2
В эпистолярном наследии А.А. Григорова, выдающегося историка костромского дворянства, особое место занимает переписка с историками, архивистами и генеалогами. Письма Григорова являются и своеобразной летописью жизни Костромского областного архива.
Церковь во имя пророка Божия Илии на высоком Городищенском холме по над Волгой — одна из старейших в Костроме. Прежний приходской храм села Городища, построенный три с половиной столетия назад боярином Г.И. Морозовым и его супругой, известной в отечественной истории боярыней Ф.П. Морозовой, является свидетелем трагических событий раскола Русской Православной Церкви во второй половине XVII века.
Плотницкое ремесло в Костромском крае достигло уровня высокого мастерства. Подтверждение этому - документальные свидетельства о существовании на территории края уникальных памятников деревянной народной архитектуры, в том числе не дошедших до наших дней, а так же восхищенные отзывы о создателях их, ученых-реставраторах, искусствоведах и исследователях народного зодчества.
Монастырь в Селище – один из древнейших в Костромском крае. Упоминается в завещании великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты, составленном накануне его кончины, около 1339 г.
Книга посвящена памяти Нины Петровны Родионовой (1944 – 2015 гг.), в 1985 – 2009 гг. работавшей директором Нерехтского краеведческого музея. С именем Н.П. Родионовой связан «Нерехтский Ренессанс» – возрождение в 80 – 90 гг. XX в. большей части храмов г. Нерехты. Основным свойством личности Н.П. Родионовой, определившим жизнь и судьбу, была любовь к месту, в котором она родилась и жила, – деятельная любовь к Нерехте.
— из какой догесиодовой Космогонии вынул Арсений Тарковский эту строчку? По-видимому, оно существовало еще как замысел — это первоначальное знание о миропорядке и его разумной движущей силе. Ангелы — замечательное племя: оно питается светом и воздухом, но переносит и тьму, и удушье: ни один ангел «не ищет своего, долготерпит, милосердствует, не превозносится» и поражает или злит своими добродетелями тех, кто завидует, не терпит, ищет своего и чужого, в особенности чужого… Столетий восемь взметено через замковое окно
Историю края начинают обычно с момента появления на территории современной Костромской области первых поселений людей, но мы попробуем вернуться во времена ещё более древние, на миллионы лет назад, в тёплые тропические леса, мягкий климат которых был схож, разве что: с тропическим поясом современной юго-восточной Азии.
Случайно в бумагах Московского Симонова монастыря обнаружена выпись из переписной книги М. Ласкарёва города Солигалича, сделанная для игумена монастыря. Симонов монастырь имел под Солигаличем вотчины, а в самом городе у него были соляные колодцы и варницы. Выпись эта обнаружена в архиве Древних актов в Москве в фонде «Грамоты коллегии экономии» № 3494. Полное содержание этой выписи приводится ниже.
При обследовании экспедицией Солигаличского и Судайского(1959г.), а так же Павинского,Пыщугского и Кологривского районов(1960г.) Внимание экспедиции привлёк в деревне Шаблове необычайный дом , чем-то походивший на двухэтажный овин, хозяином этого дома (по рассказам жителей) был «Старик святой»....
Природа среднерусской полосы, чуть опаленная близостью сурового севера, предстает здесь во всем своеобразии и неброской прелести. Каждая местность, конечно, хороша по-своему, и «земля Островского» не может слишком разниться от соседних районов, и все же два признака характерны в пределах Костромского края только для данной территории: необычайно разветвленная речная сеть и постоянное, особенно при приближении к Волге, чередование возвышенностей и низин.
Кострома всегда была очень красивым зеленым городом у воды. Красивый вид открывается с правого высокого берега Волги, с Городища: взору открывается вся старинная панорама города протяженностью свыше четырех километров. Слева, в устье реки Костромки, мы увидим белокаменные стены колыбели русской монархии - Ипатьевского монастыря с его златоглавым Троицким соборным храмом, за ним - огромные заливные луга. На противоположном берегу Костромки, расположены громады льняной мануфактуры купца Кашина. Ближе к берегу Волги - фанерные и лесопильные заводы Кузнецова, Страшнова, Шиллинга с огромными штабелями бревен пиломатериалов и дров. Правее по берегу Волги разбросаны пристани - дебаркадеры, которые тянутся до самой Татарской слободы.
