1 2 6 21 27 41 43 44 47 50 53 55 57 88 109
ГЛАВА ТРЕТЬЯ.

Ризница Ипатьевского монастыря.


Воздухи. Дар Царя Бориса Годунова. Фото С. М. Прокудин-Горский
Общее значение церковно-исторических древностей в ризнице Ипатьевского монастыря. Кресты напрестольные и ненапрестольные. Богослужебные сосуды и другие церковные предметы и принадлежности. Святые иконы и складни. Памятники древне-русского шитья — воздухи, пелены, плащаницы, священные одежды. Рукописные богослужебные книги.

РИЗНИЦА монастыря с давних времен устроена в южной стороне Троицкого соборного храма против небольшого придела во имя преп. Михаила Малеина и представляет собой как бы продолжение его к западу — в виде особой комнатки, отделенной от придела каменной стеною с дверью по средине. Ризница малопоместительная, в длину около 4 сажен, а в ширину 21/2 сажени, при вышине в 3 сажени; обычный вход в это помещение — чрез паперть западной галлереи соборного храма; сверх этого, существует особый проход сюда из алтаря Рождество-Богородицкой церкви, прилегающей к этому храму. Ныне ризница монастыря назначена для склада и хранения употребляемых при богослужении принадлежностей, — все же ранее расположенное в ней помещается с 1913 года в приспособленных для того Палатах царя Михаила Феодоровича, поступивших в ведение монастырского Начальства.

В ризнице Ипатьевского монастыря заключается такое богатое собрание разнообразных древностей церковных, какое можно встретить лишь в очень немногих старинных монастырях России. Из предметов церковной старины здесь одни замечательны по художественным достоинствам древнерусской техники и вместе по высокой ценности и качеству самых материалов (золота, серебра, жемчуга, бархата, парчи и пр.), другие же достопримечательны по соединенным с [c. 58:] ними историческим воспоминаниям. Следует при этом иметь в виду то, что вещественные памятники из хранящихся в этой ризнице, имеют интерес не исключительно местный: весьма многие из них, составляя собою вклады именитых лиц вообще, вышли непосредственно из г. Москвы, как центра просвещения и искусства, и потому они собою дополняют количество тех наличных данных, на которых созидается общая история древне-русского искусства. В состав ризницы монастыря входят следующие предметы: 1) кресты напрестольные; 2) богослужебные сосуды и другие церковные предметы и принадлежности; 3) св. иконы-складни и вообще образа; 4) памятники древне-русского шитья, как-то: воздухи, пелены, плащаницы, священ. одежды и 5) рукописные богослужебные книги, как то: Евангелия, Псалтири и др.

1. Из множества крестов в ризнице обращают на себя внимание напрестольные кресты серебряные XVI—XVII веков. Крест в 81/2 вершков высоты, 31/2 вершка в поперечнике, сребропозолоченный, украшен филигранью и жемчугом, имеет в себе частицы мощей разных святых. На обратной стороне креста сделана следующая резная летопись: „длан сей святый и животворящiй крестъ вдомъ святые и живоначальные Троицы вЫпатiевъ монастырь при держав благоврнаго и христолюбиваго царя и государя великаго князя Ивана Василiевича всея Рюсiи самодеръжца и при его благородныхъ чадхъ при царевиче Иване и едоре и при Макарiе митрополiте всея Рюсии лта седмь тысящъ семьдесятъ перваго (1563 г.) сентября положилъ сей крестъ живоначальные Троицы вЫпатиевъ монастырь гршный iгюменъ Васiанъ”. — Крест — в 71/2 верш, высоты и 31/2 верш. в поперечнике, серебряный вызолоченный; на верхней доске чеканной — Распятие Спасителя с предстоящими, в возглавии два ангела; внутри креста вложен серебряный же золоченый крест с мощами святых, при чем в числе их обозначены резными надписями „пена Чермного моря”, „неопалимая купина” (часть несгораемого куста, явленного Моисею), часть [c. 59:] чудодейственного жезла Моисеева и др. На нижней доске креста резная надпись: „лта 7102 (1594) при государе и великомъ князе едоре Iвановиче всеа Русiи i прi его царице i великой княгине Ирине i при ихъ дщери царевне едосьи далъ сiй крестъ съ мощми вдомъ святыя и живоначальныя Троицы вЫпатьцкой монастырь бояринъ Дмитрей Ивановичь Годуновъ(Дмитрий Иванович Годунов) по своей душе и по своихъ родителехъ въ вчный поминокъ”. — Два креста серебряных вызолоченных, с частицами мощей, с резной надписью: „195 (1687) году сиi честныи и животворящiи крест построенъ костромского узда въ Колесниковскую пустынь въ воспоминанiе вчныхъ благъ”; из крестов один в 10 в. высоты и 51/2 в. в поперечнике, другой в 81/2 верш. высоты и 4 верш. в поперечнике. — Серебряный крест с обычным лицевым изображением, в подножии же Спасителя образ свм. Ипатия, украшен драгоценными камнями и жемчугом, по времени происхождения относится к XVII веку (без означения года); имеет в себе части мощей святых, в том числе часть неопалимой купины и чудного жезла Моисея, часть мантии и посоха св. Александра Свирского, часть гроба и одежды св. вм. Пафнутия Боровского, „перьсь свв. Прокопiя Устюжскаго” и Ивана юродивого и „песочикъ ерданскiй”. — Крест серебряный золоченый, с изображением Распятого, с предстоящими и двумя святыми по сторонам, и свм. Ипатия в подножии Распятого, 5 верш. высоты и 4 верш. в поперечнике; позади креста вырезано: „7136 (1628) мсяца декабря при архимандрит Пафнути”. — Крест ветхий, в 61/2 в. высоты и 3 в. в поперечнике, в сребро-позолоченном басемном окладе. — Крест в 7 верш. высоты и 4 верш. в поперечнике, с двумя литыми святыми, предстоящими пред Распятым, с двумя херувимами вверху и с Адамовой главою внизу. — Крест в 7 верш. высоты и 4 верш. в поперечнике, с изображением Распятия Иисуса Христа красками по дереву, в серебряном позолоченном окладе верхнем, с чеканным венцом на главе Спасителя, и в медном окладе боковых сторон и нижней доски. — [c. 60:] Крест перламутровый резной, в 6 верш. высоты и 3 верш. в поперечнике. Сверх того, обращают на себя внимание не-напрестольные два креста: один из них — резной на черной кости, в 3 в. высоты и 11/2 в. в поперечнике, с праздниками и многими святыми, в серебряном золоченом окладе в скань; другой же крест деревянный, резной с обеих сторон, в 3 в. высоты и 11/2 в. в поперечнике, с двунадесятыми праздниками и разными святыми.


Потир ажурной работы. Фото С. М. Прокудин-Горский.

