Малышев Андрей
МЕРЯНИН
в поисках магии
Краевед, художник, этнофутурист, фотограф
Родился 9 октября 1975 года в Костроме. 1990-1994 обучался в художественном лицее 303 по профессии художник по металлу.
Участие в краеведческом проекте "KOSTROMKA.RU":
- Мерянская топонимика Костромской области. Сондоба и Мерзино
- Предметный жанр в фотографии
- Кострома велосипедная за переход на экологический транспорт
- Фотографические тематики
Все работы автора доступны к скачиванию и перепостам.
Пронимальная символика на примере сакральных деревенских комплексов Костромской земли
Термин «пронимальная символика» введен санкт-петербургским этнографом и социоантропологом Татьяной Щепаньской, которая взяла его из народного словоупотребления. Её ритуально-магическое использование она обозначила как «пронимальная магия».
Под «пронимальной магической символикой» обычно имеется в виду особая символика проемов (дыр, углублений, трещин, развилок) и операции пронимания (протаскивания, продЕвания, погружения в проем).
Обычно в пронимальной магии используются несколько типов объектов:
1 тип: Это предметы быта или объекты с отверстием, имеющие проем, полость, использование которых в магии подразумевает протаскивание / погружение в проем: полая утварь (горшки, миски, корыта, бадьи, ступа, квашня и мн.др.); печь в избе, челнок ткацкого стана, игла.
2 тип: Это магические объекты в доме или во дворе, такие как: камень — куриный бог, дырки от сучка в дереве, урочные камни с отверстиями.
3 тип: Это сакральные объекты и комплексы вне дома, располагающиеся на местности: поклонные камни с углублением — «следом» святого или животного, «чашей», несколькими отверстиями-колодцами, водные источники и деревья с дуплом, развилкой ветвей или «окнами», образованными вросшим обратно в ствол суком.
Все они так или иначе связаны в традиционной мифологии с символикой материнства и родов, и также выполняют определенные коммуникативные функции у местных локальных сообществ.
Символика отверстий является частью обширного пласта традиционной культуры северных великороссов и окружающих их финно-угорских народов. Обычно она обозначается термином «пронимальная символика».
В первой части статьи обсуждается семантика (здесь обнаруживаются как репродуктивные, так и коммуникативные программы), во второй — прагматика этой символики в традиционно-бытовой культуре великороссов (по материалам преимущественно ХIХ — нач. ХХ вв.).
- Мать-Земля
Обычно пронимальная символика рассматривается на примере домашней магии. Мы в этой статье обратим внимание на другую ее сторону — топографическую: ею маркированы многие сакральные центры Верхнего Поволжья.
Сакральные объекты святых мест так или иначе связаны с символикой дыр и развилок: это, как было показано выше, либо крупный камень / валун с чашками, «следами» на нём, напоминающими человеческие или животные, или водные источники (колодцы, родники.)
Расскажем о нескольких наиболее известных местах в Костромской земле.
У старой лесной дороги, соединявшей в прошлом деревни Лузгалово и Легитово Солигаличского района, чуть в стороне от нее лежит камень, известный у местных жителей как камень Следок Богородицы. В самодельном деревянном киоте на ели висит икона Тихвинской Богоматери, тут же на березе еще одна, завернутая в целлофан, но все равно размокшая от дождя. У корней деревьев покоится огромный валун с большим углублением, по форме напоминающим отпечаток человеческой ноги, где скапливается дождевая вода. По преданию, это след от пяты самой Богородицы, будто присевшей на этот камень отдохнуть.
Следовик представляет собой крупный камень подтреугольной формы, ориентированный своим острым концом на север. Его длинна 2 метра, ширина около 1,5 метров.
Солигаличский краевед П.Б. Кудряшов, обустраивающий сейчас территорию вокруг камня, рассказывает:
- «У меня тётя жила здесь рядом (деревня Лузгалово). Рассказывала, будто в этой стороне было какое то свечение, то ли свет, то ли свечи, подошли сюда, нашли вот этот камень. С тех пор начали сюда приходить»
Любопытно, что в паре десятков метров от следовика лежит валун поменьше, без каких либо чашек, следов или отметин. О нем ни какой информации не сохранилось, но, возможно, в древности он составлял пару следовику. Такая парность встречается в традиции Верхней Волги (например, Варварин следовик на Нерюхе и парный ему Никольский камень без каких либо отметин).