Кажется, что повествуемые события имеют весьма малое отношение к области художественного вымысла и что в этой книге всё подлинно, всё достоверно: имена, фамилии, судьбы… Но при всей своей документальности «Метельный звон» – не беллетризированные мемуары, а настоящая художественная проза, и образы героев повести – о. Евгения, Митревны, Александры Александровны, церковной старосты Елены Андреевны – созданы по её законам...
Костромской Галич — один из самых древних городов России. Летописное упоминание о нем, дошедшее до наших дней, относится к 1238 г., однако, археологические раскопки, проводившиеся на территории города, дают основание предполагать, что поселение на месте современного Галича существовало в XII в.
писатели-костромичи, вышедшие в верхние «этажи» литературы еще до 1917 года, продолжали работать в других городах: И. М. Касаткин — в Москве, И. С. Логинов — в Петрограде, А. Н. Благов и М. Д. Артамонов — в Иваново-Вознесенске. Те же, кто в 1920-е годы составит ядро костромской писательской организации (Семен Дунаев, Александр Алешин, Владимир Никифоровский, Анатолий Дьяконов, Вячеслав Лебедев, Глеб Ясин, Николай Алешин и др.), воевали или занимались делами, далекими от литературы.
Если Льюис Кэррол –выдающийся английский писатель и логик -стремится на каждой странице доставить удовольствие своему читателю, то Зиновьев, наоборот, всеми силами пытается отравить ему существование. Складывается впечатление, что Зиновьевым движет ожесточение ненависть и озлобленность. Ненависть к тем, кто, живя без особых хлопот, забот и рисков обеспечил себе процветание, богатство, почёт и уважение. А любви как таковой вообще не существует
Я родился в начале 20 века в дворянской семье, в имении своей бабушки, Анны Николаевны Григоровой, урождённой Соймоновой. Это была усадьба Александровское в Троицкой волости Кинешемского уезда Костромской губернии, расположенная на красивом берегу реки Мезы, в 33 верстах от уездного города Кинешмы. Ныне эти места находятся на территории Островского района Костромской области.
Михаил Диев был награжден саном протоиерея за свою деятельность в качестве сотрудника Комиссии Святейшего Синода о исправлении истории Российской Иерархии, а именно, за труд «Поверка иерархических каталогов с летописями и актами».
Каким образом начало правления династии Романовых было связано с подвигом костромского мужика, имя которого в судьбе российского государства становится легендарным. Насколько правдива в действительности историческая трактовка смутных времён, если и сам молодой царь Михаил только в 1619 году узнаёт о трагической смерти Ивана Сусанина
Первый деревянный храм, по преданию, здесь был построен еще в XIII в. костромским князем Василием Ярославичем Квашней (1248—1276), «мизинным» (младшим) сыном великого князя Ярослава Всеволодовича. С XV в. на Нижней Дебре начал формироваться посад, известный в XVII столетии своими кожевниками.
В своей книге Л.С. Васильев использует архивные материалы, старинные фотографии, чертежи и уникальные рисунки памятников костромской архитектуры. Кремль, костромские монастыри: Ипатьевский, Богоявленский, церкви: Воскресения на Дебре, Ильинская, Спаса в рядах и другие.
Рассказ о художнике Честнякове. Встретит утром на широкой шабловской улице под светлыми от инея берёзами мужика на дровнях — давай сказку складывать и про берёзы, и про мужика, и про лошадь, и про дровни. Увидит за деревнею в снегах соломы омёт, увидит рядом деревенских мальчишек и девчонок — давай складывать и про них, давай складывать и про высокий омёт, очень и очень похожий на золотой круглый терем под снеговою крышей.