2. Из хранящихся в ризнице богослужебных сосудов и вообще церковных принадлежностей привлекают к себе особенное внимание по древности и собственной ценности те, которые пожертвованы в Ипатиев монастырь боярами Годуновыми. Наиболее драгоценны золотые сосуды, — из них массивный потир, 5 верш. высоты, 10 верш. в верхней окружности, украшен чеканными изображениями четырех евангелистов, деисиса с изображением Пресветой Богородицы и И. Предтечи, а позади — креста, с жемчугом и ценными камнями; травы по всему потиру наложены с чернетью; вверху потира надпись: „пiйте отъ нея вси: сiя есть кровь Моя”, на поддоне резная летопись без чернети: „лта 7107 (1599) при царе и великомъ князе Борисе едоровиче всея Руси далъ сей потырь вдомъ пречистые и живоначальные Троицы выпатцкой монастырь золотые сосуды потырь звезду три блюдца лжицу копiецо далъ конюшей и бояринъ Дмитрей Ивановичь и сынъ его Владимеръ по своей душе и по своихъ родителей и ввечны(хъ) благъ”; дискос украшен изображением Божественного Агнца-Младенца, с стоящими подле Него ангелами с рипидами ромбоидальными; весу во всех золотых сосудах (вместе с поддоном у дискоса серебряным, поздней приделки) — 9 фунтов 24 золотн. Серебряные вызолоченные сосуды, из коих потир — 51/2 в. высоты и 11 в. в верхней окружности, украшен витым орнаментом и чеканным изображением деисиса, по другую сторону крест и резная надпись: „лта 7111 (1603) си сосуды здланы въ пречесную и великую обитель на Кострому святые Троицы Ипацкого [c. 61:] монастыря при великомъ государе царе и великомъ князе Борисе еодоровиче всея Руси самодержце и при его царском величестве при сыне его царевиче князе еодоре Борисовиче всея Руси въ пятое лто государства ихъ повелнiемъ околничего Ивана Ивановича Годунова”; весу в потире с звездицею и лжицею — 5 ф. 37 зол. Другой серебряный потир 51/2 верш. высоты и 7 в. в верхней окружности, с дискосом и звездицей превосходной ажурной работы, в стиле второй половины XVII века; весу в этих сосудах 1 ф. 57 зол. Еще сохраняются в ризнице оловянные два потира, дискос, звездица и лжица, составляющие, по преданию, дар царя Михаила Феодоровича.

К категории церковных предметов и принадлежностей относятся находящиеся в ризнице сосуды для св. мира. Ковчег серебряный четвероконечный, двух-ярусный, с двумя выдвижными ящичками, 10 в. высоты с ножками и 51/2 в. ширины в подножии, с девятью сребропозолоченными главками с крестами; на среднем кресте литое Распятие Спасителя, по сторонам в осьми местах вызолоченные изображения резьбою Тайной вечери, Страстей и Воскресения Христова; на верху под главками спереди и сзади резное изображение Господа Саваофа с двумя золочеными херувимами по сторонам; на поддонном отливе спереди вырезана надпись: „построена сiя дароносица въ 1736 году тщанiемъ архимандрита Пимена изъ монастырскаго иждивенiя”; весу в ковчеге 8 ф. 10 зол. Еще сосуд для содержания св. мира серебряный осьмигранный, 91/2 в. вышины, 91/2 в. ширины, внутри весь вызолоченный, на четырех медных ножках; снаружи по сторонам в четырех больших гранях чеканные изображения: освящение храмов, таинство миропомазания, шествие жен мироносиц ко гробу Спасителя с миром и возлияние его на ноги Христовы, с стихотворными резными надписями; на ковчеге крышка серебряная осьмигранная же, с вызолоченным крестом; около крышки — четыре херувима; на поддоне вокруг сосуда на самом нижнем отливе резная надпись: „построенъ сей алавастръ на содержанiе освященнаго [c. 62:] мра трудолюбiем тщанiем преосвященнаго епископа Сильвестра костромскаго и галичскаго въ каедру епархiи его изъ казеннаго серебра; всом 6 ф. 1747 года декабря 23 дня”.

Три серебряные водосвятные чаши, из коих одна весом 2 ф. 84 зол., 7 в. в диаметре, имеет на поддоне с чеканным венцом, около ее, в кружках в четырех местах и между кругами резную надпись „Божiею милостию царь и великiи князь Иванъ Васильевичь государь всея Русии. Далъ въ домъ живоначальные Троицы выпатьцкой монастырь сiю чару по себ и по своихъ родителехъ Яковъ Офонасьевичь Годуновъ во иноцехъ Иосиъ”. Другая чаша — гладкая, без поддона, 6 в. в диаметре, весом 1 ф. 90 зол., имеет резную надпись: „Божiею милостию царь и великiй князь Иванъ Васильевичь государь всея Русiи. Далъ выпацкой монастырь бояринъ Димитрей Ивановичъ Годуновъ сiю чару по себ и по своей жен и по своихъ родителехъ въ вчный поминокъ”. Третья чаша — 9 в. в диаметре, весом 11 ф. 6 зол., имеет на поддоне около чаши золоченую чеканную надпись: „лта 7102 (1594) при государ цар и великомъ князе едоре Ивановиче всея Русiи и при его благоврной царице и великой княгине Ирин далъ сiю чару на святую воду въ домъ живоначальныя Троицы выпацкой монастырь бояринъ Дмитрей Ивановичь Годуновъ по отце своемъ и по матери и по себ и по своихъ женахъ и по детехъ по всхъ родителей своихъ ввчный поминокъ”.

Блюдо серебряное, без пробы, 61/2 в. в диаметре, весом 1 ф. 18 зол., сверху по краям в четырех местах резная надпись: „сiе блюдо далъ Iванъ Iвановичъ Годуновъ въ Ипатской монастырь ко святей Троице подъ панагю и крестъ”. Другое блюдо серебряное, без пробы, 151/2 в. в диаметре, весом 95 зол.; сверху по краям имеется сплошная резная надпись: „лта 7097 (1589) блюдо боярина Дмитрея Ивановичя Годунова далъ вдомъ живоначальной Троиц выпацкой монастырь съ панагиею серебряною”. Блюдо серебряное продолговатое для омовения, с вензелем П. Е. К. и резьбою на [c. 63:] краях, при чем вычеканен год 1786; весу в блюде 5 ф. 8 зол.

Из нецерковных сосудов имеются в ризнице два большие серебряные, снаружи и внутри позолоченные, ковша с двуглавым орлом внутри. Из них один — весом 1 ф. 27 зол. и имеет в клеймах на полях резную надпись: „Божiею милостiю государь царь и великiй князь Михаилъ еодоровичъ и всея Русiи самодержецъ”; этот ковш прислан на хранение в Ипатиев монастырь из Московской Оружейной Палаты по повелению императора Николая I от 11 декабря 1834 года; тогда же прислан черный посох из простого дерева, принадлежавший царю Михаилу Феодоровичу. Другой ковш — весом 1 ф. 39 зол., имеет резную надпись: „Божiею милостiю мы, Екатерина II императрица самодержица всероссiйская пожаловала симъ ковшомъ войска яицкого Зимовой станицы есаула Мартемьяна Бородина за ево верные службы въ Санъ петербурх февраля 9 дня 1765 года”.


Кадило. Дар И.И.Годунова. Фото С. М. Прокудин-Горский.

