2
С 1776 г. по проекту и под руководством Воротилова начинается сооружение соборного комплекса в Костромском кремле. Учитывая важность и ответственность работ, до середины 80-х годов С. Воротилов работает только здесь. Собор и пышная четырехъярусная колокольня стали доминирующими постройками Костромы и приводили в восторг современников.
Под Костромой, в деревне Шаблово Кологривского района, обнаружены интереснейшие работы неизвестного ранее художника Ефима Честнякова. Обычно подобные находки объясняют волей случая. Справедливо ли это, если люди, влюблённые в искусство, специально занимаются поисками, чтобы открыть миру ещё одно имя, порадовать людей ещё одной находкой?
Материалы для историко-географического словаря с предисловием А.Титова. Сей труд посвящается просвещенному вниманию Четвертого Костромского областного археологического съезда.
Вы лучше многих других знаете мой талант и что я могу сделать для русской драмы, Вы знаете мою горячую любовь к добру, вы знаете также, что успех, который я заслужил, привлекает меня не блеском своим, а тем, что я нашел сердце у толпы: она плачет, где я плачу, и смеется, где я смеюсь; я могу вести публику и поведу ее к добру. Вы же звали меня Шиллером, когда я был еще ребенком и ничего не писал. Отравлять таких людей — дурная роль. Время и успехи оправдают меня; а все-таки мне горько нести напрасное оскорбление. И от кого же? от артиста.
Род Романовых издавна был связан с Костромским краем. Большие вотчины были у его представителей в Костромском, Галичском, Буйском уездах. Михаил Никитич, дядя первого царя из рода Романовых, владел землями возле Нерехты. Вотчину другого дяди Ивана из-за своих размеров даже называли «княжеством». Она занимала территорию от нынешнего села Унжа Макарьевского района до Кологрива.
Участие представителей церкви в организованных «Союзом защиты Родины и свободы» восстаниях было многосторонним. Церковные власти (в частности, в лице митрополита Агафангела и епископа Митрофана) сочувствовали восставшим и выражали поддержку выступлениям в Ярославле и Муроме. Оказывалась помощь мятежникам провизией и предоставлялась возможность укрыться в стенах монастырей, где также осуществлялся уход за ранеными в ходе боев. Некоторые священнослужители с оружием в руках примкнули к повстанцам.
Все факты, о которых пойдет речь ниже, собраны в архивах области и неоднократно перекрестно проверены по различным источникам: донесениям и оперативным сводкам, руководителей военных отрядов, следственным материалам разных лет, свидетельствам партийных и советских работников того времени.
Уникальный исторический источник, сохранивший для нас подробнейшее описание Костромского Кремля, каким он пребывал в последней четверти XVII века. Роспись была выявлена в 1976 году А.А. Григоровым в Государственном архиве Костромской области в фонде Костромской губернской ученой архивной комиссии.
До наших дней не дошла «История о российском театре» И. А. Дмитревского, бывшего одним из основателей «регулярного» русского театра. По имеющимся в литературе сведениям последняя редакция его труда по каким-то неясным причинам не была напечатана и исчезла из архива Российской Академии, куда она якобы была представлена «Нестором Российского театра» вскоре после его избрания в академики. Несмотря на утрату рукописи Дмитревского, появились работы по истории русского театра XVII—XVIII вв., имевшие известное значение в истории русского театроведения и претендовавшие на то, что материалы их почерпнуты из черновых бумаг Дмитревского. Работы эти принадлежат Ф. А. Кони, автору статьи «Русский театр, его судьбы и его историки», печатавшейся в журнале «Русская сцена» (1864, №№ 2, 3, 6 и 8), и актеру Ив. Носову, «Хроника русского театра» которого была опубликована Е. В. Барсовым в «Чтениях в Обществе истории и древностей российских» в 1883 г. и отдельным изданием вышла в том же 1883 г.