В 1382 году, Великий Князь Дмитрий Иоанович Донской укрывался в стенах Костромского кремля при нашествии Тохтамыша, а Великий Князь Василий Дмитриевич в 1408 году – от грозного Эдигея. Но не одна неприступность местоположения давала Московским Князьям уверенность в личной их безопасности в сем городе: испытанная издревле преданность Костромичей к Великим Князьям была еще сильнейшею тому причиною. Костромичи, несмотря на то, что не реже других уделов переходили от одного Князя к другому, то по наследству, то по правам войны, считали своими законными властителями одних Князей Московских, и эта приверженность к их роду, как мы видели в предыдущей статье, ознаменовалась во всем блеске бессмертным подвигом Сусанина.
Кострома расположена на левом берегу Волги при впадении в оную реки Костромы. Началом своим одолжена (как повествуют) князю Юрию Владимировичу Долгорукому в 1152 году. В XIII веке она производила значительную торговлю с Новгородом и испытала все беды в грозное нашествие татар.
Деятельность военных оркестров в 1913 г. можно разделить на две составляющие: участие военных музыкальных коллективов в концертных, культурно-зрелищных и танцевальных мероприятиях; участие оркестров в мероприятиях, предусмотренных воинскими уставами и другими нормативными актами.
Первые поселения на ухтубужской земле возникли задолго до прихода сюда славян. Об этом свидетельствуют раскопки на Ухтубужском кургане, проведённые различными археологическими экспедициями.
Для того чтобы доехать из Москвы в Галич по железной дороге, нужна всего одна ночь. В Галиче приятнее остановиться в стародавней Рыбной слободе, в рубленой избушке у самого озера. Дальнейшее передвижение может осуществляться либо автобусами, либо местными самолетами. Можно посоветовать через Чухлому до Солигалича направиться на местном автобусе.
Делопроизводственная документация, хранящаяся в архивах Комитета государственной безопасности СССР, сегодня чаще становится достоянием публицистов, нежели историков. Делом будущего остается разработка методов источниковедческого анализа этой обширной группы, но обращение к отдельным документам возможно уже сейчас. Это позволяет рассмотреть, в частности, процесс уничтожения краеведческого движения, последовавший за периодом 1918—1929 гг., справедливо названный С.О. Шмидтом «золотым десятилетием» советского краеведения.
В первые дни после переворота костромской совет рабочих депутатов фактически стал органом государственной власти в губернии. Сразу же открыто против совета выступили служащие правительственных, общественных и частных учреждений города: на своих собраниях они выносят резолюции о неподчинении распоряжениям «так называемых народных комиссаров».
В Костромской губернии политически активное крестьянское ядро придерживалось леволиберальных и революционных взглядов, а в Ярославской губернии оно было умереннолиберальным.
Мы решили назвать нашу книгу, скажем откровенно, несколько провокационно и по-розановски вызывающе: «Розанов@etc.ru» Выражаясь по-русски, это звучит так: «Розанов собака и так далее точка Россия», где знак @ означает «собаку» как разговорную номинацию, распространенную в современном русском интернет-сообществе. Надо отметить, что в России этот знак кроме «собаки» называют также «лягушкой» и «бараном». В разных странах мира этот знак, присутствующий в любом адресе электронной почты, называется по-разному, но, как правило, тоже со своим «звериным окрасом».
Первоначально Кинешмой была небольшая слободка, раскинувшаяся по отлогому берегу реки Волги, при впадении в нее Кинешемки; её жители занимались рыбною ловлею на себя и государя. В последствии, по росту числа этих промышленников, расселившихся в разных местах по прибрежью означенных рек, получила она название посада. Посад состоял из четырех селений: а) собственно посада, возвышенная местность которого, примыкающая к укреплению, называется Кукуем; в этой части теперь две улицы Московская и Покровская или Соборная; б) слободы за речкою Кинешемкою; в) загород — селения, прилегающего к речке Кизохе, на запад от укрепления, где был девичий Вознесенский монастырь, просуществовавший до 1764 года; г) Ямской слободы, близ загородья, по левую сторону реки Кизохи, называющейся в настоящее время Заречною слободою или Турунтаевкою.