Кадило серебряное большое, весом 2 ф. 60 зол., дар Ивана И. Годунова; чашка и крышка у кадила резные травчатые, местами золочены. Ладаница также серебряная с 13 бюстовыми изображениями светского характера в стиле Возрождения; быть может, имела первоначально назначение солонки или ларца. Медное паникадило — дар конюшего Бориса Ф. Годунова в 1592 году. Дикирии и трикирии, — две пары, — серебряные вызолоченные с чеканными поддонами с камнями, из них в одной паре 7 ф. 60 зол., а в другой 3 ф. 13 зол. Два кропила, из коих одно с серебряным вызолоченным отливным с личинами череном западной работы, пожертвовано Иваном Андреевичем Голицыным, а другое кропило с серебряным вызолоченным чеканным череном имеет замысловато сделанную чернетью надпись: „лта 7166 (1658) августа въ 6 день построено сiе кропило въ домъ живоначальныя Троицы въ Ипацкiй монастырь при архиморит Тихон збратiею изъ ризницы”. Две поставных свечи оригинальной формы, из них одна в 171/2 в. высоты и 111/2 в. в окружности,[c. 64:] шестигранная, сделана из досок, украшенных по нескольким поясам священными изображениями, а другая в 121/2 в. высоты и 10 в. в окружности внизу (в яблоке) изготовлена из воска росписанного.

Из множества панагий в ризнице обращают на себя внимание по относительной древности и художественности или оригинальности следующие: серебряная, вызолоченная с сиянием и различными фигурами, с изображением Пресв. Троицы на лицевой стороне и с резным изображением на другой св. ап. Филиппа и свм. Ипатия; панагия серебряная вызолоченная, на лицевой стороне коей изображены в темном фоне распятие Спасителя, в подножии Мария Магдалина, на обратной же стороне св. Сильвестр папа римский (панагия тезоименитого костромского епископа Сильвестра, 1746—1750 г.г.); панагия серебряная вызолоченная сканная с финифтью, с изображением на верхней финифтевой части Коронования Божией Матери (очевидно, из подражания католическому образу, собственность костромского епископа из западно-русских урожденцев); панагия серебряная с изображением Рождества Христова, с украшениями из хрусталя; панагия серебряная с сиянием и голубыми стразами, с изображением Спасителя, держащего овцу на раме; панагия серебряная с изображением на финифти Нерукотворенного образа Христа Спасителя в лазоревом свете; панагия звездовидная, серебряная вызолоченная, с изображением Божией Матери; панагия золотая, с украшениями, с изображением на перламутре св. Семейства; панагия серебряная со стразами, в середине изображение Господа Вседержителя, с короною из финифти, и другие ценные панагии от второй половины XIX века. Сверх этих панагий в ризнице заслуживают внимания и панагийные кресты серебряные: крест с изображением распятия Господня и в подножии — Марии Магдалины; крест серебряный, украшенный алмазами, с Нерукотворенным образом Спасителя; крест прорезной, украшенный камнями, с тем же образом; крест с изображением Господа Вседержителя, украшенный [c. 65:] камнями и хрусталем; крест из аметистов в серебряной оправе, с изображением распятого Спасителя, с короной из страз; крест серебряный позолоченный, чеканный, с изображениями распятого Спасителя с предстоящими и вверху Господа Саваофа, и др.


Икона Тихвинской Божьей Матери.

3. В ризнице монастыря находится много древних икон, представляющих разнообразие как в отношении техники, так и содержания их. Отметим из них прежде всего складни, резные из кости, камня, металла, дерева, около 2-х вершков высоты. К числу редкостных по необычайной форме и комбинации иконографических групп относится складень двойной, резной из черной кости с серебряными полями, украшенными золотою сканью. На одной половине складня — изображение Знамения Пресвятой Богородицы, обрамленное кругом, положенным на осьмиугольный нимб, в углах которого помещены символы четырех евангелистов, Св. Дух в вид голубя, еще рука, ковчег и лампада, под какими знаками символически представляется Божия Матерь в церковных песнопениях; между углами звезды изображены херувимы. На другой половинке складня представлены в верхней части образ Богоматери с предстоящим пророком со свитком в левой руке, в мантии и головной повязке; слева над палатами изображение Спасителя, благословляющего пророка; ниже престол с восседающим Спасителем со свитком; подле — женщина в мантии и народ. По объяснению Н. В. Покровского, „верхняя часть выражает идею ветхозаветного пророчества о рождении Спасителя, — Премудрости, Слова Божия, и если допустить, по аналогии с подобными же изображениями, что образы Богоматери и пророка означают купину Моисееву, то нужно будет признать, что здесь выражена также и мысль о приснодевстве Богоматери. В средине эта предсказанная в ветхом завете Премудрость является в виде двенадцатилетнего Иисуса Христа, поучающего народ в храме иерусалимском; для яснейшего выражения идеи о Софии Премудрости художник поместил рядом со Спасителем женщину, как [c. 66:] олицетворение Софии в античном образе, принятое в христианской иконографии. Внизу изображены плоды Премудрости, „закалающей жертвенных животных и уготовляющей трапезу для ищущих премудрости” (Притч. IX, 1—5). И так, целое представляет Премудрость Божию в трех различных моментах”. — Складень также двойной, резной, из аспидного камня, обложен вызолоченным серебром, басемным. На одной половине складня — изображение ветхозаветной Св. Троицы, Авраама и Сарры под дубом мамврийским; по серебряным полям этого изображения чеканная надпись: „О Теб радуется обрадованная вся тварь, архангельскiй соборъ и человческiй” (род). Другая половина складня изображает Собор Пресвятой Богородицы, соответственно содержанию упомянутой церковной песни и имеет кругом надпись: „днесь спасенiю Нашему начатокъ вчной тайны явленiе Сынъ Божiй” и пр. На обратной стороне складня — позади Троичного образа вырезаны на том же камне изображения разных святых, позади же Богородичного образа изображен по серебру резьбою св. Николай Чудотворец. Нельзя не заметить здесь, что упомянутая надпись на первой половинке складня, очевидно, относится к сюжету, помещенному на второй половине, между тем надпись на последней имеет более близкое отношение к содержанию изображения на первой половине складня, и в данном случае нужно признать перестановку надписей, неудачно произведенную реставратором этого складня. — Складень двойной круглый, из черной кости, в 1 вершок, обложен сканным серебром, с резными изображениями Знамения Пресвятой Богородицы на одной половинке и Распятия Спасителя на другой. — Складень двойной деревянный, около 2 вершков каждый, с изображениями Знамения Пресвятой Богородицы на одной половинке и св. Николая Чудотворца на другой, украшен по полям серебряною басмою и серебряными с финифтью венчиками; в верхних углах в серебряных четырех ковчежцах заключаются, как видно из надписей: кровь Спасителя, песок гроба Его, мощи св. Константина и [c. 67:] мощи св. Иакова Персскаго. — Складень деревянный двойной, в 1 верш., с изображениями на одной половинке св. Николая Чудотворца, а на другой — Казанской иконы Божией Матери, на полях и в просвете оклад, венцы и цаты серебряные вызолоченные, вокруг венчиков и цат обнизано мелким жемчугом в две нити. — Складень двойной на досках, 3 в. высоты и 21/2 в. ширины, с изображениями на одной половинке Знамения Пресвятой Богородицы с предстоящими святыми, а на другой — разных святых в пяти лицах, в басемном серебряном вызолоченном окладе с венцами сканными. — Складень деревянный двойной, 21/2 в. высоты и 21/2 в. ширины, с изображениями Рождества Христова на одной половинке и Рождества Пресвятой Богородицы на другой, с серебряными сканными венчиками; поля обложены серебром басемным золоченым. — Складень двойной на дощечках, 11/2 в. высоты и 2 в. ширины, с изображениями Пресвятой Богородицы на одной стороне и трех святых на другой, в серебряном басемном окладе с басемными венцами. — Складень двойной серебряный в форме креста, в 3/4 вершка квадратной формы, с св. мощами. — Складень тройной, на кипарисной доске в медной оправе, 21/2 в. ширины и 21/2 в. высоты, с изображениями в средине Спасителя на престоле, с св. Алексием митрополитом и преп. Сергием Радонежским в подножии; по правую сторону складня образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем и в молении пред ним св.вм. Георгий, а по левую изображение Иоанна Предтечи. — Складень створчатый, 31/2 в. высоты, 21/2 в. ширины и 11/2 в. по сторонам, с изображениями в средине Страстной Пресвятой Богородицы в серебряной позолоченной ризе с таким же венцом, вверху — Господа Саваофа, по сторонам же — Благовещения Божией Матери, в средине на сторонах — правой преп. Феодор и Афанасий, а на другой — преп. Никита и Мария Магдалина.

