ВИДОВАЯ ПЛОЩАДКА НА КРЫШЕ ЧЕТВЕРИКА ПОЖАРНОЙ КАЛАНЧИ в г. КОСТРОМЕ

Пожарная каланча в г. Костроме, известнейшее здание города, украшающее его главную площадь, построена в 1824–27 гг. по проекту костромского губернского архитектора П. И. Фурсова и принадлежит к лучшим образцам его ещё малоизученного творческого наследия.


Пожарная каланча с деревянным балконом.

Композиция здания построена на сопоставлении нижнего кубического объёма, украшенного со стороны площади шестиколонным портиком, и вен чающего его восьмигранного, сужающегося кверху столпа с купольным четырёхколонным фонарём на верху. В нынешнем своём виде это выглядит несколько неорганично в силу чрезмерной контрастности между массами четверика и лёгкого столпа. Между тем, как свидетельствуют натурный рисунок Чернецова, выполненный в 1838 году, чертёж 1830-х годов, хранящийся в фондах Костромского историко-архитектурного музея-заповедника, и, наконец, авторская смета с подписью П. И. Фурсова, датируемая 16 ноября 1823 года*, – на кровле четверика, в основание восьмигранного столпа, была запроектирована и осуществлена в натуре восьмигранная в плане, в виде балкона, деревянная видовая площадка. Лёгкая, незначительная по объёму, она выполняла весьма важную композиционную функцию, служа естественным переходом от массивного основания к лёгкой вертикали завершения. Этот балкон-площадка объясняет назначение четырёх арочных дверных проёмов в основании столпа, выходящих ныне непосредствен но на крышу четверика, лишённую ограждения. Воспринимаемые как абсурд в нынешнем виде, в случае существования ограждённой балюстрадой площадки, эти проёмы получают функциональный смысл.

Пояснительная записка к проекту восстановления видовой площадки. Текст датирован маем 1986 г. // Архив автора. Публикуется впервые. (Прим. ред.)

* Копия сметы на строительство пожарной каланчи в г. Костроме. (Хранится в Костромской СНРПМ.)

Итак, можно считать доказанным, что на кровле четверика Костромской пожарной каланчи её автором был запроектирован и осуществлён в натуре балкон-площадка с выходом на него из четырёх дверей в основании венчающего столпа. Он был выполнен из дерева, ибо в авторской смете упомянуты в рубрике «плотницкие работы». К сожалению, смета ограничивается лишь упоминанием «балкона под осьмериком сверх крыши» и ничего не говорит об его формах и размерах.

Ответ на эти вопросы дают рисунок Чернецова и чертёж каланчи 1830-х годов. На рисунке, выполненном с натуры, отчётливо видна восьмигранная платформа балкона, лишённого к этому времени балюстрады; чертёж, снабжённый линейным масштабом, позволяет определить его габариты. Странностью чертежа, его несоответствием рисунку, является отсутствие на нём видимого силуэта кровли над четвериком (т. е. как будто четверик имел плоскую кровлю) и отсутствие граней на пьедестале балкона (балкон и здесь не имеет балюстрады).

Отсутствие балюстрады, функционально необходимой, и на рисунке и на чертеже можно объяснить значительным интервалом во времени между датой постройкой здания и временем чертежа и рисунка, недолговечностью материала, из которого она была выполнена, и плохими условиями эксплуатации здания (о чём свидетельствуют и архивные материалы 40-х – 60-х годов прошлого века)*.

Упомянутый чертёж, довольно точно выполненный, тем не менее грешит некоторой абстрагированностью от натуры, что объясняется его происхождением: он входит в альбом архитектурных достопримечательностей Костромы, преподнесённый престолонаследнику при посещении им города в 1837 году. Необоснованно предположение о существовании прежде над четвериком более пониженной (тем более – плоской) кровли: 1) при обследовании основания восьмигранного столпа под существую щей кровлей не найдено иных следов от врубки стропил, нежели существующие, соответствующие современному её уклону; 2) уклон существующей кровли близок к 17%, что на грани допустимого.

