Предметный жанр
Предметная фотография как жанр искусства.
Предметная фотосъемка представляет из себя особый вид художественной фотографии, в котором снимки предмета или целой группы предметов создаются, объединяясь в изображении целостной композицией.
Предметная фотография тесно связана с традициями изобразительного искусства, при ее создании фотографы обращаются к истокам такого жанра как натюрморт.
Натюрморт – это изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве, в переводе с французского – "мертвая природа" [1].
1 Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. – Режим доступа: URL: http://ushakovdictionary.ru/letter.php?charkod=209
Еще со времен палеолита предметы быта находят свое место в произведениях искусства. В разное время им отводится своя роль и значение. В средние века в основном живопись была посвящена теме Бога и церкви. Художники писали картины на религиозные сюжеты. Даже пейзаж выступал лишь в качестве дополнения. Но на некоторых голландских картинах 15 века кроме людей, библейских и мифологических героев стали появляться изображения цветов, фруктов и других предметов.
Как полноценный жанр натюрморт стал интенсивно развиваться в 16 – 17 столетиях. В России данный жанр почти не был развит, так как не пользовался популярностью как портрет или пейзаж. И только во второй половине 19 века благодаря русским передвижникам натюрморт официально был утвержден как жанр отечественной живописи.
После появления фотографии, именно натюрморт как жанр живописи заложил начало предметной фотографии.
Фотографы часто копировали у художников расположение предметов. Генри Фокса Толбот высказался о том, что «голландская школа живописи служит для нас авторитетным источником в изображении предметов повседневной, обыденной жизни», похоже, не осталось без внимания, о чем свидетельствуют, например, работы Роджера Фентона, Уильяма Лейка Прайса и Дрю Даймонда.
Цветы служили основными моделями для таких натюрмортов, так же на снимках присутствовали овощи, фрукты и дичь. Во Франции работы Адольфа Брауна сравнивали с картинами Жана-Батиста Удри, популярного в 19 веке придворного художника Людовика XV (рис. 1.1.2.). Предметной фотографией занимались в помещениях, но также съемку производили и на улице при естественном освещении. Фототехника обладала очень низкой светочувствительностью, и фотографы занимались созданием натюрмортов в садах и оранжереях. В качестве реквизита использовались различные предметы (кашпо, лопаты, ведра и прочее), которые часто совмещали с вещами, взятыми из дома, а растения часто присутствовали в качестве фона. Таковы, например, натюрморты Луи-Реми Робера (рис. 1.1.3.).
В количественном плане фотографический натюрморт сильно уступает другим жанрам, лишь эпизодически появляясь в творчестве того или иного автора. Листая книги по истории фотографии и каталоги коллекций крупных музеев, шанс найти отдельный раздел, посвященный натюрморту, практически равняется нулю [2].
2 Рrophotos.ru. Электронный журнал. – Режим доступа: https://prophotos.ru/lessons/4380-natyurmort
Ценность самих предметов – лишь предпосылка ценности их образов, созданных художником. Изображенные им предметы не только способны рассказывать о людях, которые сотворили их и с которыми они живут. Они говорят и о самом художнике, как бы запечатлевшем в увиденном самого себя. Ведь и выбор предмета, и манера его изображения выражают личность художника, уровень его культурного развития, его пристрастия, характер. Словом, в «общении» с предметами многогранно раскрывается человеческая сущность [10, с 11.].
В предметной фотографии, как и в живописи, художнику-фотографу важно выделить форму предмета, его конструкцию, дизайн и важные элементы. Но основным источником для создания предметной фотокартины служит свет и фотокамера, которая способна запечатлеть кадр. Анализ творчества российских и зарубежных мастеров художественной фотографии показывает, что за всю историю в предметной фотосъемке сложились многочисленные авторские стили. Рассмотрим некоторые из них.
Смелов Борис Иванович (1951-1998).
Из Российских фотографов двадцатого века, работавших в этом жанре, можно выделить такого человека как Борис Смелов. Его известные натюрморты из бытовых предметов старого Петербурга отличались идеальная композицией и отточенной техникой (рис. 1.1.4).
Слюсарев Александр Александрович (1944 – 2010)
Александр Слюсарев, – классик черно-белой российской фотографии XX века. Фотограф имеет свой отличительный стиль в предметной фотографии. Александра Слюсарева называют мастером теней, бликов и отражений. В его снимках можно наблюдать расширение границ жанра натюрморта. Он считал, что предмет многообразен, в нем столько аспектов, сколько сам фотограф захочет в нем увидеть [20]. В частности, тень и блик имеют то же изначальное визуальное значение, которым обладает и сам предмет. Именно поэтому в его работах ключевую роль играет светотеневой рисунок, чем непосредственно поверхность предметов. Для своей работы он искал то, что видит каждый человек и пытался подать характерные вещи и предметы необычным способом. Его интересовали происходящие с предметом мимолетные изменения, создающие присутствия бытия – всего лишь «миг в потоке времени».
В своей знаменитой серии «Кубики» он использует примитивные геометрические формы. Благодаря проработке полутонов, автор создает абстракцию, превращая предмет в самостоятельный объект фотосъемки. Слюсарев работал с теми предметами, которые оформляют обыденное окружение человека. Его снимки работают на сопоставлении белого и черного, имеют четкую фактуру и остроту. Композиция построена на гармоничном сочетании горизонтальных и вертикальных линий – она монументальна, словно нерушимый монумент (Рис. 1.1.5.).
Мальцева Екатерина Владимировна