Из отдельных образов в ризнице обращают на себя внимание следующие, малого размера: икона Божией Матери с Предвечным Младенцем, квадратная, в 11/2 в., резная на [c. 68:] аспидном камне, в серебряной оправе; Казанская икона Божией Матери, резная из камня, в 3/4 вершка; тот же образ деревянный, в серебряной чеканной ризе с резьбой, 21/2 в. высоты. Особенно примечательны по иконописи лучших мастеров XVI—XVII веков и чеканной филигранной работе образа среднего размера. Владимирская икона Божией Матери пятилистовая, 6 в. высоты и 5 в. ширины, в серебряном басемном окладе с тремя небольшими серебряными круглыми дробницами, вклад Ивана Ст. Годунова. Корсунский образ Божией Матери, осьмилистовый, 8 в. высоты и 71/2 в. ширины; на образе оклад и венцы серебряные вызолоченные чеканные с разноцветными камнями и жемчугом в убрусе, с изображением на полях — св. ап. Петра и пророчицы Анны, дар, по преданию, царя Алексея Михайловича. Образ Пресв. Троицы шестилистовый, 7 в. высоты и 6 в. ширины, с изображениями на полях св. кн. Всеволода и св. кн. Ольги. Образ Пресв. Богоматери Умиление, в киоте, осьмилистовый, 91/2 в. вышины и 7 в. ширины; убрус низан средним жемчугом с камнями, цата серебряная сканная с финифтью; на киоте и в сени — образ Пресв. Троицы с двумя херувимами; вверху киота на средине образ Знамения Пресвятой Богородицы, резной на кости, в серебряной сканной оправе с финифтью, по сторонам же киота вверху и внизу — изображения осьми святых; венчики резные серебряные. Икона св. Александра Невского, 10 в. высоты и 7 в. ширины, представленного в иноческом одеянии (в иночестве св. Алексий) со свитком, в серебряном басемном окладе. Образ св. м. Агриппины, 31/2 в. высоты и 3 в. ширины; на нем поля и просветы чеканные серебряные позолоченные, по полям же и вокруг обнизано мелким жемчугом, венец и цаты украшены двумя бирюзами, яхонтом и двумя жемчужинами, вклад Годуновых. Панагиар с изображениями на лицевой стороне Распятия с предстоящими, а на другой св. Ипатия и ап. Филиппа, 3 в. высоты и 2 в. ширины, украшен филигранью. Икона „Утоли моя печали”, 2 в. высоты и 2 в. ширины, в серебряной ризе. [c. 69:] Образ св. Иоанна новгородского чудотворца, 4 в. вышины и 3 в. ширины. Образ св. пророка Илии, 161/2 в. высоты и 13 в. ширины, старинного рисунка; образ Воскресения Христова, образ Спасителя, Боголюбская икона Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архистратига Михаила, архангела Гавриила, св. Артемия Веркольского — по 7 в. высоты и 6 в. ширины; икона праведных Макария и Анны — 6 в. высоты и 5 в. ширины. Есть в ризнице и другие старинные иконы; из упомянутых икон большинство пожертвовано боярами Годуновыми, частию царем Алексеем Михайловичем.

В виду трехсотлетнего юбилея царствования Дома Романовых приобретают особенное современное значение выносные иконы: Владимирская икона Божией Матери с 8 святыми в серебряных дробницах, в 2 арш. высоты с рукоятью, и деревянный крест, украшенный басмою, 131/2 в. высоты с рукоятью и 11 в. в поперечнике. Эти две иконы, по преданию, принесены московскими земскими послами и находились в совокупной московской и костромской крестной процессии в Ипатиев монастырь 14 марта 1613 года для предложения царской короны юному Михаилу Феодоровичу. Рядом с этими иконами хранится несенный в той же процессии пред ними большой, в 4 аршина высоты, с деревянной рукоятью (в 2 арш. 2 в.), фонарь с пятью шандалами внутри, сделанный из железа и слюды с медными бордюрами, с шатровым верхом в виде короны с десятью зубцами, завершенными каждый грушеобразною главою; средняя главка в 13 в. высоты и 1 арш. 91/2 в. в окружности, боковые же коронки по 8 в. высоты и 71/2 в. в окружности. Фонарь этот представляет собою один из лучших образцов этого рода, какие только уцелели доселе.

4. В Ипатьевской ризнице довольно многочисленны и разнообразны памятники древне-русского шитья, которые частию по древности, частию по художественности исполнения и иногда по своей драгоценности обращают на себя особенное внимание, таковы: воздухи, пелены, плащаницы, священные одежды, митры.


Воздухи. Дар Царя Бориса Годунова. Фото С. М. Прокудин-Горский.

[c. 70:] Три воздуха, шитые золотом и серебром по червчатой камке и украшенные жемчугом, составляют вклады боярина Димитрия И. Годунова. Один из них 15 в. ширины и 1 арш. 2 в. длины представляет в средине Агнца Божия, закланного за грехи мира; вверху представлен Св. Дух (в виде голубя), от Бога Отца нисходящий (в облаках) на Агнца; около последнего — по два ангела с рипидами в руках, в положении лиц служащих; по углам херувимы и серафимы. Над ангелами и звездицею вышито серебром и жемчугом: „се Агнецъ Божiй, вземляй грхи мiра”; на полях покровца надписано: „даетъ святымъ своимъ ученикамъ и апостоламъ рекъ прiимите и ядите се есть тло Мое еже за вы и ломимое во оставленiе грховъ” и, сверх того, вышита надпись относительно происхождения воздуха: „Божиею милостию при благоврном государе царе и великомъ князе Борисе едоровиче всея ру(сiи) самодержце и при его благоврной царице великой княгине Марье и при ихъ благородныхъ чадехъ при благоврномъ царевиче едоре и при благоврной царевн Ксенье здлал сi(и) сударь конюшей бояринъ Дмитрей Ивановичь Годунов вдомъ живоначальной Троице ипацкого монастыря по своей душ и по своихъ родителехъ ввчныхъ ради благъ лта 7110” (1602). Другой покров — 121/2 в. длины и 121/2 в. ширины, в средине вышито Знамение Пресв. Богородицы с херувимами; вокруг надпись: „пiйте отъ нея вси...”; на фоне вокруг Знамения надпись такая же, какая и на описанном воздухе, лишь с прибавлением относительно назначения: „по своей душе и по своей жен и по своихъ родителехъ ввчныхъ ради благъ лта 7107” (1599). Третий воздух или сударь большой, в 1 арш. 2 в. длины и 15 в. ширины, с изображением Иисуса Христа, лежащего во гробе, а вверху — херувима и двух ангелов, парящих с рипидами в руках; вокруг вышиты серебром слова всего тропаря „Во гробе плотски”; внизу летопись такая же, какая и на первых двух воздухах, с изменением в конце ее лишь времени изготовления сударя: „лта 7100” (1592).