* ГАКО, ф. 497. Костромская городская дума. Оп. 2, ед. хр. 1360. Указы о ремонте корпуса, где помещалась Пожарная команда.

Из сопоставления рисунка и чертежа можно определить форму и габариты платформы балкона. Она вписывается в квадрат со стороной 11,5 аршина, что соответствует выносу её края от колонн в основании восьмерика – 1 аршину.

Осознавая степень ответственности в докомпоновке здания, давно вошедшего в список произведений русской архитектурной классики, автор предлагаемого проекта стремился найти ту меру, которая пронизывает художественный облик Костромской каланчи, сделать предлагаемый к восстановлению балкон в должной мере лёгким, не заслоняющим основание восьмигранного столпа. Наиболее органичным, соответствующим характеру в декоре четверика, в этом случае представляется использование в ограждении лёгкой точёной балюстрады (прототип – декоративная балюстрада под окнами главного фа сада). Нужные конструктивно угловые тумбы балюстрады решены по аналогии с тумбами в ограждении фонарика на вершине столпа.

Чтобы не разрушать кровли над четвериком, основание балкона-площадки конструктивно решено в виде восьмигранного сруба из двух рядов деревянного бруса, обшитого по поперечным накладкам горизонтально положенным тёсом. Пол площадки выполняется из 6-ти сантиметрового строганого лафета с лёгким уклоном наружу и последующим покрытием оцинкованным кровельным железом с утопленными фальцами. В дереве же изготовляются конструкции и все детали парапетного ограждения.

Готовая площадка-балкон после восстановления должна быть покрыта горячей олифой и после обработки масляной шпаклёвкой окрашена за два раза масляными белилами.*

* 4 марта 1987 г. проект был обсуждён на заседании реставрационного совета КСНРПМ в составе: председатель – гл. архитектор КСНРПМ Р. А. Никитин, члены совета – архитекторы Л. С. Васильев, Л. П. Матросова, В. С. Шапошников, А. П. Чернов, К. Г. Тороп, инженеры С. К. Алексеев, Л. Н. Васильева, А. И. Соловьёв. В машинописной выписке из протокола (архив Л. С. Васильева) сказано: «СЛУШАЛИ:

1. Доклад Л. С. Васильева о документах и графических материалах, а также натурных основаниях, позволивших сделать проект воссоздания смотровой площадки у основания столпа каланчи. 2. Высказывания участников заседания: архитекторы Л. П. Матросова, В. С. Шапошников высказались за воссоздание площадки, основываясь на том, что в настоящее время двери, существующие с 4-х сторон основания столпа, ведут на крышу, что не логично. Инженеры С. К. Алексеев и Л. Н. Васильева предложили выполнить макет ограждения в натуре для проверки зрительного впечатления и после обсуждения принимать решение о возможности или нецелесообразности восстановления площадки. Р. А. Никитин, А. П. Чернов высказались против воссоздания смотровой площадки, учитывая недостаточность материалов для установления точных габаритов площадки, неизбежных осложнений эксплуатации кровли памятника, т. к. конструкция осложнит ремонт кровли и несомненно увеличит возможность повреждения. Учитывая значение памятника, состоящего на Союзной охране, считают нецелесообразным вносить изменения в сложившийся образ памятника.

ПОСТАНОВИЛИ:

Решение вопроса о воссоздании смотровой площадки у основания столпа каланчи отложить до получения консультации по этому вопросу в научном совете института “Спецпроектреставрация”».

Дальнейшего движения проект, по-видимому, не получил. (Прим. ред.)