Следок Богородицы — сакральный центр здешней местности, радиус его влияния составляет примерно 5-10 км. Подобные ему местные святыни рассеяны по всей близлежащей территории, образуя своеобразную сетевую структуру, о чем мы скажем позже.
Несмотря на то, что раз в год к камню устраивается крестный ход, приуроченный к празднованию Тихвинской Божьей матери, священники это место не жалуют.
Наш информант П.Б. Кудряшов рассказывает о особенностях почитания этого камня:
- «Местные священники его как-то не очень, говорят, что это язычество. В следочке скапливается дождевая вода, люди (больные) раньше приходили, набирали ее, некоторым помогала. У нас недалеко от города село есть, рассказывала местная женщина, ей уже за восемьдесят лет, бабушка. Она долгое время не ходила, ей было лет пять, и вот ее приносила мать сюда, она седела (на камне), может какой обряд они там совершали (с водой), и после этого она сразу побежала».
2. Святой источник Тихвинской Богородицы. Колопатино. Солигаличский район.
В окрестностях Солигалича камень-следовик не единственное место, связанное с культом Богородицы (женского Божества). В семи километрах от Лузгалово, на берегу реки Костромы, располагается старинная, известная с 16 века, деревня Колопатино. В двухстах метрах от нее святой источник во имя Тихвинской Богоматери.
Как и в Лузгалово, здесь в день Тихвинской иконы Божьей Матери всегда крестный ход и водосвятный молебен.
Рассказывает староста часовни над источником, последняя жительница деревни, восстановившая новую часовню на месте дореволюционной — Александра:
- «Каждый год на деньги с своей пенсии и пожертвования обязательно заказываю для всех городских автобус. Здесь у нас источник и купель, вода очень хороша, чистейшая, пить и пить, да и целебная, у нас очень большая деревня раньше-то была, под сотню дворов, все здесь и лечились. С окрестностей все ходили, с Сологалича. Солигалицкие почитай каждый день на машинах за водой ездят. Лечебной считается, особенно если облиться или искупаться».
3. Камень «Слезник» из Дурасово. Красносельский район.
На Волге ниже г. Костромы располагается знаменитое Дурасовское городище. Это поселение конца I тыс. н.э. подобное Сарскому городищу, Алабуге, Чаадаевскому городищу в Муроме. Его обитатели —меря — занимались ювелирным делом, ремеслами и торговлей. Сарское городище советским археологом П.Н. Третьяковым было охарактеризовано как зародыш средневекового города. Это был такой же предшественник древнерусских городов, как Чаадаевское городище — предшественник города Мурома, Сарское городище - предшественник Ростова. Не только эти древнерусские города, но и другие города Ростово-Суздальской земли имели своих местных предшественников. Это убедительно доказано в работе Е.И. Горюновой [2]. Одним из таких племенных центров мери было Дурасовское городище, являющееся предшественником Красного на Волге.
Известно, что у каждого крупного населенного пункта существовали свои места отправления религиозного культа. Неподалеку от городища, у близлежащей к нему деревни Дурасово, в лесу издавна лежал камень чашечник, называемый «Слезник» который по поверьям местных жителей лечил глаза.
Местные респонденты сообщали, что до недавнего времени он пользовался большим почитанием. Но все попытки отыскать камень были тщетны. Местные жители вспоминали, что из леса его притащили к старообрядческой церкви, а потом снова перенесли куда-то подальше от глаз.
Костромской краевед Владимир Шамов в 2014 году благодаря своим связям в Костромском историческом музее заповеднике обнаружил этот камень. Оказалось, камень уже долгое время пребывает в одной из церквей музея.