[c. 71:] Замечательны и другие воздухи, напр. три сударя квадратные, по 8 вершков, с изображением Пресв. Троицы, а по углам — херувимов, шитые золотом, серебром и шелками на зеленой камке, на красной штофи и на голубой, с вышитым вокруг тропарем „Благословен еси Христе Боже наш”... и кондаком „Егда снисшед языки слия”... Два покровца шиты золотом и серебром на красной штофи, из них на одном (6 в. высоты и 61/2 в. ширины) представлен Агнец Божий с четырьмя херувимами, на другом (7 в. высоты и 61/2 в. ширины) — образ Спасителя с четырьмя евангелистами. Сударь — 13 в. высоты и 71/2 в. ширины, с вышитым по червчатой камке золотом и серебром и шелками Отечеством, а в подножии вышиты ап. Филипп и свм. Ипатий; около шит тропарь „Во гробе плотски”... Сударь — 10 в. длины и 7 в. ширины, с одинаково шитым изображением ап. Филиппа. Сударь — 13 в. высоты и 13 в. ширины, с шитым по зеленой камке золотом и серебром изображением свм. Ипатия. Сударь — 10 в. высоты и 7 в. ширины, с одинаково шитым изображением св. вм. Димитрия. Сударь — 5 в. высоты и 41/2 в. ширины, с одинаково же шитым изображением преп. Серия Радонежского. Сударь — 5 в. высоты и 31/2 в. ширины, с одинаково вышитым изображением св. Иоанна новгородского чудотворца. Три воздуха бархатные пунцового цвета; из них воздух в 1 арш. ширины и 121/2 в. высоты пожалован императрицей Екатериной II костромскому епископу Симону 19 сентября 1769 года, шит золотом и серебром, с вензелевыми по углам именами, низанными жемчугом; переложен на новый бархат 6 мая 1801 года; другой воздух квадратный в 91/2 в., представляет в средине в жемчужном кресте Спасителя, но углам четырех евангелистов, а между последними вышиты мелким жемчугом вензелевые Высочайшия имена, при чем в одном месте — имя костромского епископа Евгения. На третьем воздухе, 91/2 в. высоты и 91/2 в. ширины, в средине жемчужного креста вышит образ Божией Матери, а по углам — [c. 72:] изображения трех Святителей и св. ап. Иакова брата Господня.

Сверх того, имеются четыре воздуха, присланные от 28 августа 1910 года из Галичского собора. Первый — большой в 1 арш. 2 в. высоты и 1 арш. 51/2 в. ширины, вышито по зеленой штофи золотом и шелками в гладь Распятие Иисуса Христа с предстоящими, вверху Саваоф, по сторонам два ангела, по углам солнце и луна; все лица обнизаны жемчугом, на окладинах по углам символы евангелистов, между ними вышиты золотом и серебром слова: „Спасенiе содлалъ еси посред земли Христе Боже, на крест пречистыя руц Твои распростерлъ еси, собирая вся языки зовущiя: Господи слава Теб”. Другой и третий воздухи — по 11 в. высоты и 11 в. ширины, вышиты на голубой штофи; на одном — Предвечный Младенец в чаше, два ангела с рипидами, вверху два херувима, все это обнизано жемчугом; четыре живописные евангелиста с венцами, обнизанными жемчугом, между ними вышиты слова: „Се Агнецъ Божiй, вземляй грхи мiра”; на другом воздухе — Знамение Божией Матери, окруженное с четырех сторон шестикрылыми серафимами, обнизано жемчугом; между ними вышиты слова „Честнйшую херувимъ”... и пр. Четвертый воздух — в 61/2 в. высоты и 61/2 в. ширины; красного атласа; по средине Распятие с предстоящими, по углам два херувима и два серафима.

