3 10

Церковь Воскресения на Дебре

При въезде в древний русский город Кострому, под горой на берегу Волги в окружении старинных лип, словно вырастая из земли, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения на Дебре — великая православная святыня Костромского края, выдающийся памятник русской художественной культуры XVII в.

Три с половиной столетия тому назад построен этот храм. Талантливые зодчие, замечательные иконописцы, мастера стенного письма создали удивительной, редкой красоты церковь в честь величайшего праздника Православия, «торжества из торжеств» —Воскресения, Пасхи Христовой.

Название церкви — «на Дебре» — указывает на то, что в древности здесь рос глухой дремучий лес. В Костроме существовало две Дебри — Верхняя и Нижняя. Воскресенская церковь была сооружена под горой на Нижней.

Первый деревянный храм, по преданию, здесь был построен еще в XIII в. костромским князем Василием Ярославичем Квашней (1248—1276), «мизинным» (младшим) сыном великого князя Ярослава Всеволодовича. С XV в. на Нижней Дебре начал формироваться посад, известный в XVII столетии своими кожевниками. В писцовой книге г.Костромы за 1628 г. отмечены стоявшие на месте нынешнего храма посадские «...церковь древяна, верх шатровой, Воскресения Христово, да вверху предел Христовы мученицы Екатерины. Да церковь другая с трапезою, деревяна клецки, Козмы и Демьяна, да предел Христова мученика Георгия страстотерпца».Таким образом, Воскресенский шатровый храм был холодным, а в зимнее время богослужения совершались в стоявшей рядом клетской церкви Космы и Дамиана, святых покровителей ремесленников. Заказчиком каменного храма был купец «бобыл лутчей человек Кирилко Григорьев сын Исаков» с прихожанами, жившими на Нижней Дебре. Он вел обширную торговлю кожами и входил в состав московской Гостинной сотни. Согласно преданию, деньги на построение церкви были получены нежданным образом, когда вместо выписанных Кириллом Исаковым из Англии красок в одном из бочонков оказалось золото, которое и было пожертвовано на возведение храма. Как и в деревянной церкви, главный престол был посвящен Воскресению Христову, а приделы освящены в честь великомученицы Екатерины (южный в дьяконнике) и трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Екатерининский придел, как видно из описи 1628 г., существовал еще в предыдущем, деревянном, храме. Однако сохранение его в новой постройке, а также освящение здесь прежде не существовавшегоТрехсвятительского придела связано, очевидно, с волей заказчика, поскольку его мать звали Екатериной, в честь святой великомученицы, а отец — Григорий имел своим небесным покровителем святого Григория Богослова, одного из трех великих святителей и учителей Церкви.

Постройка церкви была завершена к 1645 г., а семью годами позже храм был расписан, по мнению современных исследователей, дружиной костромских живописцев во главе с талантливыми костромскими художниками Василием Ильиным Запокровским (роспись галерей) и Гурием Никитиным (роспись Трехсвятительского придела). Но увидеть церковь во всей красоте Кириллу Исакову было не суждено. Незадолго до освящения он умер и был погребен в подклете, а на помин его души «...в дом боголепного Воскресения Христова» братом заказчика был пожертвован в 1645 г. серебряный напрестольный крест.


Реконструкция западного фасада и плана церкви с открытыми арками галереи в конце XIX в.

Пятиглавый кубический объем храма на подклете первоначально имел позакомарное покрытие. Пирамида мелких кокошников венчала Трехсвятительский придел, а окружающая храм с трех сторон галерея была с открытыми арками. Очевидно, в конце XVII в. фасады церкви были расписаны «бриллиантовым рустом» (бриллиантовый руст — покраска стен прямоугольными — либо квадратными —шашками, разделенными внутри по диагонали на четыре треугольника, раскрашенных в разные цвета, что создает впечатление объемности) и «травами», что сделало ее еще более живописной. Одновременно с храмом были сооружены миниатюрные трехшатровые Святые ворота с арочными проходами. Первоначально это было самостоятельное здание, позже соединенное с галереей храма и его западным крыльцом. Ворота украшены белокаменными вставками с изображением льва, единорога, сирены, неясыти пустынной, двуглавого орла, имеющими символическое значение и связанными с праздником Воскресения. Так, лев олицетворяет грядущее Воскресение, является бдительным стражем святыни, а единорог символизирует чистоту и девственность.


Реконструкция (1912г.) первоначальной раскраски Святых врат

Спустя столетие после сооружения храма начались его переделки. В сороковые годы XVIII в. были растесаны оконные проемы четверика, позакомар-ное покрытие заменено четырехскатным, заложены арки галереи, чтобы сохранить внутренние помещения от внешних наносов снега в зимнее время и от большой сырости осенью, скрыты скатной кровлей кокошники на Трехсвятительском приделе. В 1871—1872 гг. к юго-восточному углу храма было пристроено помещение ризницы с полукруглым, как у алтаря, выступом. В это же время маслом была переписана и древняя роспись.

Стоящая с юга Знаменская церковь составляет с Воскресенской единый архитектурный ансамбль. Некогда оба храма окружала общая кованая ограда с фигурными столбами, сооруженная в 1878 г. Точная дата постройки Знаменской церкви неизвестна. Вероятно, возведена она была если не одновременно, то вскоре после Воскресенской в качестве зимнего храма, что во многом способствовало сохранению в первоначальном виде монументальных росписей, икон и памятников декоративно-прикладного искусства в интерьере летнего храма. С запада к Знаменской церкви примыкала многоярусная колокольня. Именовалась в то время церковь Георгиевской и имела два придела: в честь Космы и Дамиана в трапезной и Прокопия Устюжского под колокольней. Возникновение последнего придела связано, видимо, с профессиональной деятельностью заказчика — торговлей по Северному речному пути, в том числе и с Устюгом Великим, где и подвизался Христа ради юродивый Прокопий, бывший некогда, как и Кирилл Исаков, богатым купцом. С 1799 по 1802 гг. Георгиевская церковь капитально перестраивалась, после чего и была переосвящена в честь иконы Бо-жией Матери Знамение. Приделы при этом были объединены и разместились в сооруженном вновь восьмерике храма, попасть в который можно было по открытому переходу над кровлей трапезной. Прообразом для подобного размещения придела послужил, видимо, Богоявленский собор в Костромском кремле.

С. Демидов

фото С.М.Прокудина-Горского 1910г.
продолжение
 
3 10