История развития транспорта

Речной транспорт

Долгое время реки оставались основными транспортными артериями государства. Жизнь прибрежных городов во многом зависела от потребностей судоходства. В городах на Верхней Волге появлялись собственные верфи и прочие сезонные сопутствующие структуры обеспечивающие надежность доставки груза.

Расшивы оставались наиболее распространенными речными судами Расшивы и беляны
По Ветлуге и Унже в Волгу спускались самые крупные во всей мировой истории речные суда - Беляны.

Памятным событием в 1767 году становится путешествие Екатерины II по Волге до Казани. В подготовке путешествия специально для императорской свиты были построены галеры, одна из которых называлась «Тверь». Её изображение вошло в герб поволжского города — Костромы.

До отмены крепостного права тягловой силой на реках оставались бурлаки, поднимавшие против течения расшивы при помощи бечевы привязываемой к верхушке центральной мачты. Наем в бурлаки (ряда) происходил ежегодно в конце зимы возле речных пристаней. Бурлацкие базары происходили в Пучеже, Юрьевце, Кинешме и Костроме.

В Костромской губернии судоходных рек шесть: Волга, Кострома с притоком Векса (Галичская), Унжа с притоком Неей и Ветлуга, причем, судоходство главным образом сплавное. Участок Волги в пределах губернии принадлежит к верхней Волге и его границу принято означать в Нижнем-Новгороде, и торговое значение коей заключается главным образом в том, чтобы служить артерией для привоза хлеба в столичный порт (через Рыбинск) и для продовольствия верхневолжского и северного районов, а также транзитным путем для лесных грузов, отпускаемых притоками.

Пристаней, где каждый год происходит разгрузка и нагрузка судов пять: в Костроме, Плёсе, Кинешме, Юрьевце и пос. Пучеж; кроме того, есть несколько мелких пунктов, где суда оставляют или берут товары не каждую навигацию, или куда приплавляется исключительно лес.

В 1854 году, в связи с появлением самоходных пароходов и с ростом пассажирского сообщения на Волге, было создано пароходное общество «Самолет» обслуживающее регулярные линии от Твери до Астрахани.

Шубин И.А. Волга и волжское пароходство.
Пароходы "Буй" и "Крестьянка" выполняли ежедневный рейс Плёс-Кострома-Буй.

Во времена СССР на Волге появились пассажирские речные суда для скоростной перевозки пассажиров: Ракета, Метеор, Буревесник.

Грибков-Майский В. Судоходство на Верхней Волге
Судно типа "Метеор" .

Гужевой транспорт

Костромские извозчики
Обоз 1928 г. Костромская губерния, фото Смодор М.М.

Использование для извоза в качестве тягловой силы домашних животных с древних времен играло важную роль в развитии транспорта. Весь товар прибываемый в Костромской порт перегружался с судов на многочисленные подводы.


Костромские извозчики начала ХХ века.

Железнодорожный транспорт


Возведение железнодорожного моста через Волгу

После возведения железнодорожного моста через р. Волгу в начале XX в. начинает развиваться железнодорожный транспорт.

Автомобильный транспорт

Грузовая техника на праздниках. 1925 г.

Появление автомобильного моста через Волгу положило начало развития автомобильных дорог края в масштабе страны.

Авиационный транспорт

Агитсамолет в Галиче. 1931.Фото Михаил Сморода.

Первые приземления в Костроме небольших почтовых самолетов были отмечены в 1944 году на Аэродром в Сокеркино, а с 1954 года отсюда совершаются пассажирские рейсы по России на самолетах типа Ан-2.

* Список населенных мест костромской губернии. По сведениям 1877 года.