Пелена в 1 арш. 13 в. высоты и 1 арш. 10 в. ширины приложена Д. И. Годуновым в 1593 году и употреблялась прежде в Господские праздники в привес у храмового образа Пресв. Троицы. В средине пелены по червчатой камке представлена Троица, а по сторонам по таусинной камке вышито 16 изображений, содержание которых определяется следующими надписями: 1) сотвори десять чинов ангельских; 2) сотвори небо и землю и воду; 3) свержение сатанино с небес; 4) созда Господь Адама от земли и дуну на лице его душу живу; 5) изгнание Адама и Евы из [c. 73:] рая за преступление; 6) Ной собирает животных в ковчег двое двое; 7) явися Св. Троица Аврааму под дубом мамврийским; 8) умовение ног Св. Троицы; 9) уготова Авраам Св. Троице трапезу; 10) искушает Господь Авраама о сыне его; 11) иде Св. Троица к Содому и Гоморру погубити; 12) кланяшеся Авраам Господу вопрошаше о праведницех; 13) изведе Господь из Содома Лота и дщери его; 14) погуби Господь Содом и Гоморр, жена Лотова столп бысть; 15) Иаков виде лествицу и ангели Божии; 16) Моисей виде купину огнем палиму; на всей пелене изображения и соответственные надписи низаны жемчугом по золоту; пелена подложена желтою тафтою, — Плащаница в 2 арш. 12 в. длины при ширине в 1 арш. 14 в., с изображением Положения Иисуса Христа во гроб, в облаках четыре херувима, а по углам четыре евангелиста; плащаница шита золотом, серебром и разными шелками, венцы шиты по червчатой красной камке золотом; около венцов и по ризам в сгибах низано жемчугом. Вокруг этой плащаницы по багровой земле низаны жемчугом церковные песнопения: „Во гробе плотски”... „Аще и во гроб снизшел”... „Яко живоносец”...; с трех сторон вышита серебром летопись: „лта 7112 (1604) при державе государя царя и великаго князя Бориса еодоровича всея Росiи и при его благоврной царице и великой княгине Марье Григорьевне и при ихъ благородныхъ чадехъ при благоврномъ царевиче едоре Борисовиче всея Росiи и при благоврной царевн Ксенье Борисовне далъ си воздухъ конюшей и бояринъ Дмитрей Ивановичь Годуновъ въ домъ живоначальной Троице выпацкой монастырь за свое здравие и за жену свою Матрену, а Богъ по душу сошлетъ ино по своей душе и по своих родителехъ ввчный поминокъ”. Плащаница в 1 арш. 10 в. ширины и 21/2 арш. длины, с вышитыми по голубой земле золотом и серебром и шелками изображениями — в средине Положения Спасителя во гроб, Божией Матери, Иоанна Предтечи, архангела, положена в монастырь боярами Годуновыми [c. 74:] и, можно полагать, тезоименитые им святые изображены в кругах на полях плащаницы, именно: агиос Николай, Иоанн Богослов, ап. Петр, архангел Михаил, ап. Павел, Андрей, митрополит Алексей, Иоанн лествичник, Димитрий великомученик, Василий, Парасковия Пятница, Феодор Тирон, Глеб, Борис, Стефанида, Евфимия, Ксения, Агриппина, Екатерина, Феодор Стратилат, св. Иван, Симеон, Георгий и Сергий. По сторонам приделана кайма с вышитыми надписью „со святыми упокой”... и отрывочными словами, взятыми с какого либо надгробного покрова Годуновых. Сохраняются еще два надгробных покрова, приспособленные для напрестольного облачения; на одном из них вышита золотом надпись, с передней стороны облачения: „лта 7101 (1593) положила государыня царица великая княгиня Ирина *) сей покровъ на отца своего едора Ивановича Годунова”, а на другом покрове надпись, со стороны от горнего места: „лта 7101 положила государыня царица великая княгиня Ирина сей покровъ на брата своего Василья едоровича Годунова”. На тех же покровах, сверх того, имеются следующие надписи, по местам прерываемые вследствие отрезов при приспособлении покровов для напрестольного облачения: „Прiидите послднее цлованiе дадимъ братiе умершему, благодаряще Бога... сей бо изыде отъ братства (своего). Уже къ тому небреги о сует ничтожнй плоти, гд нын сожительствующе и вси се нын разлучаемся. Покой ти раба своего еодора, Господу помолимся. Создавый мя и положи на мн руку Твою, заповдавъ мн прегршенiя моя отпусти ми, молюся, Царю безсмертный, и вчныхъ благъ сподоби, преставленнаго раба Своего Василiя покой въ нестарющемся (блаженств Своемъ. Земля еси) и въ землю паки пойдеши, настави мя на путь правый”. **) — Еще имеется покров из малинового бархата, приложенный в 1645 г. на гробницу Алексея Никитича Годунова женой его вдовой Ксенией Ивановной. [c. 75:] Из сохраняющихся в ризнице свящ. одежд следующие обращают на себя особенное внимание по своей древности и высокому изяществу и драгоценности шитья. Саккос — из парчи золотной, местами серебряной с букетами разного шелка, низан жемчугом по оплечью, рукавам и подолу; около оплечья низаны жемчугом слова размером в вершок: „на рамхъ Христе заблуждьшее взявъ естество вознеслъ ся еси Богу и Отцу привелъ еси”; на правом рукаве саккоса слова: „десница Твоя Господи прославися въ крпости”; на левом же рукаве слова: „руц Твои сотворист и создаст мя” низаны жемчугом в 11/2 вершка; около подола такого же размера слова: „вниду въ домъ Твой поклонюся въ церкви святй Твоей, во страс Твоемъ. Господи настави мя, внидите въ врата Его во исповданiи, во двор Его въ пнiи исповдайтесь Ему. Хвалите имя Его”. Еще саккос — из пунцового бархата, по нему расположено 56 веток, шитых по карте серебром и жемчугом; листья и корни веток вышиты серебром, а цветы, по три на каждой, жемчугом средней величины, с 32 насыпными из крупного жемчуга кистями; на подоле и рукавах вышито 14 арабесок, посреди же каждой арабески проведена нить из 20 крупных жемчужин; оплечье вышито небольшими букетами, цветы и корни которых обведены нитями среднего жемчуга, листья шиты серебром по карте; оплечье, подольник и рукава обложены золотым гасом, по которому вышит узор из крупного жемчуга; полоса такого же гаса — на передней стороне саккоса, с 18 мелкими серебряными вызолоченными дробницами; крест на саккосе из пяти круглых серебряных вызолоченных дробниц с изображениями святителей: Петра, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, св. мучеников князей Бориса и Глеба, с четырьмя круглыми в серебряной оправе бурмицкими зернами и сиянием, вышитым золотом.

Омофор большой — из серебряного нового глазета, с четырьмя крестами, из коих каждый составлен из 12 малых разной формы серебряных вызолоченных дробниц и [c. 76:] одной большой круглой — в средине креста; на двух дробницах изображены херувимы, на третьей — И. Предтеча и на четвертой — св. Андрей; дробницы обнизаны жемчугом; звезда на омофоре четыреугольная, кругом обложенная в ряд крупным жемчугом; в средине ее круглая дробница с изображением Господа Саваофа, окруженная сиянием из жемчуга и небольших драгоценных камней, вокруг же сияния 12 мелких дробниц; на концах омофора — по две поперечных вырезных из золотного глазета каймы, между ними по пунцовой решетке выложены узоры из нитей среднего жемчуга, в средине узоров — по круглой дробнице и две дробницы остроконечных на поперечных каймах; ниже кайм — узор заостренными фигурами в роде бахрамы из нити жемчуга. — Омофор малый — из серебряного глазета, по шитью и узорам одинаков с описанным омофором. В нем два креста, из коих в каждом 12 мелких разной формы дробниц и по одной в средине круглой дробнице с изображениями святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста; эти две дробницы обведены нитью среднего жемчуга, золотыми ковками и пунцовой эмалью; звезда на омофоре — из осьми остроконечных дробниц и одной в средине круглой с изображением святителя Алексия, вышита крупным жемчугом и драгоценными камнями, в средине по решеткам нашито еще шесть, обведенных нитями крупного жемчуга, круглых дробниц с изображениями апп. Петра и Павла и святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на двух — херувимов; на двух концах омофора по пунцовым решеткам наложен узор из нити среднего жемчуга, в средине его по остроконечной дробнице и по такой же на двух поперечных из золотного глазета каймах. — Омофор — из парчи золотной, на нем травы из золотной бити с разными шелками, с пятью низанными жемчугом крестами.

Из старинных фелоней привлекают к себе внимание следующие. Фелонь парчовая с разными золотными разводами [c. 77:] и узорами, с бархатным оплечьем, украшена была серебряными дробницами, имеет вокруг оплечья шитую шелком летопись: „лта 7153 (1645) сентября въ первый день дала сiя вкладныя ризы въ домъ Живоначальныя Троицы въ монастырь святыхъ чудотворцевъ Ипатiя и Филиппа по Алексiе Никитиче Годунове жена его Аксинья Ивановна”. Другие четыре фелони относятся по происхождению также к первой половине XVII века, таковы: фелонь из золотной парчи по белой шелковой земле, оплечье шито по червчатому бархату золотом и серебром с золотыми блестками, крест серебряного прорезного позумента, звезда из парчи золотной по голубой земле, омет из парчевого бархата, по омету в два ряда золото-серебряное кружево; еще фелонь — из золотной парчи, на ней травы серебряные и шелковые; оплечье шито золотом и серебром с короной по вишневому бархату, крест и звезда шиты золотом, омет по травчатой земле.

Из множества епитрахилей выделяются по древности своего происхождения: епитрахиль, низанная жемчугом по черному бархату, с десятью большими и десятью малыми серебряными дробницами, и епитрахиль, низанная золотом по зеленому бархату, со многими серебряными дробницами. Епитрахиль — из парчи золотной по белой шелковой земле с шестью жемчужными крестами. Поручи старинные — из червчатого бархата, на них травы шиты золотом, в средине жемчужные кресты с белыми около них канительными звездочками; по краям обложены золотным позументом.