«Слезник» представляет собой неровный куб. На его поверхности находятся несколько круглых углублений правильной формы, где скапливалась дождевая вода, почитавшаяся местным населением в качестве целебной. Имеется намек на петроглиф, но очень стершийся, напоминающий «крест в круге», причем на столько тусклый, что, к сожалению, не виден на фото.
Высота этого камня — 39 см, ширина — 48 см, длинна — 47 см. Камень неправильной формы с выемками, серо-коричневого цвета. По народным поверьям, водой, собиравшейся в углублениях камня, лечили глаза.
4. Камень «Следовик» из Андреевского. Сусанинский район.
В окрестностях села Андреевское, на реке Андоба лежит камень-следовик, информацию о котором в одну из экспедиций нам поведала жительница поселка Сусанино.
Это гранитный валун размером 2,5 х 1,5 метра с множественными естественными и искусственными углублениями в виде следов животных (рысь, кабан, лось), ступни ребенка и чашками.
Кроме них камень содержит несколько граффити первой половины XX века и, вероятно, более раннего времени.
Камень со всех сторон окружает глубокая траншея. В 80-х годах по инициативе председателя местного колхоза его попытались увезти в Сусанинский музей. Из этой затеи ничего не вышло по причине отсутствия нормальных дорог и сильной заболоченности самого места. А председатель после этого быстро умер.
Легенд о прошлом почитании камня записать не удалось, поскольку все окрестные деревни давно обезлюдили, но интересна информация, переданная нам нашим проводником из села Андреевское. Он рассказал, что в первой половине XX века молодежь из нескольких окрестных деревень любила устраивать около камня гулянья. О них свидетельствуют упомянутые выше граффити.
Упомянутая смерть председателя, потревожившего камень, и гулянья молодежи вполне могут быть отголосками былого почитания камня местным населением. Учитывая, что архетипы — вещь очень серьезная, эта версия по отношению к этому камню может рассматриваться как основная. Судя по стойкости почитания объекта местными жителями, это очень хороший пример архетипического пронимального сюжета.
Еще один сакральный объект, который в регионе Верхней Волги однозначно может быть связан с пронимальной магией, — это провал в открытую глубь рождающей воду земли (бочаг, карстовое озеро).
Яркий пример — сакральный комплекс «Святой бочаг» на реке Дериножка близ поселка Захарово Красносельского района Костромской области.
5. «Святой бочаг». Захарово. Красносельский район.
В нем отмечены несколько объектов поклонения, связанных с поправлением здоровья: круглый бочаг (провал в земле, заполненный водой, на берегу реки), источник воды из которого вытекает ручеек, впадающий в «Святой бочаг» и крупный валун, лежащий рядом с источником.
Это комплекс считается местно чтимой святыней, многие люди приходят сюда в разное время года для того, чтобы взять воды, облиться ею или искупаться в самом бочаге.
На месте бочага, по рассказам местных жителей, раньше было какое-то поселение или скит. И там была церковь, и бочаг образовался, якобы, на месте церкви, которая по какой-то причине ушла под землю.
Люди ходили к нему с незапамятных времен, даже во времена религиозных гонений на церковь, люди делали это тайно.
Наши респонденты, школьники краеведы из Захаровской основной общеобразовательной школы, Колобова Виктория и Иванова Ирина рассказывают:
- «Большое количество холмиков около бочага, по рассказам людей, это бывшие могилки, ведь около каждой церкви всегда есть кладбище. Вода в бочаге особая, она не портится, даже если простоит долгое время. По рассказам наших односельчан, она исцеляет многие болезни.
- Чтобы действие бочага помогло, надо перекреститься и три раза обойти бочаг против часовой стрелки с молитвой «Отче наш». А еще один пример подтверждает, что действительно бочаг «Святой». Лежит около водоема камень, под которым, вроде бы, по легенде, лежат драгоценности. Несколько раз пытались его сдвинуть с места, но он оставался непокорным, а люди, тревожившие его, за свои попытки всегда платились здоровьем и жизнью».