КВАСНЫЕ РЯДЫ в г. КОСТРОМЕ

По имеющимся данным*, здание Квасных рядов, стоящее наверху Молочной горы и вместе с находящимся напротив него таким же зданием фланкирую щее въезд на эспланаду (б. Екатеринославскую пло щадь) между Красными и Большими Мучными ряда ми, строилось в два приёма. Известно, что нижний этаж, с аркадой по фасаду и задней стороной, об ращённой в толщу холма и скрытой в земле, построен в 1801 г. Будучи одноэтажным, это здание не закрывало Красные ряды с Волги, а выглядело лишь подножием к нему; ячейки его аркады, меньшие, чем у Красных рядов, вторили аркаде верхних рядов.

Но затем встал вопрос о надстройке второго этажа. В ГАКО (ф. 497, оп. 2, ед. хр. 193) хранится резо люция Костромской думы о постройке Квасных торговых рядов костромскими мещанами от 7 августа 1805 г. Как явствует из резолюции, дума возражала против надстройки второго этажа, находя, что он закроет вид на Красные ряды и соборный комплекс, «не будет соответствовать главной Екатеринославской площади», помешает крестным ходам из Успенского собора. Взамен надстройки второго этажа она предлагает из заготовленного материала построить симметричный одноэтажный корпус по другую сторону Молочной горы, на пустующей земле.

Второй этаж Квасных рядов появился к 1815 г. Он был надстроен над линией, обращённой к Волге. Другая, повёрнутая под прямым углом часть здания, идущая вдоль Молочной горы, осталась одноэтажной. Её венчал невысокий каменный аттик, служивший парапетом верхней площадки, над нижним этажом. С середины XIX в. начались переделки здания. Были заложены нижние аркады, в них устроены двери и окна, внутренние стены галерей выломаны, в уровне

нижнего этажа устроен антресольный этаж с круглыми окнами в уровне междуэтажного карниза; арки верхней галереи, обращённой к Красным рядам, застеклены. К северо-восточному торцу рядов в 1-м этаже в конце XIX в. пристроена ещё одна секция.

После 1917 г. была надстроена и линия вдоль Молочной горы – сначала в виде объёма под односкатной крышей с юго-восточным фасадом в виде плоскостной аркады, с проёмами в ней; с Молочной горы её кровля опиралась на аттик над нижним эта жом, и, следовательно, облик здания отсюда мало изменился. Но вслед за этим был надстроен и северо- западный (обращённый к Молочной горе) фасад с устройством прямоугольных окон наверху и вальмо вой пологой крышей. Нижние аркады, заложенные ещё раньше, были перебиты широкими проёмами; в закруглённой части здания, вверху, взамен прямо угольных окон, вписанных в арочные плоские ниши, появились большие арочные, грубо нарушившие масштаб здания. Такие же окна были сделаны под ними, в первом этаже.

В последние годы здание Квасных рядов использовалось протезной мастерской и швейным ателье, в силу чего появились многие внутренние перегородки.

Следует отметить, что площадка перед верхним этажом рядов с самого начала была несколько пони жена по отношению к Красным рядам и Екатеринославской площади, вследствие чего при выравнива нии мостовых, проведённых во 2-й половине прошлого века, верхний фасад Квасных рядов оказался полузасыпанным.

Подвалов в Квасных рядах пока не найдено.

Историческая справка о здании Квасных рядов в г. Костроме. Текст датирован мартом 1972 г. // Архив ОАО «Костромареставрация». Публикуется впервые. (Прим. ред.)

* «В 1801 году устроен каменный квасной ряд, состоящий из семи лавок». (Скворцов Л. Материалы для истории г. Костромы. Кострома, 1913, стр. 229). Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края

Квасные ряды в г. Костроме

Квасные ряды в начале Молочной горы

(видны южное крыло и слева торцевой аттик нижнего этажа).

Фрагмент фото начала ХХ в.

Юго-восточный фасад с аттиком и часть кровли Квасных рядов (в центре кадра). Вид с соборной колокольни. Фрагмент фото начала ХХ в.