Из древних палиц, хранящихся в ризнице Ипатиева монастыря, замечательны многие. Палица — из червчатого бархата, низана жемчугом, с вышитыми на ней золотом и серебром изображениями Пресветой Троицы, по сторонам апп. Петра и Павла, внизу святого Иоанна Златоуста, по углам же — херувимов. Палица — из червчатого бархата с так же вышитыми на ней изображениями Пресветой Троицы, Авраама и Сарры, апостола Филиппа и свм. Ипатия, по углам же — четырех херувимов; [c. 78:] палица низана жемчугом, равно и тропарь вокруг палицы „Благословенъ еси Христе Боже нашъ”... Палица — из червчатого бархата, с вышитыми на ней крестом из дробниц, копием, тростию и главой Адама, обнизанными жемчугом. Палица шитая золотом, серебром и шелками, с изображением по зеленой камке Знамения Пресвятой Богородицы. Палица — с изображением св. митрополита Алексия, вышита по красной обьяри золотом, серебром и шелками, низана жемчугом. Палица парчовая по белой серебряной земле с золотою и серебряною битью и с травами разного шелка, в средине крест жемчужный с камнями.

Из великого множества старинных (от XVII до XIX веков) и весьма ценных по себе митр обозначим здесь наиболее выдающиеся. Митра древней формы (опушена была горностаем) с серебряным золоченым корпусом, украшена девятью дробницами с жемчугом или — образками Спасителя, Божией Матери и разных святых, над ними девять херувимов, вверху Успение Богоматери, внизу в четырех клеймах резная надпись: „повелнiемъ благочестивыхъ великихъ государей царей i великихъ князей Iоанна Алексевичя, Петра Алексевичя всея великия и малыя i блыя Росiи самодержцевъ по благословенiю великаго господина святйшаго киръАндреяна московскаго всея Росiи и всхъ сверныхъ странъ патрiарха дадеся сiя шапка въ Галичь вновозаозерскiй монастырь архимандриту Тарасiю лта 7199 (1691) февраля въ 22 день”. — Митра в корпусе вся обнизанная жемчугом, изумрудами и другими ценными камнями, с изображением вверху Коронования Божией Матери, с финифтяными по сторонам образками Спасителя, Божией Матери, свм. Ипатия и св. Иоанна Дамаскина. — Митра по корпусу обложенная белым серебряным глазетом, на коем снизу положены четыре сребропозлащенные продолговатые дробницы с разными изображениями: Спасителя, св. Петра митрополита, св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста, в средине митры четыре круглые сребропозлащенные дробницы с резными изображениями св. апп. Матфея, Иоанна, Петра и Павла; вверху митры круглая сребропозлащенная дробница с резным изображением Господа Вседержителя;[c. 79:] митра украшена жемчугом, изумрудами, аметистами, гранатами и другими цветными камнями. — Митра низанная жемчугом по золотому фризе, наверху ее на финифти изображен Св. Дух, внизу по темному фону — Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Предтеча и Распятие Иисуса Христа, повыше их св. ап. Филипп, свм. Ипатий, св. м. Хрисанф и Дария. — Митра обложенная жемчугом по голубому бархату, с изображением Господа Саваофа, по сторонам же — Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи и Тихвинской иконы Божией Матери. — Митра низанная жемчугом по черному бархату, с резным изображением Пресв. Троицы в серебряной вызолоченной круглой дробине. — Митра сплошь шитая серебром, с изображением в верхнем медальоне Спасителя и по бокам с финифтяными образками Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи и Распятия Иисуса Христа. — Митра по корпусу обложена золотом с чеканными серебряными 12 дробницами, в верхнем медальоне образ Пресвятой Богородицы, а на сторонах — Спасителя, И. Предтечи, Распятие Господа и Страсти Христовы.

5. Наконец, в ризнице Ипатьевского монастыря тщательно сохраняются многие рукописные и особенно старопечатные богослужебные книги, из коих особенную ценность для просвещенных любителей древней письменности имеют лицевые рукописные Евангелия и Псалтири XVI и XVII веков.

Рукописных Евангелий имеется девять, из них же обращают на себя особенное внимание по древности, оригинальности и богатству украшений следующие: Евангелие — в малую четверть листа в кожаном переплете, писано полууставом; как видно из последней страницы послесловия, написал это Евангелие (с 13 ноября) 6944 (1436) года в Новгороде в монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы в Людином конце при великом князе московском Василии Васильевиче и при новгородском архиепископе Евфимии священноинок „Варсунофьишка”.

Лучшее из древних лицевых Евангелий писано 1603 года, вклад Ивана И. Годунова, как видно из чеканной летописи [c. 80:] на серебряном (с изображением Воскресения Христова, с евангелистами) окладе его, позднее приделанном к печатному Евангелию от 7190 (1682) года „лта 7111 здлано бысть сiе Евангелие въ пречесную и великую обитель на Кострому святыя и пребожественныя Троицы Ипацкого моныстыря при великомъ государе царе и великомъ князе Борисе еодоровиче всея Русiи самодержце и при его царскомъ величестве при сыне его царевиче князе еодоре Борисовиче всея Русiи въ пятое лто государства ихъ повелнiемъ окольничего Ивана Ивановича Годунова”. Это Евангелие — в десть, писано крупным превосходным полууставом, причем слова текста не отделены принятыми промежутками или какими либо условными знаками, а писаны сплошь. В Евангелии имеется множество изящных украшений в виде раззолоченных голубых заставок пред началом каждого Евангелия и многочисленных по листам художественных миниатюр, сопровождающих евангельский текст. В изображении символов при евангелистах вариацию представляет (правда, встречаемое иногда и в других памятниках) усвоение евангелисту Марку символа орла с книгою, Иоанну же — льва с крыльями. Из многих миниатюр этого Евангелия достопримечательна первая миниатюра, представляющая родословное дерево для иллюстрации начального повествования св. Матфея о родстве Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова. Праотец Авраам в виде старца представлен внизу картины между двух гор с городами; от Авраама идут вверх ряды медальонных изображений Исаака, Иакова, Иуды и пр., перевитых одной непрерывной ветвью плюща. Ряд представителей поколений, расположенных в хронологическом порядке, замыкается вверху Пресв. Девою Мариею, во чреве которой помещено изображение в рост младенца Иисуса. В самом верху изображено Рождество Христово со всеми евангельскими подробностями, сопровождавшими это событие. В Евангелии от Луки миниатюрист еще раз отмечает родословие Иисуса Христа, согласно с повествованием в конце 3 главы этого Евангелия. В Евангелии от Иоанна обращает на себя внимание [c. 81:] миниатюрное изображение Отечества или Пресв. Троицы: Бога Отца, сидящего в образе старца на высоком престоле и окруженного херувимами и серафимами, — Сына в недрах Отца и Св. Духа — в недрах Сына.

Другое Евангелие — от 1605 г., пожертвовано Димитрием И. Годуновым, как видно из летописи, начеканенной на средине в четвероугольнике на задней серебряной доске оклада: „7113 году при державе государя царя i великаго князя Бориса еодоровича всеа Русiи и при его благоврной царице и великой княгине Марье Григорьевне и при ихъ благородныхъ чадхъ при благоврномъ царевиче князе едоре Борисовиче всея Русiи и при благоврной царевне княжн Ксенiи Борисовне всея Русiи здлалъ сiе Евангелiе вдомъ живоначальной Троицы выпатцкой монастырь конюшей и бояринъ Дмитрей Ивановичь Годуновъ за свое здравье и за свою жену Матрену, а Богъ по душу сошлетъ по своей душе и по своихъ родителехь вчно благъ”. На лицевой стороне это Евангелие имеет серебряный оклад с изображениями на дробницах святых, тезоименитых Годуновым. Миниатюры в Евангелии (всех 99) расположены на полях рукописи; лики святых сделаны чернилами; контуры и драпировка не везде отличаются правильностию. В ряду изображенных многих евангельских событий здесь встречается довольно редкое в древне-русских памятниках изображение Доброго Пастыря с овечкой на плечах — для наглядного представления притчи Спасителя о заблудшей овце (Лук. 15, 4—7).