Все согласились в том, чтобы выбрать достойного царя только из своих. Но и своих подвергли строгой проверке. Голицына не было в Москве, он находился в польском плену, Воротынский стар, Мстиславский подозревался в связи с поляками. Освободители столицы Пожарский и Трубецкой не принадлежали к династическому роду Рюриковичей. Неожиданная развязка, напоминавшая истинное чудо, произошла 7 февраля 1613 года. Внезапно появившийся дворянин из города Галича буквально потряс выборных Собора логикой доказательств в пользу избрания на царский престол молодого боярина Михаила Федоровича Романова.
Первоначальное основание и затем развитие древнейших городов северной Руси в связи с колонизацией племен представляют несомненно интересные пункты в истории первобытной русской жизни, хотя вследствие значительной отдаленности событий от настоящего времени и особенно за недостатком относящихся к ним документальных данных эта история является преимущественно в тусклом свете. В длинном ряду древнерусских городов Кострома не менее других возбуждает к себе интерес перипетиями своего основания и последующего устроения впредь до окончательного своего сформирования и распланировки. Из минувших судеб города Костромы наше внимание ныне остановилось на истории лишь кремля Костромского, известного в XVII-XVIII веках под названием «Старый город».
По замыслу Петра I одной из главных задач, поставленных перед вновьсозданной Академией наук, должна была стать ее деятельность по распространению просвещения в России.
В своих поездках Екатерина стремилась поддерживать образ православной императрицы, что отражалось в её аккуратном исполнении религиозных обрядов. Практически в каждом населённом пункте, сойдя с лошадей или с пристани, она шла прямо в церковь, выстаивала службу, выслушивала литургию, прикладывалась к образам и мощам святых.
Мысль о сооружении исторического памятника в Костроме возникла после знаменитого в летописях Русской истории путешествия Императора Николая Павловича по России в 1833-34 годах. Великая Русская земля сосредоточивалась в себе и самоуглублялась после пережитых ею великих испытаний и явлений исторической жизни. Героическая эпоха 12-го года еще так ярко и ясно жила в сознании, 14-е декабря 1825 года было еще так близко, – и оно так отрезвляюще подействовало на самопознание образованных людей, персидская и турецкая войны покрыли славою молодого Царя и, наконец, восстание Польши, усмиренное после геройской борьбы с обеих сторон... Все эти важные эпизоды истории учили интеллигенцию России одному чрезвычайно важному и необходимому знанию – помнить и знать историю отечества, и ни в каком случае не забывать героических подвигов предков, а особенно исторических личностей.
Создаётся впечатление, что Пушкин написал «заказные» стихи «на случай», содержание которых достойно осуждения. Но так ли это на самом деле? И согласуется ли такая оценка «Клеветникам России» с той, какую давал им, например, в своей монографии Г. П. Макогоненко, утверждавший, что «клеветникам России отвечает не одинокий поэт, вдохновлённый патриотическим чувством, но поэт, почувствовавший свою кровную связь с народом»
Меньшиков признает, что русский национализм только начал свое становление: «в течение долгих веков народ вырабатывал себе “православие” и “самодержавие”», пока «его “народность” пребывала в некотором забвении», и вот, «просыпающийся к сознанию», он «видит себя во власти иноземных и инородных стихий»
Илья Гольберг демонстрирует репортажные снимки Костромской области начала второй половины XX века.
Меня больше всего интересовали в сундуке вязаные большие салфетки из прочных темных ниток — вот бы на бредень взять, и воображение мне рисовало, как со своим приятелем Костькой мы ловим им рыбу в реке Нее. Из этого сундука извлекался старый зонтик с ручкой из слоновой кости. Он не открывался, но мы не понимали его назначения. В Парфеньеве с зонтиками не ходили. Иногда разве летом на бульваре увидишь какую-нибудь даму с белым зонтиком. Но для чего летом зонт, когда небо чисто, — мы не понимали…
2