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края

ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЯ КВАСНЫХ РЯДОВ в г. КОСТРОМЕ

Особенностью проекта является восстановление первоначальной фасадной и планировочной структуры здания рядов с одновременным сохранением тех добавлений к нему, которые появились с течением времени и которые необходимы для размещения и нормального функционирования предназначенных в нём быть предприятий общественного пи тания. В то же время со стороны Молочной горы, где эти добавления особенно исказили первоначальный вид здания, они видоизменяются так, чтобы зритель но можно было отделить новое от старого.

Подобно Пряничным, Квасные ряды стоят на скате естественного холма и вследствие этого имеют один этаж со стороны центра и два – со стороны Волги. С течением времени перед одноэтажным фа садом Квасных рядов вырос значительный культурный слой, скрывший основания аркады галереи. Проектом предусмотрено понижение уровня земли у этого фасада до первоначального с устройством земляного откоса в сторону Красных рядов и новой бетонной лестницы и ливневого лотка у торца здания, обращённого в сторону городского центра. Получившееся пониженное пространство у верхнего фасада предлагается покрыть асфальтной плиткой по бетонному основанию, с уклоном к упомянутому ливневому лотку.

Как и Пряничные, Квасные ряды имели галереи с аркадами вдоль фасадов. Со стороны Красных рядов аркада галереи занимает весь фасад, со стороны Волги и Молочной горы – галерея идет понизу и над нею располагается ещё этаж. Верхняя аркада хорошо сохранилась и лишь застеклена; она должна быть открыта. Нижняя галерея повсеместно заложе на кирпичом с оконными и дверными проёмами; со стороны Молочной горы арки галереи уничтожены вовсе, лишь в двух местах сохранились пяты арок. Арки восстанавливаются по проекту. Подобно верхней, нижняя галерея должна быть открыта. Фасадная часть второго этажа со стороны Волги сохра

Пояснительная записка. Текст датирован 1972 г. // Архив ОАО «Костромареставрация». Публикуется впервые. (Прим. ред.)

нилась удовлетворительно, но в закруглённой его части прямоугольные прежде окна растёсаны до размера больших арок. Сильно пострадал промежуточный карниз. Всё это подлежит восстановлению.

Первый этаж Квасных рядов отводится под пивной бар, вестибюль с гардеробом и санузлами и склад пива. Подсобные помещения при баре вынесены в подземный пристрой вдоль линии, идущей вдоль Молочной горы. Подземный пристрой в виде коридора и двух помещений (электрощитовая и теп ловой узел) устраивается вдоль линии, идущей па раллельно Волге. В первом же этаже размещаются складские и конторские помещения, с гардеробом персонала, санузлами и душевой камерой при нём. Связь со вторым этажом осуществляется посредством внутренней лестницы с железобетонными сту пенями по стальным косоурам, заключённой в лестничную клетку.

Во втором этаже размещается кафе-пельменная с вестибюлем, с хлеборезкой, сервизной, моечной, кладовой и цехами приготовления пищи. Помещения для посетителей состоят из вестибюля с гардеробом и санузлами и двух залов, один из которых, прямо угольный в плане, будет иметь барную стойку, а вто рой, в виде четвертного сектора круга, будет собственно обеденным залом. Его плоское перекрытие поддерживается четырьмя тосканскими колоннами (две из которых декоративные) по криволинейной балке антаблемента. Перекрытие над «баром» деревянное по профилированным деревянным балкам, опирающимся на оштукатуренные железобетонные прогоны. В интерьере «бара» применены кованые железные двери и светильники в виде фонарей и бра молочного стекла. Подобные фонари использо ваны для освещения второго зала и вестибюля. Одна из стен углового зала отделывается наборным и зеркалами. Все помещения 2-го этажа оштукатури ваются, под потолками вытягиваются карнизы. Потолки белятся, стены окрашиваются масляной краской по образцам, которые будут выданы особо. Металлические решётки интерьера окрашиваются чёрным лаком с частичным применением бронзовой краски (по особому указанию). Металлические части

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края

Проект реконструкции здания Квасных рядов в г. Костроме

фонарей покрываются чёрным лаком. Полы в упомянутых трёх помещениях из паркета, в санузле