А про Мазая да про зайцев-то, — сказал старик, крестясь и залезая за стол, — тоже в наших краях. Вот вы проплывали мимо села Спас-Вежи, оно от реки-то в стороне чуть- чуть, отсель верст пятнадцать, там Волга сильней топит местность, чем у нас... Там бани по край села все на высоченных столбах стоят, на сваях, как на куричьих голяшках. И житницы так же самое. А у кого низкое место — и сеновалы. У другого сеновалище, как ковчег в потопе во всемирном — страсть смотреть, какая огромадина, а то снесет. Там лестница в баню пятнадцать ступеней, а у нас ступеней с десяток. Вот зайчата действительно там и сгружаются на пригорках по весне. И теперь остался там род — Мазаевы. Да я и сам лавливал косых, и сам вроде Мазая вышел
Маленький городок Макарьев на Унже расположен в 50 верстах от железнодорожной станции Нея. В летнее время, правда, от Юрьевца на Волге до Макарьева курсировали маленькие пассажирские пароходы. Зимой от станции по санной дороге на лошади ехали два дня. Теперь, кажется, многое изменилось и там садятся самолёты местной линии, только ехать туда не к кому. А в первые годы после революции это было глухое, тихое место.
М. А. Протопопов родился в 1848 г. в г. Чухломе Костромской губернии, в семье уездного казначея. В 13-летнем возрасте он был определен в Константиновский межевой институт. В 1849 г. Николай I повелел «поставить институт на военную ногу», и этот статус сохранялся до 1867 года. Однако дух свободомыслия проник и в это полувоенное учебное заведение...
Новая жизнь началась. В маленьком городке все друг друга знали, и у Санечки было много друзей. Занятия в школе только что начались, и мои документы со справкой о том, что я выдержал испытания и принят во второй класс Новоторжской школы второй ступени, и с заявлением были приняты во вторую ступень Макарьевской школы.
«За девять веков своего существования Кострома накопила так много обычаев, навыков, сказаний, песен, поверий, освоила столько глубоких и тонких человеческих переживаний, что стала казаться мне не скоплением каменных домов и деревянных изб, базаров и церквей, где жили какие-то разные люди — «костромичи», а единым живым целым.
В литературе, посвящённой "Грачам", обычно кратко упоминается, что на картине Саврасова изображена Воскресенская церковь в костромском селе Молвитине.
Первым источником упоминавшим город была духовная грамота Ивана Грозного от 1572 г., где, в перечислении городов завещаемых царем своему младшему сыну Фёдору, наряду с Костромой, Любимом, Буем, Нерехтой и Большими Солями назван «город Судиславль»
Документальная опись фиксирует бедственное положение галичан — подавляющее большинство населения города принадлежит к бобылям — тем, кто по бедности налог платят в половинном размере, и к нищим, у кого отсутствуют средства к существованию.
На северо-западном берегу озера был в XIV в. построен Чухломский Авраамиевский Городецкий монастырь, на месте древнего мерянского урочища, имевшего название Чухлома.
Каким образом начало правления династии Романовых было связано с подвигом костромского мужика, имя которого в судьбе российского государства становится легендарным. Насколько правдива в действительности историческая трактовка смутных времён, если и сам молодой царь Михаил только в 1619 году узнаёт о трагической смерти Ивана Сусанина
Книга рассказывает о многообразных связях Н. А. Некрасова с Костромским краем, о костромских сюжетах его творчества. В числе главных героев исследования – крестьянин Г. Я. Захаров, которому поэт посвятил поэму «Коробейники», и крестьянин И. С. Мазайхин, известный всей России, как герой некрасовского стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы». В издание включены воспоминания старожилов главных некрасовских мест Костромского края (Вёжи, Шода, Мисково, Жарки). Книга предназначена для всех интересующихся отечественной историей.
К числу наиболее выдающихся фигур русского старообрядчества первой половины XX в. относится уроженец Костромской губернии епископ Геронтий (Григорий Иванович Лакомкин), возглавлявший Петроградско-Тверскую епархию, а в 1943 – 1951 гг. – бывший помощником Предстоятеля древлеправославной (старообрядческой) Церкви и одновременно управлявший Ярославско-Костромской епархией. «С именем епископа Геронтия связана целая эпоха в истории Русской Православной Старообрядческой Церкви».
2
History and culture of Kostroma county