Стоит также обратить внимание на топографические особенности местности, на которой располагаются священные объекты и комплексы. Часто это место слияния рек / ручьев (Святой бочаг), дороги и их перекрестки («Следок Богоматери», «Андреевский» следовик), повороты рек / дорог («Богородичный» источник в Колопатино, камень «Слезник» из Дурасово), т.е. сама местность имеет здесь форму развилки.
Перечисленные объекты привлекают внимание постольку, поскольку все они маркированы пронимальной символикой. В каждом из таких мест присутствует лечебный почитаемый природный объект, иногда не один: дерево, камень, водный источник, пещера, провальная яма (бочаг), заполненная водой.
Наша задача — выяснить, какие из заложенных в ней программ прочитываются и реализуются в данном случае.
- Материнство: магия правки / перерождения
Прежде всего, это комплекс значений «материнства / порождения». «Материнская» составляющая культа святых мест иллюстрируется наиболее четко спецификой святых, которым эти места посвящены.
По материалам С.В. Максимова (а он пользовался данными Этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева из большинства губерний России), многие почитаемые родники, камни, места были посвящены Богородице (деторождение), Параскеве Пятнице (судьба) или другим женским святым.
На верхней Волге и на Севере, пожалуй, столь же распространены часовни и источники, освященные в честь св. Николая Мирликийского — Николы-Бога, как его называли средневековые московиты.
Причем черты тождественности св. Николы и Пятницы, подробно прослеженные в монографии А.Б. Успенского, позволяют считать св. Николу «двойником-заместителем» Пятницы.
- Смысловая нагрузка
Еще более явственно идея материнства / порождения просматривается в смысловой нагрузке почитания таких мест.
Обратим внимание, в каких ситуациях обращались к их чудодейственной силе. Паломничество ко святым местам предпринимали чтобы:
■ получить исцеление от болезни;
■ исцелиться от бесплодия (вода из святых источников или из «следов» в чудотворных камнях считалась хорошим средством) или получить облегчение в родах (роженице давали пить воду из святого источника или пролитую в развилку / «воротца» священного дерева);
■ вступить в брак: девушки, в особенности уже засидевшиеся, ходили по святым местам группами;
■ приворожить парня или вернуть любовь супруга;
■ помолиться о скорейшем возвращении мужа или сына с войны, из армии или с опасного (морского или таежного) промысла;
■ помолиться о здравии и плодородии домашней скотины (чаще всего — молочной, но также и лошадей, овец и кур);
■ помянуть умершего родственника, чаще всего — ребенка или супруга.
Все это ситуации нарушения в сфере воспроизводства жизни (как человеческой, так и животной, которые в народном представлении неразделимы). В святых местах надеялись обрести здоровье и плодородие, жениха и любовь супруга (т.е. возможность участия в репродуктивной деятельности) — воспринимая эти места как точки наибольшего проявления материнской, рождающей силы земли. В почитании их воплотилось отношение к территории как к Матери-Земле — рождающей, дающей и поддерживающей жизнь.
- Ритуальные практики
Еще более отчетливо пронимальная магия святых мест видна в самом ритуале поклонения им. Неотъемлемой ее частью являются физические формы соприкосновения с ними. Надо отметить следующие ритуальные практики.
■ Пронимание / протаскивание в отверстие. Детей протаскивали в дупло или развилку священного дерева. В дупле / развилке оставляли старую одежду малыша (по поверью, вместе с болезнью). Эта операция считалась средством излечения от болезней — грыжи, испуга, полуночницы, собачьей старости — и нередко прямо интерпретировалась как «перерождение» (о чем мы уже говорили в соответствующем разделе); сведения о «пронимальных» деревьях имеются из многих губерний, в основном — Севера и Поволжья: Новгородской («пронимальная» сосна в Череповецком у.), Петербургской (священный дуб, в развилины ветвей которого пронимали больных детей под Лугой), Вологодской (рябина у Александро-Куштского монастыря), Ярославской (рябина в Адриановской пустыни в Пошехонском у., сквозь сучки которой в Ильинскую пятницу пронимали больных детей и пролезали взрослые).