– метлахские; метлахские полы в помещениях приготовления пищи, мойке, сервизной. В помещениях 1-го этажа стены оштукатурива ются, но без карнизов, и окрашиваются масляной краской; потолки повсюду белёные. Полы в пивном баре терразитовые, такие же в вестибюльной части бара; в складе пива, подземных помещениях и продуктовых складах – из асфальтной плитки. В кон торских помещениях (бухгалтерия, комната директо ра) полы линолеумные, в вестибюле административ

ной части терразитовые, в санузлах и душевой – метлахские. Полы обеих галерей из бетонных или лещадных плит 60 х 60 см.

Фасады здания белятся известковым молоком в два приёма. Столярка верхнего этажа со стороны Волги и Молочной горы окрашивается белилами, столярка, выходящая в галереи – коричневым лаком.

Галереи освещаются светильниками по одному в каждой секции. Помимо этого, на углах здания устанавливается два фонаря молочного стекла на кованых кронштейнах.

-

Квасные ряды после реконструкции 1970-х гг.

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края

МАГАЗИН «ЦВЕТЫ» в г. КОСТРОМЕ

Предлагаемый вариант проектного решения определяется уже заложенным фундаментом, вы полненным по варианту архитектора А. В. Метелёва, и посему носит неизбежно компромиссный характер. Помимо изменений фасадов и интерьеров, в новом проекте предусмотрено возведение ограды по крас ной линии с двумя воротами, фланкируемыми калит ками. Ограда выполнена в виде кирпичных оштукатуренных столбов на цоколе с заполнениями из кованых металлических решёток. Помимо чисто защитных функций (ограждение участка), она играет известную композиционно-градостроительную роль, ибо частично выходит на городскую площадь. В ка кой- то мере она имитирует ограду стоявшей здесь церкви Иоанна Предтечи, разрушенной в 30-е годы нашего века.

Магазин «Цветы» занимает место бывшей церкви*, между двумя сохранившимся церковными флигелями. Попутно с постройкой магазина предла гается устройство небольшого сквера между правым флигелем (современный магазин «Цветы») и здани ем кукольного театра. Со стороны улицы он ограни чивается каменным с коваными звеньями забором, аналогичным ограде проектируемого магазина. Вход в сквер оформляется в виде каменных ворот с калитками.

Пояснительная записка к проекту. Текст датирован июнем 1989 г. // Архив автора. Публикуется впервые. (Прим. ред.)

* В начале 1972 г. Л. С. Васильев разработал проект этого магазина, оставшийся неосуществлён ным, как и проект, к которому относится публикуемая пояснительная записка. Генплан в проекте 1972 года, хранящемся в архиве ГП «Костромареставрация», на столько повторяет расположение и очертания церкви Иоанна Предтечи, что наводит на мысль о замысле архитектора (возможно, по условиям тогдашней жиз ни, скрытом) создать условия для будущей реставрации храма. Это предположение подтвердила жена Л. С. Васильева в те годы, А. П. Мелешенкова. Надежду на такую реставрацию могло питать успешное воссоздание им в 1968 г. колокольни церкви Спаса в рядах, практически напротив остатков Предтеченской церкви. Через 11 лет, в Ярославле, схожим образом Л. С. Васильев, выполняя задание руководства о переделке церкви Козьмы и Дамиана в магазин, поФасады магазина, в соответствии с характером окружающих зданий, решены в формах русского классицизма. Стены центрального объёма, занимае мого торговым залом, прорезаны арочными окнами, с дверью со стороны улицы. Аналогичные окна в по луротонде зимнего сада. Средний объём завершается трёхчастным антаблементом и парапетом в виде каменных тумб с коваными решётками меж ними. В линии парапета над главным входом размещено слуховое окно – люкарна. Кровля среднего объёма – двускатная, ограниченная с боков трёхугольными брандмауэрами.