Снимки из Евангелия 1603-го года. Фото С. М. Прокудин-Горский.

Далее, из шести древних Евангелий в лист, писанных полууставом, заслуживают внимания также два, на коих имеется означение годов 1564 и 1588 (последний год значится в подписи по листам „при цар еодор Ивановиче”); в первом Евангелии, принадлежавшем Адриану Михайлову из Сергиева монастыря, в изображении первых трех евангелистов символами служат фигуры ангелов в осьмиугольных нимбах, олицетворяющие собою Премудрость Божию — Софию. Прочие Евангелия — без означения времени написания.

[c. 82:] Печатных Евангелий в ризнице 29, из коих 16 изданы до XIX века. Из старопечатных Евангелий XVII века в разных бархатах и окладах имеются от 1606, 1625, 1634, 1678, 1681, 1682 годов; Евангелия нового выхода — от 1730, 1754, 1759 годов. В Евангелии от 1681 года из многих, искусно сделанных от руки, миниатюр на полях, замечательны две по некоторой редкости, именно — для иллюстрации изречения Спасителя в Матф. 7, 3 представлены два стоящие один против другого лица, при чем изображены в глазах — у одного сучок, а у другого — бревно; в изображении явления воскресшего Иисуса Христа еммаусским путникам Он представлен в обыкновенной шапке, — каковое изображение сделано по подражанию образцам западной гравюры.

Из других рукописных книг священных, сохраняющихся в ризнице Ипатиева монастыря, в высшей степени замечательны и ценны в археологическом отношении три лицевые Псалтири, в десть на александрийской бумаге, представляющие собою три различные редакции. Первая из этих Псалтирей — от 1591 года, дар Димитрия И. Годунова; списателем ее был Софроний, вероятно, один из придворных писцов-специалистов. Псалтирь имеет дивное предисловие, в котором между прочим сказано: „Въ лто 7109 (1591) въ богохранимомъ и въ преименитомъ и царствующемъ граде Москв... при держав превысочайшiе царскiе степени скифетра великаго россiйскаго царствiя... Божiею милостiю великого государя царя i великаго князя Федора Iвановича всеа Русiи Самодержца... въ 7 лто государства при святйшемъ Iеве патрiархе царствующаго града Москвы и всея великiя Росiя.... съ великою врою и ссердечнымъ желанiемъ i истиннымъ раченiемъ и спотщанiемъ многогршный къ Богу и къ человкомъ грубый, его царского величества боляринъ Дмитрей Iвановичь Годуновъ премудрымъ смысломъ и разумомъ сию святую книгу повел написати и назнаменовати и украсити златомъ и сребромъ и совершивъ и украсивъ чудне сiю святую книгу Псалтирь положилъ въ домъ пребезначальнаго и три-[c. 83:] постаснаго Божества Святыя и нераздлимыя Троица выпацкой монастырь на Кострому по своей душе и по своихъ родителехъ на память вчную. А хто сiю святую книгу изъ той превеликiе Лавры безъ повелнiя пастыря тое обители дерзнетъ исхитити насильствомъ или инымъ какимъ ухищренiемъ изнести и тотъ да отлученъ будетъ отъ славы Сына Божiя въ сiй вкъ и въ будущiй и вчней муц осуженъ будетъ. А взимая сию книгу сповелнiя пастыря, и прочитая сврою обрящетъ отъ Бога милость и утху и оставленiе грховъ въ сiй вкъ и въ будущiй”. В Псалтири 576 изящных миниатюр, содержание коих весьма разнообразное, при чем они представляют собою как бы наглядное пособие к уразумению известных мест Псалтири, толкование их сокровенного смысла и потому часто встречаются изображения из событий нового завета и церковной истории, соответственно находящимся в псалмах пророчествам, прообразам и т. под., также многие образы и сравнения из внешней природы, жизни животных и др. Напр. в миниатюре 87 псалма изображен Иисус Христос среди горного ландшафта молящимся Богу Отцу, тут же лисица в своей норе и птица в гнезде, — так представлено истолковательно содержание этого псалма в смысле уничиженного состояния Спасителя применительно к Его изречению в Лук. 9, 58. Для объяснения слов 15 ст. 144 псалма: „Очи всех на Тя уповают и Ты даеши им пищу во благовремении” изображен престол с киворием; возле престола стоит Иисус Христос и из сосуда в виде кубышки преподает подходящим к Нему апостолам евхаристию. По общему заключению исследователя этой Псалтири Н. В. Покровского, редакция миниатюр ее представляет характер своеобразный, и других экземпляров псалтирных кодексов с миниатюрами этой редакции неизвестно.

Другая лицевая Псалтирь — от 1594 года и составляет вклад также Д. И. Годунова. В предисловии таком же, какое и в Псалтири 1591 года, указано, что Псалтирь чудно украшена 11 марта 1600 года при державе царя Бориса [c. 84:] Феодоровича. Написана она, как и первая Псалтирь, красивым уставом царских писцов; миниатюры помещены на полях Псалтири и по своему содержанию относятся преимущественно к новому завету, представляя в его событиях исполнение пророческих мест псалмов. Так напр. в истолкование слов 21 ст. 40 псалма: „уловят на душу праведничу и кровь неповинную осудят” изображен на миниатюре воин с копием, преследующий прав. Елизавету и ее сына Иоанна Предтечу, которые скрываются в горной пещере; рядом представлено избиение младенцев, при чем Рахиль защищает свое чадо.

Третья лицевая Псалтирь — в полулист, по происхождению относится к XVI веку, написана также уставом хорошим; миниатюры ее отличаются однообразием, за исключением немногих, представляющих интерес.

Из остальных книг в ризнице заслуживают внимания рукописи: сборник старинный, в четверть листа, под заглавием „Устав скитский”, „Служебник” — XV века, также в четверть листа; печатанный в 1607 году Устав или Око церковное патриарха Гермогена, в лист; „Чинооснование церковное”, рукопись в шестую долю листа, писана вязью Иваном Григорьевым 1522 года; четыре старинных синодика Ипатиева монастыря, в лист, писанные полууставом, — из них же два — от половины XVII века; вкладная книга Ипатиева монастыря, в лист, переписана с прежних книг в 1728 году иеродиаконом Антонием Москвитиным, и множество разных богослужебных книг от половины XVII века и позднейших времен.

В заключение не можем не указать обозревателю ризницы и на то, что он здесь же имеет возможность поинтересоваться и хранимыми в рамках под стеклом десятью автографами Высочайших Особ, начиная с автографа императора Александра от 1837 года, сделанными в память об их посещениях Ипатиева монастыря.

Protected by Copyscape Online Infringement Detector
Russian sanctuary Ipatievsky monastery
 
1 2 6 21 27 41 43 44 47 50 53 55 57 88 109