■ Погружение в водоем. Часто по обету больные приходили на место, совершали омовение, после чего оставляли на ветках близлежащих деревьев свою одежду. Подобная практика отмечена на всех водных источниках. Этот ритуал, с купанием и оставлением у водоема одежды, является классическим ритуалом «перерождения».
■ Погружения в отверстие. Это разновидность того же погружения в водоем.
Во время этого ритуала люди могли вставать в «след» на священном камне, чтобы излечиться от многих болезней, в частности, от женских.
■ Вычерпывание и питьё дождевой воды. Использование воды из углубления / следа в камне для питья или промывки глаз и другого наружного применения.
■ Пролитие воды на камень. Пролитие воды в «чашку» / «след» с последующим ее собиранием. Такой водою, по свидетельствам этнографии, чаще всего пользовали рожениц и больных младенцев.
■ Оставление в отверстии / на деревьях вокруг разного рода предметов: подношения паломников. В водах святого источника, а также в выемках камней оставляли металлические деньги. Ветви близлежащих деревьев увешиваются приношениями паломников, лоскутами ткани, полотенцами, одеждой которую больные оставляют на месте после ритуала.
Таким образом, элементом культа святых мест являются ритуальные практики пронимального типа (погружение в источник / бочаг / озеро людей и вещей, сбор дождевой воды из «чашек» / «следов» в камнях, пролитие в них воды и т.п.), воспроизводившие, а нередко и прямо интерпретировавшиеся как обряд «перерождения».
Символика святых мест, связанных с пронимальной магией, в народной традиции свидетельствует об отношении людей к ним как средоточиям материнской силы земли, рождающей и поддерживающей жизнь.
Важно отметить, что поводом к хождению в такие места служили ситуации, по сути те же самые, что и используемые в домашнем знахарстве.
Это нарушения в брачно-репродуктивной сфере и в общем здоровье человека, но только принявшие затяжной и тяжелый характер. Поэтому паломничество (обращение к чудодейственной силе камней с отверстиями, источников и водоемов) нужно рассматривать как разновидность понимальной магии.
Магические практики, связанные с пронимальной символикой, в подобных вышеописанным святых местах были призваны активировать в людях так называемые прокреативные программы (брак, деторождение, нормализация супружеской жизни, здоровье людей, а также плодовитость и здоровье домашнего скота).
Источники:
1. Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города костромского края: материалы для истории. — Кострома: Костромской общественный фонд культуры, Костромской региональный центр новых информационных технологий «Эврика-М», 2000. — 536 с: ил.
2. Горюнова Е.И. Этническая история. — с. 95-116; 198-204
3. Колобова В., Иванова И., Полевой А. «Святой бочаг». Краеведческая презентация учащихся МОУ Захаровской основной общеобразовательной школы. 2009 год. Захарово.
4. Малышев А. Культ предков. Родительская суббота. — http://merjamaa.ru Москва-Кострома. 2012.
5. Малышев А. Полевые записи. Солигалич, Андреевское.
6. На камне святости. День памяти Тихвинской иконы Божьей Матери. Солигаличское благочиние. — http://soligalich.prihod.ru.
7. Солигаличские Вести, № 68 от 17 июня 2014 года. Солигалич.
8. Третьяков П.Н. К истории племен Верхнего Поволжья.
9. Шамов В. Полевые записи. Солигалич.
10. Шамов. В. «Камень Слезник». Из материалов группы «ВКонтакте» «Другие миры» Кострома. 2014.
11. Щепанская Т.Б. «Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы». Сборник МАЭ XLVII. СПб., 1999.
Источник: Доклад был прочитан на Второй межрегиональной конференции «Исторические корни русской культуры Верхнего Поволжья». г. Плёс 2014.
Автор: Андрей Малышев-Мерянин http://www.merjamaa.ru
Наряду с магией, мантикой, религией и целым рядом других феноменов духовно-практической деятельности, мистика принадлежит к типологии сакральной веры которая принадлежит, в конечном счете к культурным механизмам самоуправления и регулирования человеческой жизнедеятельностью.