Пониженные боковые крылья здания, отступающие вглубь участка, решены значительно скромнее. Оконные прямоугольные проёмы имеют несложные наличники, стены завершаются тянутым тонким карнизом. Кровли над крыльями здания трёхскатные, вальмовые, со слуховыми окнами в торцах.

Фасады здания оштукатуриваются и окрашиваются известью. Столярка окон покрывается масляными белилами, дубовые наружные двери – масляным лаком, металлические части парапета – чёрным лаком. Ступени и площадки лестниц – из базальта.

Материал внутренней отделки соответствует первоначальному проекту: стены покрываются шту катуркой, вытягиваются штукатурные карнизы; из брекчии делается пол в торговом зале и зимнем саду; в санузле, тамбурах и электрощитовой насти лаются метлахские полы; полы в служебных поме щениях линолеумные по деревянной основе.

Стены торгового зала и зимнего сада окрашиваются клеевой краской светло-фисташкового цвета. Плафоны, откосы проёмов и точёный балясник в проёмах торгового зала окрашиваются в белый цвет.

старался максимально сохранить черты храмовой архитектуры в новом облике здания. (Прим. ред.)

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края

МЕМОРИАЛ В. В. РОЗАНОВА в г. КОСТРОМЕ

Предлагаемый проект преследует цель – сохра нить от забвения место, где жил и провёл годы дет ства известный деятель русской культуры рубежа XIX–XX вв., философ и писатель – Василий Васи льевич Розанов.

Небольшой деревянный дом Розанова, снесён ный сравнительно недавно (в 1978 г.), стоял в пере улке у восточного угла Сенной площади (площадь Мира), на берегу Боровкова пруда. Засыпанный в начале XX в. пруд, точнее его территория, застроен жилыми домами. С восточной стороны его берёт начало Рождественская улица (нынешняя Галичская).

В 80-е годы XX в. к западу от участка дома Ро зановых было построено монументальное здание цирка, и силуэтом и массой определившее застройку северо-восточной стороны пл. Мира.

Застройка эта не завершена и требует доработки, ибо не закреплены зданиями углы по сторонам цирка. В столь же неудовлетворительном состоянии застройка квартала между зданием цирка и улицей Галичской.

Предлагается: для увековечения памяти В. В. Розанова на территории дома и огорода Розановых создать обнесённый оградой небольшой сквер с мемориальной стелой. Оси стелы и сквера должны совпадать с осью переулка, идущего от Галичской улицы в направлении цирка. Формы и высота стелы должны быть выразительными и достаточно весомыми при сопоставлении со зданием цирка, стоящего рядом.

Потребность в общественном благоустроенном сквере в этой части города очевидна. И желательно отдать его детям.

О стеле. Она должна представлять собою своего рода монумент с облицованным полированным гранитом пьедесталом и посвятительной доской под сенью четырёхколонного тосканского портика, вы полненного из тёсаного белого камня. На посвяти тельной доске предположен овальный барельеф (возможно в бронзе) с сопутствующей надписью.

Пояснительная записка к эскизному проекту ме мориала В. В. Розанова в г. Костроме. Текст датирован 22 ноября 2002 г. // Архив А. В. Соловьёвой. Пуб ликуется впервые. Проект не был реализован. (Прим. ред.)

Надпись, поясняющая смысл памятника, значимость В. В. Розанова для русской культуры, должна разме щаться на гранитном цоколе (буквы врезные).

Создание мемориала должно быть увязано с застройкой прилегающих улиц и оформлением фронта площади Мира со стороны цирка. Контакт с проектировщиками, занимающимися реконструкцией площади Мира, необходим и неизбежен.*

Проект мемориала В. В. Розанова в Костроме. Эскиз Л. С. Васильева. 2002 г.

* Авторскую акварельную иллюстрацию см. на цветной вкладке, стр. VI. (Прим. ред.)

< ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА (ИЛЬИНСКАЯ) НА ГОРОДИЩЕ ... ... Архитектура Костромской области >