе» и хлеб-соль, после чего И. И. Пылаев зачитал адрес, в котором говорилось:

«Великий государь! На родине благочестивого царя Михаила Феодоровича и Сусанина, Божиим изволением, счастливы мы, сегодня, в столь знаменательный день – день празднования 300-летия Державного Дома Романовых, лично выразить, от лица нас пославших, Тебе, всемилостивейший монарх, глубокие чувства нашей искренней любви и преданности обожаемым Престолу и Отечеству.

Тебе, наш добрый царь, как покровителю старообрядцев, мы земно кланяемся и просим не оставить в нуждах наших, молясь Всевышнему в устраиваемых нами храмах о драгоценном здравии Твоем на благо народа на многие годы.

Спаси и сохрани Тебя Господь и святитель Николай, святой образ которого мы просим принять и хлеб-соль от нас»8.

* Современный п. Сусанино, центр Сусанинского района.

** Несомненно, что епископ Геронтий хорошо знал всех троих.

   Данный факт являлся ещё одним свидетельством изменения к лучшему положения старообрядцев: раньше при посещениях Костромы государями из Дома Романовых последние никогда не принимали старообрядцев, хотя, например, со времён визита Екатерины II в 1767 г. неизменно принимали делегацию мусульманской Татарской слободы близ Костромы. И лишь Николай II 20 мая 1913 г. встретился с представителями костромского старообрядчества. Никто тогда, в мае 1913 г., конечно, не мог и помыслить, что всего через четыре года царская Россия провалится в бездну небытия, что царь Николай Александрович будет расстрелян в подвале дома горного инженера Н. Н. Ипатьева в Екатеринбурге и что круг истории, начавшийся в 1613 г. в Ипатьевском монастыре, завершится в 1918 г. в Ипатьевском доме…

Russian Orthodox Church